Внеклассное мероприятие для старшеклассников. Сценарий «Курить – вредить себе и другим!»
Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Сегодня в России очень много говорят о проблеме здоровья молодёжи, как будущего нации. Поэтому, чем раньше у человека формируется мотивация, осознанная необходимость заботиться о своём здоровье, тем здоровее будет каждый человек и общество в целом.
Современная российская школа в условиях модернизации образования призвана создать условия для разностороннего развития личности, усвоения учащимися определенной суммы знаний, формирования умений и навыков, соответствующих запросам социума. И очень важно, начиная с самого раннего возраста воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку Природой.
В соответствии с Программой развития нашей школы «Школы здоровья», программой инновационной деятельности мною проводятся различные формы урочной и внеурочной деятельности, цели, задачи, содержание которых связано с формированием ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ. Проблема курения молодежи важна для нас, педагогов, общества в целом, ввиду того, что курение стало общественным злом, которое необходимо устранять. Самая подверженная этому категория – школьники, дети, студенты. Наверное, уже привычной стала картина, когда мы проходим мимо учебного заведения и видим куривших на ступеньках школьников. В нашей школе проводится большая работа, направленная на профилактику табакокурения, алкоголизма, наркомании. Главное хотелось бы достичь результата в этой работе. Процесс так зашел далеко, что увлечение курением стало не только модой, но уже определенной нормой подрастающего поколения – и это очень беспокоит. Моя работа заключается в проведении превентивных программ, классных часов, внеклассных мероприятий, в разработки социальных проектов и воспитательных дел, цель которых привлечь как можно больше родителей, школьников для решения данной проблемы. Наряду с традиционными методами и формами работы, я использую инновационные технологии: игру и студию.
Цель: формирование ценностного отношения школьников к своему здоровью и здоровью окружающих.
Задачи:
1. Формировать негативное отношение обучающихся к курению,
2. Способствовать формированию положительной мотивации, выработки своего индивидуального способа поведения, позволяющего сохранить своё здоровье и здоровье окружающих в современных условиях жизни,
3. Расширять знания школьников о вреде курения на организм человека.
Место и сроки проведения: Мероприятие проводится для обучающихся 9-10 классов, продолжительность мероприятия 50-60 минут.
Технология: студия.
Подготовительный этап:
1. Работа с литературой, определение ведущих, приглашение врача для проведения беседы, родителей.
2. Подготовка выставки литературы, совместно с библиотекарем школы «О вреде курения» (желательно в кабине, где проводится мероприятие).
3. Проведение анкеты школьников 9-10 классов, обработка результатов, подготовка презентации по результатам анкетирования и презентации «Вредные привычки и их последствия».
Вопросы анкеты «Ваше отношение к курению».
Вопрос Ответ
1.Вы пробовали когда -нибудь курить? Да, нет.
2. Вы продолжаете курить? Да, нет, иногда.
3. Сколько сигарет вы выкуриваете в день? 1-2 сигареты, 3-10 сигарет,
1 пачка
4. Какие сигареты вы курите? Легкие, обычные
5. Как вы относитесь к курению? Положительно, отрицательно, нейтрально.
6. Пробовали ли вы бросить курить? Да, нет.
Оборудование: DVD, фильм «Табакокурение и его действие на организм», мультимедийный комплекс, презентация «Вредные привычки и их последствия (приложение), раздаточный материал (карточки с тезисами, с заданиями для групп, с вопросами, карточки для рефлексии, бумага, фломастеры), плакаты с высказываниями о курении:
А. Дюма:…я отложил свою сигарету и поклялся, что никогда не буду курить. Эту клятву я твердо сдержал и вполне убежден, что табак вредит мозгу так же определенно, как и алкоголь.
Л.Н. Толстой: Бросив курить, я стал другим человеком. Просиживаю по пять часов кряду за работой, встаю совершенно свежим, а прежде, когда курил, чувствовал усталость, туман в голове…..
С.П. Боткин: Если бы я не курил, то прожил бы еще 10-15 лет. Столько бы еще сделал для науки, для спасения людей, но, увы, не сумев избавиться от своей пагубной привычки, не смог спасти себя.
Содержание мероприятия:
I. Пролог:
Деление класса на группы, количество групп зависит от количества детей и заданий, которые будут использоваться в практикуме, основной ведущий мероприятия – учитель и два помощника - школьники.
1 ведущий:
Попробовал разок ты закурить
Вошло в привычку, а назад дороги нет!
А многим людям невозможно с этим жить,
Курение наносит тяжкий вред!
2 ведущий:
А ведь здоровьем каждый дорожит,
Кому проблемы лишние нужны?
Ведь надо жить, любить, творить.
Зачем тебе курение, скажи?
1 ведущий:
Ты думаешь, что бросить так легко?
Ты заблуждаешься и очень глубоко!
А ведь здоровье никогда ты не вернешь,
Подумай, для чего ты живешь?
2 ведущий: Показ презентации «Вредные привычки и их последствия».
Немного статистики:
У некурящих ребят после преодоления стометровки пульс достигает обычно 120-130 ударов в минуту, у курящих до 180 и более.
Никотин подстегивает сердце, заставляет сильнее его работать:
Сердце курильщика сокращается в сутки лишних 20-25 тысяч раз.
Каждая сигарета сокращает жизнь человека в среднем на 12 минут.
У курящих людей рак возникает в 20 раз чаще, чем у некурящих.
II. Этюд:
Беседа врача или учителя о вреде курения (3-5 минут).
Курение - это не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая наркомания, и тем более опасная, что многие не принимают ее всерьез. Наука стала заниматься изучением проблем, связанных с курением, сравнительно недавно. Что же выяснилось?
1. Нет такой системы органов в теле человека, не страдающей от курения.
2. Степень вреда зависит от возраста, в котором человек впервые приобщился к курению, а также от количества выкуриваемых сигарет.
3. Страдают чаще те, кто пристрастился к курению с малых лет. Табачный конденсат-жидкость, выделяется из дыма и оседает на сигарете, содержит большое количество вредных веществ-пестициды, нитрозоамины, бензопирен, винилхлорид, формальдегид, большое количество радиоактивного элемента-полония. Чрезвычайно опасен для человека и сопутствующий дым, т.е. дым, поднимающийся из пепельницы, или от дымящей сигареты. В побочном дыме содержатся высокотоксичные и канцерогенные вещества. Пребывание в течение 8 часов в закрытом помещении, где курят, соответствует выкуриванию более 5 сигарет. Количество попадающих в организм вредных веществ зависит от количества ежедневно выкуриваемых сигарет и от того, в течение какого времени человек курит. А также от содержания вредных веществ в сигаретах, их длины, вида фильтра, и наконец, от способа курения: темпа курения, числа затяжек, глубины и длительности дыхания и длины остающегося окурка. Последние данные свидетельствуют, что в России курят 75% мужчин 21% женщин.
1 ведущий: Как же обстоят дела с курением у нас в школе?
2 ведущий: Результаты анкетирования, обучающихся 9-10 классов, всего принимало участие-32 школьника.
Вопрос Ответ
1. Вы пробовали когда - нибудь курить? Да, нет
2. Вы продолжаете курить? Да, нет
3. Сколько сигарет вы выкуриваете в день? 1-2 сигареты,
3-10 сигарет,
1 пачка
4. Какие сигареты вы курите? Легкие, обычные
5. Как вы относитесь к курению? Положительно,
отрицательно,
нейтрально
6. Пробовали ли вы бросить курить? Да, нет
Учитель: Сегодня курение считается первопричиной многих болезней и короткой продолжительности жизни. Вниманию школьников представлен фильм: « Табакокурение и его действие на организм» (фильм идет 15 минут, но можно использовать только фрагменты).
III. Экспликация:
1. Беседа с классом по фильму (беседу проводит учитель по вопросам):
• Какие вредные вещества содержаться в табачном дыме,
• Влияние табачного дыма на зубы, язык, желудок, слюну, гортань, легкие,
• Активное и пассивное курение.
2. Предложить школьникам закончить предложение (по выбору), проводит учитель:
• Сегодня я бросаю курить…,
• Кто не курит………………,
• Если куришь………………
Для снятия напряжения можно провести упражнения – энергизаторы (лучший результат, если проводит учитель):
- Потрем ладошки,
- Похлопаем по ногам,
- Пощелкаем пальцами,
- Потопаем ногами,
- Похлопаем руками над головой.
IV. Практикум:
1. Работа по тезисам: ведущие предлагают выбрать группам тезис.
• Если ты начал курить в подростковом возрасте, бросить курить невозможно,
• Без сигареты невозможно общение со сверстниками,
• Сигарета помогает преодолеть усталость и снять стресс,
• Если я сам не курю, мне нечего бояться находиться в компании курящих людей.
2. Задание по группам: Слово учителю - Знаменитая фраза
« Одна капля никотина убивает лошадь». И почему это не беспокоит курильщиков?
Нарисовать (не более 5 минут) лошадь, умирающую от капли никотина, презентовать рисунок каждой команде.
3. Заключительное слово (учитель):
В приобщении к табаку каждый курильщик проходит обычно три стадии. Первое знакомство с сигаретой оставляет, как правило, неприятное впечатление, дело может окончиться легким отравлением. Однако табак-это наркотик, и постепенное отвращение к нему пропадает, курильщик может испытывать удовольствие от запаха дыма, от действия его на организм. Это вторая стадия. И третья стадия: курильщик начинает осознавать, что кроме удовольствия, табак приносит и много неприятностей. К нам в школу приходят выпускники, отслужившие в армии, они рассказывают о большой физической нагрузке, которую им приходилось испытывать, не все выдерживали. Одна из причин – курение в школьные годы. Курение-причина того, что кожа становиться менее эластичной, лишается приятной свежести, слишком рано покрывается морщинами. Кроме того, надо помнить, что каждая девушка-это будущая мама, курение может плохо повлиять на ее потомство. Какой же вывод? Лучше не начинать! А уж если начал - скорее бросить!
V. Рефлексия:
Использование методики незаконченного предложения (карточки для рефлексии находятся на столах, и каждый школьник выбирает свое предложение и по желанию зачитывает):
• Я себя чувствовал………
• Главным для меня было…..
• За этот час я понял (а)…….
VI. Заключение: выходят ведущие и читают стихи:
1 ведущий: Не нужны сигареты дурацкие эти - ни мне, ни родным, никому на свете.
2 ведущий:
Давайте покончим с бедой навсегда, бросаем курить.
Здоровый образ жизни выбираем мы.
Литература:
1. Программа развития Школы Здоровья. МОУ СОШ №5 - г. Саянск,
2010 год, 30с.
2. Стефановская Т.А., Классный руководитель. - Иркутск, 2003.-237с.
3. Борзова З. В., Дидактические материалы по биологии и ОБЖ. Методическое пособие. - Москва, Творческий центр, 2007, 121с.
3. Алоева М. А., Классные часы в 9-11 классах.- Ростов-на Дону, Феникс, 2008, 345с.
4. Баль Л. В., Формирование здорового образа жизни Российских школьников. - Москва, Владос, 2006, 142с.
Рекомендуем посмотреть:
Программа профилактической работы по борьбе с курением «Твой выбор» для школьного летнего лагеря
Интерактивное занятие для студентов с ОВЗ о вреде курения в техникуме-интернате
Внеклассное мероприятие ко Дню отказа от курения. Сценарий для 5-9 класса
Сценарий классного часа о вреде курения, 9 - 11 класс
Похожие статьи:
Классный час о вреде курения 9 класс
Классный час о вреде курения, 6 класс
Международный день отказа от курения. Мероприятие в школе. Сценарий
Классный час «Влияние табака на организм подростка»
Классный час «Никотин и его разрушительная сила», 6 класс