Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Комплексное интегрированное занятие для детей старшей группы. Путешествие в зимний лес

Конспект занятия "Путешествие к Лесовичку в зимний лес"
Комплексное интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста
Автор: Ануфриева Ирина Викторовна, старший воспитатель МДОУ «Колокольчик» р. п. Духовницкое Саратовской области

Моя публикация будет интересна воспитателям, специалистам ДОУ.

Цель: обобщение знаний детей о птицах в зимний период

Задачи:
- воспитывать у детей стремление вступать в общение, проявлять эмпатию, оказывать помощь;
- учить детей исследовать, экспериментировать, конструировать, планировать свою деятельность;
- учить детей слушать музыку, ассоциировать её с окружающим;
- развивать художественное творчество, воображение, фантазию ребёнка;
- развивать мелкую моторику рук, связную речь;

Предварительная работа:
Беседы с детьми о наступающей зиме, о том, какие изменения происходят в природе, как это отражается на жизни животных и птиц. Рассматривание иллюстраций «Зимующие птицы», «Питание птиц зимой». Экскурсия в парк, наблюдение за птицами. Рисование деревьев карандашами (вспомнить части дерева).
Оборудование:
*мультимедийный проектор (учебная презентация «Зимующие птицы»);
*магнитофон, запись музыки (Е. Тиличеева «Птица и птенчики», «Снежная сказка» (Лемит - Дымова), «Деревья под снегом» (Кутиков - Макаревич), «К нам пришла зима» (Алексеева – Лейме), П.И.Чайковский – «Времена года. Декабрь. Святки»;
*модули, детские совковые лопаты;
*для рисования: бумага, жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (от сока).
Ход НОД:
Дети рассаживаются на стульчики полукругом. Звучит запись попевки Е. Тиличеева «Птица и птенчики».
Воспитатель (на фоне попевки):
Ребята, вы сегодня своё утро, традиционно, начали с утренней гимнастики. А какие упражнения вы делали? (Ответы детей: «Мудрая сова», «Журавль», «Птица в полёте», «Воробушки»).
Воспитатель:
А теперь отгадайте загадки:
1. Кто отправился в полёт,
В клюве веточку несёт? (ответы детей)
2. Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это... (ответы детей)

Воспитатель: А теперь, я хочу, чтоб вы мне сказали, о чём мы сегодня будем с вами говорить?
(дети, анализируя «птичье» начало занятия, предлагают различные версии и путём обсуждения приходят к верной теме занятия, потому что подсказки были сильные)
Правильно ребята: мы сегодня поговорим с вами о птицах и не только: сегодня будет очень интересно…

Раздаётся стук в дверь. Входит Лесовичок.
Лесовичок: Здравствуйте, друзья мои! Ой, ребята, беда, беда какая!
Воспитатель: Здравствуй, Лесовичок! Что случилась?
Лесовичок: Вот я и говорю – беда. Ребятишки, моя избушка стоит в лесу. Все лето и ранней осенью звонко щебетали, свистели на разные голоса птицы, а как наступила зима, да первые морозцы, и не слыхать, и не видать их, изредка простучит дятел и – тишина. Вот, беда – то какая, птицы пропали (плачет)…
Воспитатель: Лесовичок, а для чего нужны тебе птицы?
Лесовичок: Чтобы пели песенки, чирикали, чтоб в природе было красиво.
Воспитатель: Ребята, а ещё для чего? (Обсуждение)
Дети: Они защищают природу, человека от вредителей…
Воспитатель: Ребята, а почему не слышно сейчас птиц в лесу? (Обсуждение)
Дети: Потому что наступили холода; птицам нечего есть, они боятся замёрзнуть, поэтому они улетели в тёплые страны. Этих птиц называют перелётными.

* Игра «Перелётные птицы»
А каких перелетных птиц мы с вами знаем? Я сейчас буду называть птиц и при назывании перелётных – вы должны махать крылышками-ручками. Готовы? Начали…
(Голубь, соловей, ворона, грач, ласточка, воробей, кукушка, скворец, дятел, аист, жаворонок, поползень, журавль, утка, синица).

Лесовичок: Так значит они голода бояться, поэтому и улетели? Ой, сказали бы вы мне раньше, разве я их бы не накормил. Наварил бы каши, борща.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, стали бы грачи, ласточки, сороки, синицы есть кашу, борщ? (Обсуждение)
Дети: Нет, они питаются насекомыми и их личинками, а зимой одни насекомые умирают, а другие прячутся в землю, разные щели, залезают под кору деревьев.
Воспитатель: Поэтому птицам, для которых насекомые – основная еда, зимой прокормиться невозможно. Осенью они собираются в стаи и улетают в теплые края. Но многие птицы остаются. Как они называются?
Дети: Зимующие.

Дидактическая игра «Кто здесь обедал?»
Ребята, посмотрите у меня на подносе лежат: шишка, жёлудь, рябина, зерно, пшено, хлеб, сало, личинки (пластиковые). Чей это корм? (Зимующих птиц)
Расскажем Лесовичку: кто чем питается? Сейчас я вам раздам шапочки-маски птиц, кому какая маска достанется, тот и будет себе выбирать соответствующий корм.
(Правильный выбор: шишкой лакомился клёст, желудями – сойка, рябиной – снегири, воробей – зёрнышко, пшено, синицы – сало, голубь – хлебные крошки, крупа, дятел - личинками).

Лесовичок: Ах, вот оно как!..
Воспитатель: Трудно приходится птицам зимой, нелегко найти насекомых, достать их из убежища, поэтому лесные птицы перебираются поближе к человеку, рядом с ним сытнее.
- Ребята, как мы поможем Лесовичку, чтобы лесные птицы не улетали от его избушки?
Процесс решения задачи: Дети выдвигают свои предложения (можно построить домик и накормить, птицу можно взять на зиму домой, птицу можно держать в зоопарке, можно построить в лесу приют для птиц – многие ответы детей были самые неожиданные)
В ходе обсуждения подвожу их к выводу, что нужно птиц подкармливать всю зиму до весны, а для этого можно сделать кормушки, можно – из бросового материала: пластиковых бутылок, коробок от сока, ёмкостей от торта… Я даю вам домашнее задание: сначала вы нарисуете кормушку, то есть сделаете набросок своего оригинального изобретения и затем их изготовите с помощью мам и пап. Я уже представляю, какие изумительные необычные кормушки у вас получатся… И несколько кормушек мы подарим Лесовичку, чтобы около его сторожки всегда кружили птички.
Лесовичок: А не хотите вы прогуляться в лес, ко мне в гости, убедитесь, что птиц вокруг не видно.
(дети соглашаются)
Воспитатель: Ребята, а в лес-то путь неблизкий, давайте построим сказочную машину и на ней поедем
(из модулей строится машина)
Теперь мы наденем тёплые шапочки и шарфы, потому что на улице, а тем более в лесу холодно, и … в путь.

(звучит фонограмма песенки «К нам пришла зима», дети подпевают)

Лесовичок: Приехали! Ах, ах… Посмотрите, ребята, пока я у вас был всю дорожку завалило снегом, как же мы пройдём?
Воспитатель: А в нашем сказочном автомобиле есть лопаты и ребята у нас умеют чистить снег.

Физкультминутка «Взяли в руки мы лопаты»
(дети имитируют движения уборки снега)


Много снегу – нам по пояс!
Мы в сугроб заехали…
А машина ведь не поезд:
Не по рельсам ехали.
Возьмём в руки мы лопаты
И расчистим путь себе.
Все мы дружные ребята
И в учёбе и в труде.

Ребята, мы ведь забыли с вами надеть варежки, посмотрите, как побледнели ваши пальчики. Выходите на эту прекрасную лесную полянку и давайте разогреем наши ручки.

Пальчиковый игротренинг «Птахи зимой»
1, 2, 3, 4, 5 – пальцы сжимаем, разжимаем
Дети в лес пошли гулять – имитация пальцами «шагающих движений»
И на птичек посмотреть – пальцы изображают «моргающие реснички»
Накормить и пожалеть – разминаем пальцами хлеб
Сугробами засыпаны – волнообразные движения пальцами
Все в лесу дорожки – имитация пальцами «шагающих движений»
Не могут пташки отыскать – пальцы смыкаются
Ни зёрнышка, ни крошки – пальцы размыкаются
И вот летают всё слабей – имитация пальцами взмахов крыльев
Снегирь, синица, воробей – «взмахи крыльев» замедляются.

Лесовичок: А теперь, милости прошу, в мою сторожку. Смотрите и слушайте, какая в лесу тишина.

(дети идут между муляжей деревьев, звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года. Декабрь»)

Воспитатель: Ребята, прислушайтесь, как «хрустально» звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года». С чем она у вас ассоциируется? Вам не показалось, что эта музыка дополняет зимний лесной пейзаж? (Рассуждения детей)
Дети подходят к экрану мультимедийного проектора и
рассаживаются на модули

Лесовичок: Ну, гости дорогие, хочу с вами поиграть и хочу узнать: какие же птицы будут мне петь зимой, когда мы повесим кормушки?

*Игра «Зимующие птицы» (презентация):
Лесовичок загадывает загадки, после ответа детей на экране появляется слайд с отгадкой.

1. Ищет целый день он крошки,
Ест букашек, червячков.
Зимовать не улетает,
Под карнизом обитает (воробей)

2. Зимой на ветках яблоки!
Скорее собери!
И вдруг вспорхнули яблоки…
Да это ж…(снегири)

3. Чёрный жилет, красный берет,
Нос, как топор, хвост, как упор (дятел)

4. Спиною зеленовата,
Животиком желтовата.
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика (синица)

5. Верещунья, белобока,
А зовут ее ….. (сорока)

Лесовичок: Вот спасибо, ребята, теперь я знаю зимующих птиц.
Воспитатель: А больше у тебя нет загадок, Лесовичок? (Лесовичок отрицательно машет головой)
А ребята тебе сейчас назовут и других зимующих птиц (Появляются слайды картинок птиц: клест, свиристель, ворона, тетерев, галка. Дети отгадывают. Лесовичок радуется, хлопает в ладоши).
Воспитатель: Ребята, а посмотрите, как мало деревьев вокруг сторожки Лесовичка, потому что здесь небольшой пустырь. Я предлагаю нарисовать сказочные зимние деревья и украсить этот пустырь. И на эти деревья мы потом повесим кормушки. Давайте пройдём за столы. Рисовать деревья мы будем необычным способом.

Способ рисования «Раздувание краски»
Эта техника чем-то похожа на кляксографию (помните мы с вами рисовали сказочных героев), но здесь лист не складывают, а берут трубочку от обычного детского сока.
1. Зачерпните пластиковой ложкой краску, вылейте её на лист, делая небольшое пятно — кляксу.
2. На это пятно начинаем дуть из трубочки от центра в разные стороны, её конец не должен касаться ни пятна, ни бумаги. При необходимости действия повторяем. Вспоминаем части дерева (вчера мы его рисовали карандашами) и пытаемся изобразить его.
3. Рассматриваем изображение: похоже на дерево? Недостающие детали дорисовываем.
Вы сейчас посмотрите, как интересно у вашей кляксы разбегутся в разные стороны «ножки». (Усилия по раздуванию краски способствуют активной работе легких).


Во время работы звучит запись музыки «Деревья под снегом».

Лесовичок: Ну, давайте разомнёмся, устали, наверное, вон ведь какая красотища получилась. А потом пойдём и украсим деревьями мою опушку.

Физкультминутка (ритмичные движения придумываются по желанию)
Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.
Другие - те народ иной:
В мороз над лесом кружат.
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
К их перышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…
И оживут бедняжки!
По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
«Спасибо вам великое!» (К. Мухаммади)

Дети украшают деревьями пустырь около домика Лесовичка.

Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад. Лесовичок, ты детям сегодня загадывал загадки? И они тебе на прощание загадают:

1 ребёнок: В зимний день среди ветвей
Стол накрыт для гостей.

2 ребёнок: Избушка новая,
Для всех столовая,
Зовёт обедать,
Крошек отведать.

3 ребёнок: Что за стол среди берёз
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом.

Лесовичок: Так это же, наверное, кормушки?!
(Дети радостно: «Правильно!»)

Воспитатель: Через неделю мы вернёмся к тебе с кормушками, и вокруг твоей избушки снова будут летать птицы.

Дети садятся в машину, тихо звучит музыка, имитирующая езду на машине.

Итог НОД, рефлексия:
Ребята, что нового вы узнали сегодня, чему научились? (ответы детей).
А скажите, эти знания вам как-то пригодятся в жизни? (ответы детей).
И что вам больше всего сегодня запомнилось и понравилось? (ответы детей).
Все сегодня молодцы! Вы показали очень хорошие знания о птицах, помогли Лесовичку… Я спокойна за птиц: у них есть надёжные старшие друзья, которые не бросят их в беде, всегда придут на помощь.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект итогового интегрированного занятия в старшей группе Интегрированное занятие в старшей группе по конструированию Технологическая карта интегрированного занятия в старшей группе Конспект занятия в старшей группе по теме «Под шынараком дружбы»

Похожие статьи:

Сценарий интегрированного занятия в старшей группе

Комплексное занятие в старшей группе детского сада по ФГОС

Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада на тему: Сутки

Конспект интегрированного занятия – путешествия на тему «Зима» в старшей группе

Конспект интегрированного занятия на тему «Деревья» в старшей группе

Педсовет в ДОУ. Экологическое воспитание | Годовой комплексно-тематический план по программе «Детский сад 2100»
Опубликовано: 3170 дней назад (18 марта 2016)
Просмотров: 3706
+4
Голосов: 4
Елена Николаевна Залужная # 19 марта 2016 в 09:23 +2
Здравствуйте, Ирина Викторовна! Интересное познавательное занятие на обобщение и закрепление знаний у детей о перелетных, зимующих птицах, об их жизни в суровых зимних условиях.Хорошая воспитательная задача - заботиться о птицах - делать кормушки, подкармливать птиц зимой.Понравились физминутки:"Взяли в руки мы лопаты" и "Птахи зимой".
Много загадок, музыки, хорошая презентация. Предположу, что дети были в восторге от нетрадиционной техники рисования дерева, они любят все необычное. Примите мой голос! Удачи Вам"
Людмила Геннадьевна Тимохина # 19 марта 2016 в 09:53 +2
Очень понравилось . всё грамотно продумано . Особенно понравилась нетрадиционная техника рисования . Обязательно воспользуюсь в своей работе. Вы молодец. примите мой голос
Софья Владимировна Юхнина # 19 марта 2016 в 14:46 +2
Ирина Викторовна, здравствуйте! С интересом побывала на занятии "Путешествие к Лесовичку в зимний лес". Это не занятие - это праздник какой-то! На шикарной машине прокатились, сделали пальчиковый игротренинг, насладились музыкой Чайковского, посмотрели презентацию, нарисовали необычные деревья.
Чувствуется инновационный подход, занятие соответствует ФГОС, Вы идёте в ногу со временем!
Примите мой голос, УСПЕХОВ ВАМ!
Ирина Викторовна Ануфриева # 19 марта 2016 в 15:03 +1
Спасибо, коллеги, за отзывы!
Признаюсь, что занятие немного "покрыто пылью времени" (2012 года). Я его создавала к районному семинару, когда мы только-только делали первые робкие шаги по тернистой дороге ФГТ... Но, как я считаю, ФГОС ДО, практически, полностью подтвердил все постулаты ФГТ. Единственное что, я удалила образовательные области и виды детской деятельности по ФГТ, но заленилась вставить их по ФГОС.
Александра Сергеевна Паламарчук # 20 марта 2016 в 15:00 0
Спасибо за познавательный конспект. Занятие очень интересное. Детям очень нравится когда к ним на занятие приходят герои. Детки молодцы. По предоставленным фотографиям видно как детям интересно. Спасибо