Из опыта работы учителя химии. Химическое краеведение – составная часть внеклассной работы
Автор: Ейде Елена Васильевна, учитель химии школы №7 п. Висим Свердловской области
Описание: данный материал может быть полезен учителям химии, географии, биологии, руководителям краеведческих кружков.
Цель: организовать и спланировать внеклассную краеведческую деятельность по химии.
Задачи: расширить и применить полученные знания на уроках истории, географии, биологии.
Одной из важнейших задач школы является воспитание у учеников любви к родному краю. Эта задача успешно решается в результате изучения истории, культуры, природных богатств, промышленности и сельского хозяйства своего региона. Краеведение является тем фундаментом, на котором у учащихся развивается чувство патриотизма.
Объектами химического краеведения служат полезные ископаемые, их добыча и переработка, все виды промышленности, сельскохозяйственное производство, флора и фауна, охрана природы.
При формировании химических понятий и изучении многих теоретических вопросов приходится сравнивать между собой различные вещества и материалы. Без применения предметной наглядности учителю химии обойтись достаточно сложно. При изучении химии учащиеся обязательно должны как можно чаще видеть вещества и работать с ними. Развивать интерес школьников к химии можно при непосредственном изучении самих веществ в быту, в природе, на производстве.
На Урале в качестве раздаточного материала по химии можно применять многие материалы: горные породы, сырье и продукцию химических предприятий. Это помогает не только формировать логически взаимосвязанные понятия «состав» – «строение» – «свойства» – «применение», но и знакомиться с минеральным богатством своего края, историей их открытия и использованием в народном хозяйстве.
Хорошо организованное и успешно осуществляемое краеведение дает возможность учителю химии:
1. Познакомить учащихся с природными богатствами родного края и планомерным их освоением.
2. Показать на конкретных примерах ведущую роль химии в комплексном использовании сырья и утилизации отходов разнообразных промышленных производств.
3. Развивать любознательность, интерес к предмету, навыки коллекционирования, определения минералов в походных условиях, а также чувство коллективизма, товарищеской взаимопомощи и взаимовыручки.
4. Углубить межпредметные связи химии с биологией, физикой, географией, историей.
5. Углубить профориентационную подготовку старшеклассников.
Основу краеведческой работы по химии в условиях Среднего Урала должны составлять производственные экскурсии и походы с целью ознакомления учащихся с важнейшим экономическим потенциалом региона – предприятий по добыче, обогащению и переработке природных ресурсов. Для промышленности Урала характерны сочетания небольших старых заводов с новыми мощными предприятиями, многоступенчатые производственные связи, разнообразие сырьевых ресурсов, а также основной и побочной продукции. В этих условиях краеведческая работа требует от учителя значительных усилий и больших затрат времени, особенно на первоначальном подготовительном этапе, связанном с выбором и предварительным знакомством с объектом экскурсии или похода.
Подготовку к активной краеведческой деятельности следует начинать с первых уроков химии, на которых учитель рассказывает о выдающейся роли Урала в развитии отечественной металлургии и химической промышленности. Учитель обычно приводит при этом яркие примеры из краеведческой литературы, часть которой рекомендуется для домашнего чтения. В дальнейшем отдельным учащимся (по желанию) можно предложить выступить с соответствующими сообщениями на уроках или внеклассных мероприятиях. Из этих школьников, интересующихся жизнью своего края, складывается, как правило, ядро краеведческого кружка.
Сформированный краеведческий кружок под руководством учителя разрабатывает устав и принимает план работы. При этом важно правильно сочетать самодеятельность школьников, их мнения и пожелания с ненавязчивым руководством учителя. На первых порах необходимо запланировать небольшие экскурсии и несложные летние походы с тем, чтобы кружковцы смогли постепенно приобрести необходимые знания и опыт краеведческой работы. Выбор объекта экскурсии должен быть связан с программой предмета, изучаемого в данных классах, с тем чтобы обеспечить доступность восприятия наблюдаемого.
Следующий этап подготовительной работы – пополнение теоретических знаний и одновременно с этим создание необходимой материальной базы. С этой целью школьники изучают доступную для них литературу, определяют объекты их будущих экскурсий.
Перед походом или экскурсией собирается и проверяется необходимое снаряжение. Особое внимание необходимо уделить дисциплине и технике безопасности в условиях походной жизни. Каждому путешествию предшествует предварительное знакомство учителя с объектом изучения, а также оформление соответствующего соглашения с руководством предприятия, в котором помимо формального разрешения должно быть точно согласованные сроки, место и ответственное лицо (специалист, экскурсовод). Предварительно необходимо также познакомиться с людьми, которые могли бы рассказать школьникам что-либо интересное об истории и развитии данного завода или рудника. Учитель должен хорошо изучить транспортные средств, водные источники и другие, необходимые в походной жизни объекты.
После проведения похода или экскурсии начинается важный заключительный этап – обобщение и оформление результатов краеведческой работы. Этот этап ценен не только с точки зрения приобретенных новых знаний, расширение кругозора, но и полезен для приобретения и развития усидчивости и полезных навыков художественного оформления стендов, фотографирования. Одной из целей работы кружка в этом плане является пополнение или создание школьного краеведческого музея, пополнение кабинета химии необходимыми наглядными пособиями раздаточным материалом.
В данной статье предлагается пример похода «За мурзинскими самоцветами»
Цель похода: пополнение школьной геологической коллекции
Маршрут: Висим – Новоасбест – Мурзинка – Нижний Тагил – Висим.
Выехав из Висима по Свердловскому шоссе туристы сворачивают на Петрокаменский тракт, по которому прибывают в Новоасбест. Свое название поселок получил от добываемого здесь асбеста – группы минералов, обладающих рядом характерных свойств. Асбест способен разделяться на волокна. Он имеет высокую механическую прочность на разрыв и высокий модуль упругости на изгиб и скручивание, отличается незначительной тепло- и электропроводностью и кислотно-щелочноупругостью. Изделия из асбеста не горят. В России асбест впервые был открыт на Урале в 1720 году около Невьянка Сафроном Семеновичем Сагрой. И здесь в Новоасбесте он добывался еще до революции, о чем свидетельствуют отвалы и выработки по правую сторону Петрокаменского тракта. Причем добывался в основном коротковолокнистый хризолит – асбест, отливающий зеленоватым цветом, расположенный прожилками в горной породе серпентините. Учащиеся совершают экскурсию, собирают коллекцию асбеста, серпентина, роговой обманки.
Советские ученые внесли большой вклад в изучение физико-химических свойств асбеста. Академик Н.С. Курнаков, профессора Ф.В. Сыромятников, В.В. Аршинов и другие первыми среди ученых дали полный химический анализ асбеста не только отечественных месторождений, но и крупнейших месторождений мира. Возникла новая отрасль строительной промышленности – асбестоцементная. Из асбестоцемента изготовляют шифер, асбестоцементные трубы, специальные электроизоляционные доски, изоплиты. Многие асбестоцементные текстильные изделия широко применяются в авиационной, танковой, автомобильной промышленности. В последнее время асбест весьма эффективно стал применяться в качестве наполнителя пластмасс, резины, асфальтовых дорожных покрытий.
После экскурсии туристы отправляются в дальнейший путь – Мурзинку. Делают радиальные выходы в окрестности Мурзинки. Этому району нужно уделить большое внимание, и если позволяет время, поработать здесь 3 – 4 дня. Прежде всего, нужно познакомиться с экспонатами минералогического музея имени А. Е. Ферсмана, который был открыт благодаря стараниям старейшего минеролога – любителя Ивана Ивановича Зверева.
В Мурзинском самоцветном районе можно найти топазы, различной окраски бериллы (голубовато-зеленые – аквамарины, золотисто-желтые – гелиодоры, бесцветные – ростериты), турмалины. Около старых копей можно найти аметисты, морионы, различные слюды, цитрины, аквамарины. Часто встречается письменный гранит.
После сбора образцов, бесед с местными жителями, посещения минералогического музея в Мурзинке экскурсанты возвращаются в Нижний Тагил.
Нижнетагильский краеведческий музей содержит уникальную коллекцию минералов. В минералогическом музее станции юных туристов собраны отличные образцы горных пород и минералов. Кроме этих музеев школьники могут познакомиться с природными соединениями химических элементов в минералогическом музее горно-металлургического колледжа, в зданиях рудоуправления, музее заводской техники НТМК.
После посещения музея путешественники возвращаются домой.
Рекомендуем посмотреть:
Внеклассное мероприятие по химии для 8 класса
Конспект урока химии 9 класс. Кислородные соединения углерода
Кроссворд с ответами по анатомии для учащихся 8 класса
Создание авторских учебных пособий по химии
Похожие статьи:
Конспект интегрированного урока по ОБЖ и химии в 11 классе
Методическая разработка урока химии 9 класс
Конспект урока химии для 9 класса
Конспект урока химии для 10 класса по теме «Изучение метанола и этанола»
Практические работы по химии 9 класс