Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Освоение обновлённого учебно – методического комплекса по русскому языку для 5-6 классов под редакцией Разумовской

Освоение обновлённого в соответствии с ФГОС учебно – методического комплекса по русскому языку для 5-6 классов под редакцией М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос, В.В. Львова
В нашей школе № 2 г. Котельнича все учителя перешли на изучение курса русского языка по программе М.М. Разумовской с 2001 года. Два последних года: в 2012 году – в 5 классе, в 2013 году - в 6 классе - я учила детей по переработанному учебнику русского языка под ФГОС. Это учебник под ред. доктора пед. наук, профессора Маргариты Михайловны Разумовской, Светланы Ивановны Львовой, Валентины Ивановны Капинос, Валентина Витальевича Львова и др. Этот учебник написан по оригинальной авторской методике, реализующей идею синтеза языкового и речевого развития школьников. Учебник одобрен экспертными организациями РАН, соответствует ФГОС и включён в Федеральный перечень учебников. За создание учебной линии авторскому коллективу присуждена премия Правительства РФ в области образования.
В УМК входят:
1) Методическое пособие для учителя, в котором рассказано о построении и содержании учебника, представлено планирование работы, приведены конкретные советы о том, как изучать наиболее сложные темы курса, даны контрольные работы ( диктанты, изложения, тесты), дан дополнительный дидактический материал, который учитель может использовать на уроке.
2) Тетрадь для оценки качества знаний, где содержатся разнообразные задания, соответствующие учебной программе по русскому языку. Они направлены на проверку теоретических знаний и практических умений школьников. Тетрадь предназначена для проведения на уроках текущего и итогового контроля по основным темам курса.
3) Рабочая тетрадь предназначена для закрепления и проверки знаний учеников по орфографии. В ней содержатся задания, направленные на совершенствование умений осмысливать и понимать чужое высказывание, свободно и правильно выражать собственные мысли в устной и письменной речи с учётом разных ситуаций общения и в соответствии с нормами литературного языка.

Апробация УМК по русскому языку для 6 класса показала, что система работы, предложенная авторами, эффективна, так как авторские идеи обеспечивают реализацию основных положений ФГОС второго поколения.
Синтез языкового и речевого развития учащихся, положенный в основу УМК, даёт возможность усилить коммуникативный аспект в обучении учащихся русскому языку.
Учащиеся 6б класса ( они учатся по обновлённому УМК) в отличие от 6А класса ( эти ребята учатся по старому учебнику под ред. М.М. Разумовской) усваивают систему знаний о языке и речи, способы оперирования ими, а также совершенствуют на этой основе виды речевой деятельности: осознанное, беглое и выразительное чтение, грамотное письмо, осмысленное понимание чужой речи, учатся свободно и правильно выражать собственные мысли в устной и письменной речи с учётом разных ситуаций общения.
В переработанной авторской программе умения связной речи не только отобраны и сгруппированы с учётом характера учебной речевой деятельности, но и максимально приближены к основным результатам обучения, характеризующим тот или иной этап обучения.
Так, в 6 классе вычленяются следующие коммуникативные умения, являющиеся основой метапредметных результатов обучения.
Чтение и аудирование.
Дети учатся осмысленно и бегло, с установкой на различение основной и дополнительной информации читать учебно – научные тексты, составлять план отдельных параграфов учебника. Просматривая тексты учебника, учатся выделять в них определения научных понятий, составлять схемы, находят фрагменты с информативным повествованием.
Слушая объяснение учителя, дети учатся следить за ходом его рассуждения, выделять в сообщении главную информацию и запоминать её. На уроках замечать и фиксировать в устных ответах товарищей недочёты в построении научных определений, «чтении» классификационных схем, в использовании языковых средств, в частности терминов. Третий год мы ведём специальные тетради, так называемые для правил, где схематично представляем темы, частные правила. По этим схемам ребята учатся рассуждать, доказывать, приводить примеры.
Следующее коммуникативное умение, которое помогает чётче усвоить обновлённый учебник Разумовской – это анализ текста. Дети учатся определять стиль речи, находить в текстах языковые средства, характерные для разных стилей речи, например, в 6 классе – для научного и делового стилей – выделять в текстах художественных произведений фрагменты с описанием места и состояния окружающей среды, в учебной литературе находить информативное повествование, рассуждение – доказательство, рассуждение – объяснение, проводить стилистический и типологический анализ текста, определять в отдельных абзацах текста способы и средства связи предложений. Всё это буквально готовит учеников к успешной сдаче основного государственного экзамена (ОГЭ).
Очередное коммуникативное умение – воспроизведение текста. Так, в учебнике имеются задания, требующие пересказывать учебно – научные тексты типа рассуждения – объяснения, информативного повествования. Это рубрики : «Учимся говорить на лингвистическую тему», «Учимся собирать и систематизировать информацию». Так, например, в 6 классе в одном из заданий «Учимся собирать и систематизировать информацию» нужно детям изучить схему «Система орфографических написаний», которая дана на форзаце, сравнить её с материалами параграфов 3 – 8 и подготовить устное выступление на эту тему. Требуется иллюстрирование примерами из указанных параграфов. Или, например, рубрика «Учимся создавать текст». Ученикам 6 класса предлагается такое задание: «В книге Ю. Коринца «Там вдали за рекой» есть глава, которая называется «Сочинение на вольную тему. Мальчик, герой повести, получает совет: «Писать можно обо всём! Например, вот об этой чашке! Или о сапогах! Или вот об этой герани! Вы согласны? Если да, то ответьте, какие действия нужно выполнить пишущему, о чём подумать, чтобы сочинение получилось». Или, например, мы выполняем задания рубрики «Учимся читать художественный текст». Здесь требуется прочитать текст, определить тему текста, найти обобщающее предложение, в котором выражена основная мысль текста. Как эта мысль раскрывается в данном отрывке? Следует решить задачку, сколько микротем в тексте, назвать каждую микротему, записать план текста. Безусловно, данный вид работы готовит ребят к сдаче ОГЭ, в частности, к написанию сжатого изложения, где дети должны соблюсти микротемы, последовательно изложить мысли данного текста.
Созданию текста учат специальные уроки говорения. Им есть место в КТП. Здесь мы учимся создавать устные высказывания, например, составлять краткое информационное сообщение( типа аннотации) о книге или статье, или фильме, или телепередаче. Так, здесь дети учитывают, о чём говорится и что говорится. Дают отзыв о прочитанной книге или о сочинении какого – либо ученика, или об устном ответе учащегося, или о каком – либо небольшом рассказе. Здесь требуется не просто пересказать суть повествования, но дать ответ в форме рассуждения с оценочным тезисом и его обоснованием.
Учебник предлагает значительное количество заданий на совершенствование навыков чтения – понимания лингвистического текста. В нём подчёркивается важность этой работы специально выделенной рубрикой «Учимся читать и пересказывать лингвистический текст». Чтобы ребёнок мог овладеть лингвистическим знанием, свободно ориентироваться в языковом материале, ему необходимо усвоить соответствующие речевые обороты, словосочетания, понятия, термины, которые бытуют только в условиях специфичной языковой среды, только в лингвистических текстах. Но таким научным языком 12 – летние дети не владеют, т.к. в нём нет жизненной потребности и соответственно нет необходимой речевой праrтики. Этот язык осваивается в ходе постижения особой предметной области знания, только в ходе занятия лингвистикой. Именно поэтому в учебнике предусмотрена систематическая работа с лингвистическим текстом.
Таким образом, для каждого года обучения выделяются умения, связанные с различными видами учебной речевой деятельности (чтением, аудированием, анализом устного и письменного высказывания, воспроизведением текста, созданием собственного высказывания и его совершенствованием).
В учебнике систематически предлагаются задания, связанные с наблюдением, изучением, анализом изобразительно – выразительных средств языка в тексте, что тоже готовит учеников к ОГЭ.
Деятельностный аспект предъявления теоретического материала выражается в том, что в учебнике определения и правила в основном представлены в виде образцов рассуждений и адаптированных лингвистических рассказов. Нужно отметить также, что переработанные учебники не только предлагают теоретические тексты разных видов, но и организуют с помощью специальных заданий информационно – смысловую их обработку, учат правильно извлекать информацию не только из текстов лингвистического содержания, но и из схем, таблиц, инструкций. Подобная работа помогает ученикам успешно подготовиться к экзаменам по предмету, в частности, к лингвистическому сочинению.
В переработанных учебниках под ФГОС проявляется особенность в усилении внимания к развитию устной речи: систематически ведётся деятельность, связанная с усвоением норм орфоэпии и формированием навыков выразительной устной речи ( с характерным логическим ударением, интонацией, темпом и тембром речи). В 5 классе уделялось много внимания развитию навыка чтения. Тем не менее в 6 классе эту работу ни в коем случае ослаблять нельзя: практика показывает, что 6 – классники ещё не владеют должным образом этим видом речевой деятельности, они должны читать со скоростью не мене 100 – 120 слов в минуту, верно ставить смысловые (логические) ударения, соблюдать интонацию конца предложения, вопроса, восхищения, удивления, перечисления и т.д., понимать переносное значение слов и выражений, осознавать подтекст. Без специальных каждодневных усилий в этой области навык чтения – каким он должен быть – складывается медленно и может вообще не достичь необходимого уровня.
Ярко выражена ориентированность учебников данной линии на целенаправленное развитие языкового чутья и опору на него при проведении языкового анализа слова, что указано в требованиях ФГОС второго поколения.
Теоретический материал в обновлённом учебнике воспринимается учащимися лучше, так как цветной заливкой оформлена вся теоретическая информация, а также в справочных материалах предъявляются все виды языкового разбора с особыми примечаниями, касающимися сложных случаев анализа.
Считаю удачным то, что соблюдён принцип преемственности, а именно: новый материал вводится на фоне уже известного. Развитию и систематизации ЗУНов способствуют закрепительно – контролирующие блоки в конце разделов, а также специальные упражнения, например, в виде ЗСП, где на отобранной лексике демонстрируется взаимосвязь значения, строения и правописания слов. Так, ежеурочную словарную работу я организую на основе упражнений ЗСП. Для выполнения таких заданий требуется систематическое обращение к словарям, чтобы выяснить значение данных слов. В таких упражнениях указан морфемный состав каждого слова, необходимо обращение к этимологическому словарю за разъяснением происхождения слов.
В предлагаемой системе словарной работы , например, отрабатывается точное употребление слов на примере паронимов ( искусный – искусственный, обделить – оделить, раздеть – разодеть и др.).
Учебник стремится воспитать уважение к рукописной записи. Предусмотрены упражнения на безошибочное списывание крылатых выражений, высказывание знаменитых людей. Есть задания на заучивание с последующей записью поэтических строф выдающихся мастеров слова.
Знакомство с причастиями и деепричастиями обычно происходит в 7 классе, однако в новом учебнике изучение этой т рудной темы предусмотрено в 6 классе. Изменения традиционной структуры школьного курса родного языка вызваны прежде всего настоятельной потребностью в разгрузке самого сложного этапа в обучении русскому языку – 7 класса, где состредоточены наиболее трудные морфологические темы, связанные с изучением причастий и деепричастий, наречий и служебных частей речи, а также, естественно, правописанием слов этих грамматических групп. Многолетний эксперимент показывает, что такая перестановка даёт положительные результаты в усвоении родного языка.
Приступая к разговору о том, как лучше построить обучение причастию и деепричастию в 6 классе, считаю необходимым подчеркнуть основную причину, которая определяет сложность в усвоении этого языкового материала: в процессе изучения русского языка дети не овладевают навыком опознавания причастия и деепричастия. Отсюда многочисленные ошибки и в написании этих слов, и в пунктуационном оформлении предложений с причастными и деепричастными оборотами, и в проведении морфемного и морфологического анализа причастий и деепричастий.
Почему же эта категория слов плохо усваивается учениками, почему они с таким трудом её опознают, классифицируют, анализируют? Причина, конечно, в объективной, природной сложности данного языкового явления. Прежде всего для причастия и деепричастия характерна яркая стилистическая отнесённость – оттенок книжности. Это значит, что они сравнительно редко употребляются в бытовой речи, которая «на слуху» ребёнка и с которой он волей – неволей «сверяет» все языковые впечатления, получаемые на уроках русского языка. Особенно это касается причастия. Лингвистами, например, установлено, что причастия в разговорной речи составляют только 0,1%, а в книжной – 6%.
Как лучше усвоить данные темы? С первых минут знакомства с этой грамматической категорией слов нужно учить опознавать их на уровне осознания морфемного строения причастий и деепричастий, опознавания их специфических словообразовательных моделей. В связи с этим данная морфологическая тема самым тесным и органичным образом связана с разделом «Морфемика и словообразование», с теми словообразовательными понятиями, которые были изучены школьниками в 5 и начале 6 классов. Таким образом, лучше усваивают ученики темы «Причастие» и «Деепричастие» в 6 классе.
Одна из особенностей обновлённого учебника Разумовской под ФГОС состоит в том, что основной единицей обучения является текст, на котором рассматриваются разные языковые явления: фонетические, словообразовательные, морфологические и т.д. Это означает, что обучение грамматике ( в широком смысле этого термина) ведётся преимущественно на текстах: учебно – научных и художественных, которые являются образцом словесного творчества русских писателей и поэтов.
Мы с вами знаем, что художественный текст как явление словесного искусства требует особого подхода к анализу. Например, в 6 классе после знакомства с текстом, выразительно и ярко представленным учителем, помогут анализировать текст такие вопросы – задания, как:
1) Выпишите из текста слова, с помощью которых передаются краски осени. Какие это части речи? Только ли прилагательные вам придётся выписать? Объясните почему.
2) Выпишите слова, которые помогают описать пейзаж. В прямом или переносном значении они употреблены?
3) Найдите в тексте примеры художественных тропов. Какие из этих тропов основаны на употреблении слова в переносном значении?
4) Какие синонимы к такому – то слову вы можете подобрать?
5) Для чего в произведения использованы антонимы?
6) Выпишите из текста 7 глаголов и определите их время. Объясните, почему повествование сначала идёт в прошедшем времени, а затем появляются глаголы настоящего времени?
7) Докажите, что переносное употребление настоящего времени в значении прошедшего придаёт описанию большую яркость, живость, красочность, т.к. события, о которых повествует автор, словно приближаются к читателю и он как бы становится их участником.
8) Какой художественный эффект достигается использованием большого количества причастий и деепричастий? И так далее.
Таким образом, анализируя небольшие фрагменты художественных текстов, ученики постепенно овладевают элементарными навыками лингвистического анализа литературных произведений, а эти навыки в дальнейшей работе на урока русского языка будут совершенствоваться и готовить ребят к выполнению экзаменационных заданий. В обновлённом учебнике для 6 класса немало и таких упражнений, которые нацеливают на комплексный многосторонний анализ довольно больших отрывков из художественных текстов или даже самостоятельных произведений. Например, отрывок из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», стихотворение М.Ю. Лермонтова «Родина», стихотворение В.Я. Брюсова «Воздух живительный, воздух смолистый…, С.Я. Маршака «Правда и ложь» и др.
Большое значение в обновлённом учебнике уделяется орфоэпии. Начатая в 5 классе и продолженная в 6 классе систематическая работа по обучению нормам русского литературного произношения и ударения даёт ощутимые результаты в повышении культуры устной речи., в развитии речевого слуха учащихся, поднимает качество обучения русскому языку как учебному предмету. Запланированы и проводятся контрольные работы по фонетике и орфоэпии. В новой редакции учебников для 5 – 9 классов напечатана таблица «Трудные случаи фонетического разбора», призванная облегчить постижение фонетической системы русского языка и некоторых важных современных орфоэпических норм. К этой таблице мы обращаемся в течение всего учебного года: и на этапе обучения, и на этапе контроля.
Контрольные работы включают диктанты, сочинения, изложения и контроль за усвоением грамматических тем и норм культуры речи. Они содержат такие типы заданий, способ выполнения которых должен быть усвоен учащимися в ходе изучения соответствующей темы.
Некоторые контрольные работы предусматривают два уровня трудности, рассчитанные на выполнение:
1) Требований обязательного минимума (первый уровень);
2) Повышенных требований (второй уровень).
Приведу некоторые примеры контрольных работ. Например, в 6 классе контрольная работа № 5 по грамматике ( имя прилагательное, имя существительное) Цель работы: проверить такие умения: выделять из предложений словосочетания с прилагательными, определять части речи ( сущ. И прил.), проводить морфологический разбор этих частей речи, обнаруживать основу предложения, определять члены предложения, выраженные сущ. и прил., в том числе и кратких прилагательных. ИЛИ
Контрольная работа на проверку произношения имён сущ. и прил. Здесь такие задания, как:
1) Расставить ударения в данных словах.
2) Выбрать из двух вариантов произношения, записанных в транскрипции, правильный.
3) Образовать и записать формы степеней сравнения данных прилагательных. Поставить ударение.
4) Поставить в Р.п. мн. Ч данные существительные. Поставить ударение.
5) Затранскрибировать данные прилагательные, обозначить ударение.
6) Найти орфоэпические ошибки в указанных словах и исправить их и т.д.
Подобная контрольная работа проводится после изучения причастий и деепричастий.
Могу привести в качестве примера итоговую контрольную работу в 6б классе, которая была проведена с использованием части УМК – тетради для оценки качества знаний по обновлённой программе:
Анализ:
В классе 26 учащихся.
Выполняли работу 26 учащихся.
Процент усвоения материала – 100%
Качество усвоения материала – 84 %

Задание № 1. Перечислили части речи, с которыми учащиеся познакомились в этом учебном году – 100%
Задание № 2. Ученики написали о том, что нового узнали в разделе «Речь», следующее:
1)«Научился рассказывать правила своими словами, не заучивая, а понимая смысл»;
2) « Научилась писать сочинения на лингвистические темы. Сначала думала, что никогда не смогу научиться».
3) « Стал выразительнее читать учебные тексты по всем предметам»;
4) «Я стал выполнять норму техники чтения»

Задание № 3. Все учащиеся смогли правильно озаглавить данный текст, определить стиль и тип речи.

Задание № 4. 98% учащихся из данных слов составили предложения с причастным оборотом, выделяемым в письменной речи запятыми или запятой.

Задание № 5. 86% учащихся из текста задания №3 выписали все неповторяющиеся местоимения и сделали морфологический разбор одного из них.

Задание № 6. 100% учащихся выбрали правильную форму числительного и смогли просклонять выбранное словосочетание.

Задание № 7. 89% учащихся правильно вставили пропущенные буквы в причастия и обозначили морфему с данной орфограммой.

Задание № 8. 87% учащихся из орфоэпического словарика учебника выписали примеры слов, которые можно произносить двояко, не нарушая правил орфоэпии.
Согласно программе планирование в 6 классе отводит на речевую часть 35 часов из 210 (при 6 часах русского языка в неделю) и 33 часа из 175 часов (при 5 часах русского языка в неделю), остальные часы – на языковую часть.
В каких информационно-методических мероприятиях по апробируемым УМК я участвовала?
1. Открытый урок русского языка в 5б классе в 2012 году по теме «Микротема текста. Абзац» в рамках творческой лаборатории учителей русского языка области, проводимой ИРО в г. Котельниче. Творческая лаборатория называлась : « Разработка и апробация программы развития речи учащихся на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС». Руководила творческой лабораторией Рылова Анна Сергеевна.
2. В 2013 году- открытый урок русского языка в 6б классе по теме «Употребление местоимений в речи. Их произношение» в рамках ГМО.
3. В 2014 году - выступление на ГМО учителей русского языка и литературы по теме « Освоение обновлённого в соответствии с ФГОС учебно – методического комплекса по русскому языку для 5-6 классов под редакцией М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос, В.В. Львова»

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 6 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида Конспект урока русского языка в 5 классе Конспект урока русского языка в 6 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Падежные окончания и Дидактическая игра в 6 классе по русскому языку

Похожие статьи:

Конспект урока по русскому языку 6 класс

Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов

Методическая разработка урока по русскому языку. Творческое эссе: Морское путешествие в будущее

Конспект урока обучающего выборочного изложения в 6 классе

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: Неологизмы

Диалекты на Вятке. Исследовательская работа, 6 класс | Исследовательская работа ученика 8 класса. Диалектизмыв произведениях писателя Вылегжанина
Опубликовано: 3172 дня назад (23 июля 2015)
Просмотров: 4722
+3
Голосов: 3
Елена Александровна Конышева # 24 июля 2015 в 19:13 0
Добрый день! Ваш материал очень актуален на данный момент, особенно для молодых педагогов. С переходом на новый ФГОС реально необходима такая подробная информация об изменениях в любом УМК. Как учитель английского языка,я также столкнулась с данной проблемой и нахожусь в поисках аналогичных материалов по своему предмету. Голосую!
Галина Николаевна Сыромукова # 25 июля 2015 в 11:37 0
Спасибо!
Тамара Васильевна Енина # 25 июля 2015 в 14:05 0
Здравствуйте,коллега,вы написали грамотную, аргументированную статью об УМК М.М.Разумовской.Я работаю по этому комплексу уже более 15 лет,честно сказать, не заметила больших изменений в учебнике после введения ФГОС, кроме слов, что это измененный учебник соответствует новым стандартам.Да, изменили обложку, но содержание? В учебнике мало упражнений как таковых,это всегда было минусом этого УМК, много уделяется времени развитию речи -это плюс.Но в целом, не в какое сравнение он не идет с учебником Львовых без М.Разумовской.Хотелось бы узнать мнение других учителей по данному учебнику.а в целом не наша вина -плохие учебники или хорошие спускает нам Министерство, нам учить детей, а им - сдавать ЕГЭ.Удачи Вам в работе. Голос.
neli.karavaevva # 7 августа 2015 в 22:17 0
Ух!! "не в какое сравнение не идет...". Непростительно русоведу!
Галина Николаевна Сыромукова # 9 августа 2015 в 14:56 0
Непростительно русоведу писать "Не в какое сравнение не идёт". Отрицательное местоимение пишется так: НИ в какое!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!