Память у детей с нарушением слуха
Память - основа психической жизни личности, в том числе и той, что развивается в условиях слуховой депривации. Без сохранения образов в памяти каждое ощущение и восприятие переживалось бы, как в первый раз. Не опираясь на образы, чувства, мысли, хранимые памятью, человек перестал бы ориентироваться. Клинические наблюдения показывают, что человек, потерявший память, перестает быть личностью, он автомат, который действует под влиянием примитивных потребностей и случайных внешних стимулов.
Память - не пассивное условие психической деятельности, это ряд сложных психических процессов. Активно овладевая ими, человек управляет воспроизведением и сохранением полезной информации, ее оперативным использованием в нужный момент. У детей с нарушением слуха память развивается по общим законам. В ней представлены те же процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Формируются те же виды памяти: эмоциональная, двигательная, образная, по мере усвоения словесной речи - логическая. Специфической, формируемой в процессе овладения жестовой речью, является жестово-логическая память (она может развиваться спонтанно).
Для характеристики памяти глухих используются те же (что и в условиях сенсорной нормы) критерии: объем, осмысленность запоминания, прочность воспроизведения и др.
Первые экспериментальные исследования памяти глухих детей относятся к началу XX столетия (лучше ли развита образная память глухих детей в связи с особым для них ее значением). Констатировалось, что у детей с нарушенным слухом формируются все виды образной памяти. Воспринимаемое зрением, обонянием, на вкус (языком), кожей становится приобретением образной памяти. Но один из ее видов - слуховая память - у глухих самостоятельно не формируется. Слуховую память у них развивают при обучении. С использованием звукоусиливающей аппаратуры (ЗУА) учат отличать неречевые звуки, развивают речевой слух, однако по качеству формируемых слуховых образов он, безусловно, уступает речевому слуху слышащих детей. Лучших, чем у глухих, результатов в развитии слуховой памяти достигают слабослышащие дети, т.к. слуховые образы у них в значительной части формируются на естественной основе.
Исследователи, которые находились под влиянием теории сверхкомпенсации, считали, что у глухих зрительные образы имеют повышенную точность, яркость и многогранность. Линднер пришел к выводу, что у глухих существуют более точные, почти фотографические образы предметов, потому что у них нет угнетающего воздействия на образную сферу со стороны абстрактного мышления из-за его слабости. Другие, наоборот, придавали большее значение вербализации и мысленной обработке материала. Майклбаст и Блер считали, что сам способ запоминания, которым пользуется глухой, не такой, как у слышащих. Этот способ складывается под влиянием всей жизненной позиции глухого как существа зрячего. Глухие запоминают лучше, чем слышащие, тот материал, который зависит от умения непосредственно запоминать больше, чем от умения анализировать и вербализировать. И прежние исследования, выполненные в России Поросятниковым, Пинтнером и Петерсоном, показывали некоторое преимущество слышащих детей при запоминании наглядного материала и значительно более успешный результат при запоминании последовательности цифр. Таким образом, когда приходится запоминать материал, доступный символической деятельности и концептуальному мышлению, значительный перевес оказывается на стороне слышащих детей.
Представители советской сурдопсихологической школы (Т.В. Розанова, И.М. Соловьев и др.), руководствуясь пониманием законов памяти, сформулированных П.В. Зинченко, А.Н. Леонтьевым, А.А. Смирновым, более осторожно относились к мнению о характере запоминания наглядного материала глухими. Они отрицали зеркальное запоминание, критиковали утверждение Майкбласта, что один материал доступен вербализации, другой нет. Даже бессмысленный набор точек, например, может получить какое-нибудь название и стать предметом обдумывания. Однако в зависимости от степени знакомства человека с тем или иным материалом это достигается легче или труднее.
Опираясь на учение Л. С. Выготского о первичном дефекте и его вторичных последствиях, авторы выяснили, в чем заключается своеобразие памяти у глухих. При этом память рассматривалась не как изолированная функция, а в отношениях и в единстве со всей познавательной деятельностью ребенка. И у глухих, считают они, процесс запоминания - это деятельность с определенной целью, мотивами, средствами ее осуществления.
Запоминание одного и того же материала у разных детей может быть разным по содержанию деятельности - по степени опосредствованности и характеру используемых средств, по направленности на те или иные признаки воспринимаемой ситуации.
Образная память у глухих детей характеризуется осмысленностью. Процесс запоминания у них опосредствуется деятельностью по анализу воспринимаемых объектов, по соотнесению образов с ранее узнанными. То, что у глухих быстрее развивается познание специфического, индивидуального в объекте, чем уяснение его как носителя общего и особенного, сказывается на содержании образов предметов. Они в меньшей степени, чем у слышащих детей, организованы системно. Самым сложным является произвольное запоминание. Оно выступает как ведущая форма, формируется в трудовой деятельности, в отношениях и связано с необходимостью накопления знаний и умений как условия успешной деятельности.
Рекомендуем посмотреть:
Детское воровство
Семинар для педагогов ДОУ
Почему дети ругаются?
Профилактика психоэмоционального напряжения у детей через игровую деятельность
Похожие статьи:
Младенческий возраст. Характеристика и особенности психического развития
Ранний возраст. Особенности развития и ведущая деятельность этого возраста
Дошкольный возраст. Общая характеристика кратко