Как обучают чтению (обзор основных подходов)
Для взрослых людей чтение – естественный процесс. Но для большинства детей обучение чтению требует упорства и усилий. Взрослые редко помнят, как трудно было научиться читать. Произносить букву, одну за другой, удерживая их последовательность в голове и пытаясь понять, что это за слово, потом таким же образом читать следующее слово…
Очень часто у ребенка много усилий уходит на то, чтобы прочитать даже одно слово, а когда он читает следующее, то нередко забывает предыдущее.
Попробуем перевернуть этот слайд, и представить, как бывает сложно ребенку, даже который знает буквы и звуки, соединить слоги в слова, слова в предложения и понять смысл прочитанного. И поэтому чтение для ребенка поначалу – скорее некая забава, чем получение новой информации.
Множество методистов занято попытками придумать такую методику, по которой было бы легко научить ребенка читать бегло и схватывая смысл. Многие учителя и конечно родители хотят, чтобы их ребенок научился быстро и хорошо читать, и думают, что это зависит от интеллекта, - но на самом деле это не так. Способности в обучении чтению мало зависят от этого показателя. Более того, исследования показали, что дети, испытывающие трудности в обучении чтению, часто имеют показатель умственных способностей выше среднего…
Существует мнение, что не важно, насколько хорошо ребенок научился читать в первом классе, - научится позже, с годами трудности пройдут. Это не верно. Успехи в чтении в первом классе во многом определяют уровень в старших классах. Хорошее чтение – это, в первую очередь, практика, поэтому те, кто лучше умеют читать сначала, читают в целом больше. Таким образом, с годами разница только увеличивается. Умение хорошо читать в ранние годы помогает развить на всю жизнь важную привычку читать.
Давайте разберемся, какие на данный момент существуют программы обучения чтению, и к каким результатам они приводят.
Фонетический метод - это система обучения чтению, которая основана на алфавитном принципе и центральным компонентом которой является обучение соотношениям между буквами или группами букв и их произношением. В основе ее – обучение произношению букв и звуков (фонетике), и когда ребенок накапливает достаточные знания, он переходит сначала к слогам, потом к целым словам.
Метод Зайцева. Единицей строения языка Зайцев определял склад. Склад – это пара из согласной и гласной, или из согласной и с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Эти склады Зайцев и написал на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру. Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими. Пользуясь этими складами, ребенок начинает составлять слова.
Эту методику можно отнести к фонетическим методам: склад – это нечто иное, как фонема (за исключением Ъ и Ь). Таким образом, методика Зайцева обучает читать сразу по фонемам, и при этом объясняет еще буквенно-звуковое соответствие.
Метод целых слов. Этот метод заключается в том, что детей обучают распознавать целые слова как целые единицы и не объясняют буквенно-звуковых соотношений. Обучение строится по принципу визуального распознавания целых слов. Ребенка не учат ни названиям букв ни буквенно-звуковому соотношению; ему показывают целые слова и произносят их, то есть ребенка учат узнавать слова как целое, не деля их на слоги и буквы. После того, как ребенок таким образом выучит 50-100 слов, ему дают тексты, в которых часто встречаются эти слова. Этот метод был популярен в 20-е годы прошлого века.
Лингвистический метод. Лингвистика – наука о природе и о строении языка; ее наблюдения и выводы используют в методах обучения чтению. Дети приходят в школу уже с большим запасом слов, и этот метод предлагает учить их читать знакомые слова, особенно те, которые употребляются наиболее часто. Сначала детям предлагается учиться читать на словах, которые читаются так, как пишутся. Читая такие слова, ребенок учится определять соответствия между буквами и звуками.
Метод Мура. Основа обучения – интерактивная среда. Мур начинает с того, что обучает ребенка буквам и звукам. Он вводит ребенка в лабораторию, где стоит специальная печатная машинка, произносящая звуки или названия символов, когда на них нажимаешь. Так ребенок выучивает названия букв и символов (знаков препинания и цифр). Следующий шаг – ребенку показывают серии букв на экране, и он их набирает на такой же печатной машинке, и машинка произносит эти серии, например, короткие простые слова. Далее Мур просит писать, читать и печатать слова и предложения. Его программа включает также устную речь, слушание и письмо под диктовку.
Из всего вышесказанного следует вывод, что любое обучение должно быть основано на твердом понимании букв и звуков.
Наряду с этим необходимо учить детей выразительному чтению. Для этого используют фонетическую ритмику при чтении слоговых рядов в период обучения грамоте.
Рекомендуем посмотреть:
Успешность в обучении младших школьников
Духовно-нравственное воспитание младших школьников
Комплексная работа с текстом в 4 классе по теме: «Н.И. Сладков. Скворцы прилетели»
Формирование познавательных универсальных действий на уроках в начальной школе
Похожие статьи:
Обучение грамоте - как один из основных разделов изучения языка
Использование произведений детских поэтов в воспитательной работе в начальных классах
Методика наблюдения за девиантным поведением младшего школьника
Создание условий для реализации мотивационной деятельности учащихся начальных классов на уроке