Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Сестрицы - матрешки».
Тема: «Сестрицы - матрешки».
Описание работы: данный конспект разработан для проведения занятия по познавательному развитию для старших дошкольников.Проведение данного занятия предполагает предварительную подготовительную работу с дошкольниками, а именно: заучивание стихов, частушек, пестушек.
Назначение:конспект будет полезен воспитателям детских садов.
Цель: знакомство с историей возникновения народного промысла по изготовлению русской матрёшки и с отличительными особенностями матрёшек из разных областей России.
Задачи: формировать интерес к искусству русского народа,
- развивать общеинтеллектуальные умения: сравнение, анализ, обобщение,
- воспитывать чувство национального самосознания, любовь к декоративно-прикладному искусству нашей Родины.
Дидактический материал и оборудование: иллюстрации матрёшек ,из Сергиева Пасада ,
из Полховского Майдана , семёновская матрёшка.
Ход занятия.
Загадка:
Ростом разные подружки
Не похожи друг на дружку
Все они сидят друг в дружке
А всего одна игрушка.
Дети отвечают: «Матрешка»
«Правильно! Это известная во всем мире КУКЛА. (Беру с полки матрешку и показываю детям). Но она необычная. В ней прячется целое семейство. Где же остальные? Ищите, на то и игра. (Дети рассматривают игрушки).
А хотите услышать историю, которая произошла с одной из матрешек? Садитесь на лавки и слушайте.
В цветастом платке, с ярко-розовыми щеками эта матрешка давно красовалась на самой видной полке магазина. Рядом с ней поставили другую, такую же расписную красавицу.
- Давайте познакомимся, - сказала новенькая – Как тебя зовут?
-
Я не чашка, я не плошка,
Я веселая матрешка,
А внутри меня семья –
Семь подруг, таких как я.
- Во мне тоже живут семь мал - мала меньше таких же как я.
Не могу понять, зачем нас люди делают так, что одной другая живет.
- Оттого, что они по-своему подобию нас придумывают. И в любом человеке всегда несколько других живет. Откроешь одного, а там второй, откроешь второго, а там третий. Вот так и нас делают. В большой матрешке много других живет, и каждая что-нибудь свое знает.
- А мне неприятно, что во мне другие живут, - сказала новенькая.
Всю ночь расписные красавицы болтали о том, как они устроены. Утром в магазине продавец взял матрешку, которую только вчера на полку поставили, и вынул из нее младших сестриц. Опустевшая матрешка просияла, шепнула на ухо своей соседке:
- Внутри меня свободно и легко стало. Теперь я знаю, что я – это только я.
В это время в магазин вошли папа с дочкой.
- Купи мне, пожалуйста, матрешку, - попросила девочка и показала пальцем на пустую красавицу.
- Ой, вырвалось у нее, когда она раскрыла матрешку. – Мне с ней неинтересно, она пустая. Дайте мне другую, ту, что рядом.
Не успела девочка поставить перед собой на прилавок вторую матрешку, как из нее выпрыгнули 7 похожих одна на другую сестричек.
Первая, глядя в глаза девочке, крикнула озорным голосом:
-
Я шустрее всех матрешек, я противница подножек.
Вторая:
-
Будь скворцом, синицей, павой, но не будь пустой забавой.
Третья матрешка улыбнулась девочке и продолжала:
-
Будь ужом, ежом, лягушкой, но девчушкой не простушкой.
Четвертая склонила голову на бок, извинилась:
-
Я петь не умею, я лучше тебе сказку расскажу, когда ты домой вернешься.
- А я тебя научу сарафаны шить, переднички вышивать – сказала девочке пятая.
Шестая матрешка была очень серьезной. Она сказала густым голосом:
- А
я научу тебя быть в доме хозяюшкой.
Седьмая, самая маленькая, подпрыгнула и сказала:
-
Я душа матрешки главной, самой милой, самой славной.
Вот такая история приключилась с одной из матрешек.
Физминутка: " Матрёшки"
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)
- А вы знаете, ребята, откуда появилась на Руси матрешка? (Ответы детей: - Нет не знаем!) Сейчас я вам об этом расскажу.
- Если вы считаете “русскую матрешку” исконно русской игрушкой, то вы ошибаетесь.
Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу, привезенному из Японии. Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума - лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий.
Первая матрешка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали детей разных возрастов.
Ее создателями были токарь В.П.Звездочкин, который выточил первых деревянных кукол и художник С.В.Малютин.
Изначальные сюжеты русских матрешек были исключительно женскими: румяных и полных деревянных красных дев рядили в сарафаны и платки, изображали их с кошками, собачками, корзинками, цветами. Неожиданно выяснилось, что русские матрешки пользуются большой популярностью в Европе, особенно в Германии и Франции. В начале XX-го века начался просто массовый вывоз матрешек за границу. Собственно в это время за матрешками и закрепилось репутация “исконно русских”.
Интересно и то, что после появления первой матрешки в разных районах России художники начали расписывать матрешек. И все они делали это по-разному.
Существуют 3 основных центра изготовления матрешек.
Матрёшки из Сергиева Пасада (Показываю иллюстрацию матрешки)
Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор на переднике узор.
Знаменит платочек мой разноцветною каймой.
Сергиев Посад был колоритным исконно русским городком. Матрёшка из Сергиева Посада имеет ряд отличительных черт: приземистую форму, верх, плавно переходящий в утолщающую нижнюю часть фигурки, роспись гуашью и лаковое покрытие.
Матрёшки из Полховского Майдана (Показываю её изображение)
А я, подружки, из Майдана, могу я стать звездой экрана.
Украшен мой наряд цветами с сияющими лепестками
И ягодами разными, спелыми и красными.
Своей формой полховская матрешка заметно отличается от своих cергиевских и семеновских сестер. Роспись полховских матрешек строится на сочетании малиново-красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру.
Матрёшка семёновская.
Я из тихого зеленого городка Семёнова.
Я в гости к вам пришла.
Букет цветов садовых розовых, бардовых
В подарок принесла.
Одним из основных центров по изготовлению и росписи матрёшек является город Семёнов. Основой композиции в росписи семёновской матрёшки, считается фартук, на котором изображён букет пышных цветов. В настоящее время мастера используют в росписи три цвета – красный, синий и желтый, варьируя сочетания цветов платка, сарафана и фартука.
А теперь давайте немного с вами поиграем. Я раздаю вам изображения матрешек, а вы должны сказать, какая это матрешка: Семеновская, Полхов-Майданская или Сергиево-Посадская. И по каким признакам вы это поняли.
После окончания игры еще раз закрепляю с детьми историю возникновения матрешки и прошу их назвать 3 основных центра изготовления матрешек.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект открытого урока по предмету «Партерная гимнастика» для детей 5-6 лет
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Конспект занятия в старшей группе детского сада
Похожие статьи:
Занятие в старшей группе. Тема: «Настроения и чувства»
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в старшей группе по ФГОС. Тема: «Родственники»
Конспект занятия по трудовому воспитанию по ФГОС в старшей группе
Конспект занятия в старшей группе на тему «История развития человека»
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию для детей старшей группы. Подворье