КОНСПЕКТ занятия для детей старшей группы
Вид занятия: Формирование связной речи.
Тип занятия: Составление описательного рассказа с опорой на
модель в виде плана-схемы.
Тема занятия. День рождения бурого медведя.
Программное содержание:
Цель: Научить строить описательный рассказ о бурых медведях с опорой на предложенную модель в виде плана-схемы.
Задачи:
1.ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ:
- Развивать психические процессы: память, внимание, воображение,
логическое мышление,
- Учить принимать познавательную задачу и решать ее,
- Развивать умение находить причинно-следственные связи,
- Упражнять в умение соотносить слова с действиями в логоритмических
упражнениях,
- Укреплять мимические мышцы лица посредством психогимнастики,
- Укреплять мышцы глаз,
- Развивать диафрагмальное дыхание,
- Развивать мелкую моторику,
2. ЗАДАЧИ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ:
- Упражнять в согласовании существительных и прилагательных с числительными 2 и 5,
- Упражнять в образовании притяжательных прилагательных от существительных мужского и женского рода множественного числа,
- Учить образовывать сложные прилагательные из 2-х слов,
- Упражнять в образовании существительного именительного падежа в существительное родительного падежа,
- Активизировать словарь детей за счёт сложных слов: вечнозеленые, труднопроходимые, смешанные, хвойные, травоядные, хищники; за счёт слов-действий; за счёт антонимов;
- Обогащать словарь детей: шатун, всеядные,
- Строить простые предложения,
- Строить сложноподчиненные предложения, используя союз « потому что»,
- Способствовать развитию диалогической речи,
- Строить описательный рассказ с опорой на предложенную модель в виде плана-схемы;
3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
- Создать эмоционально-положительное настроение у детей,
- Воспитывать чувства сопереживания, радости,
- Воспитывать интерес к музыке.
Ход занятия
Организационный момент – загадка:
«Этот мишка снежно-белый, самый крупный , самый смелый!
он всю жизнь живет в снегу, на холодном берегу».
Логопед – Ребята, вы узнали, кто это?
Дети – Белый медвежонок.
Появляется белый медвежонок (игрушка) – Умка.
Умка – Здравствуйте, я белый медвежонок – Умка.
Узнал, что у меня есть родственники – бурые медведи.
Хочу прямо сейчас увидеть своего брата - бурого медвежонка.
Л – Дети возможно ли зимой увидеть бурого медвежонка?
Д – Нет. Бурые медведи зимой залегают в спячку в берлогу.
У – Как же так? Я проделал длинный путь, чтобы познакомиться с бурыми медведями ( огорченно).
Л – Дети, давайте что-нибудь придумаем( предложение). Давайте Умке расскажем все, что мы знаем о буром медведе. А я постараюсь вам помочь.
1 подсказка. А вот и 1 подсказка ( показываю схему со знаком вопроса) - « ?» - кто это?
ИГРА: «Убери лишнее слово»
Л – лохматый, косматый, колючий, бурый
Д – «колючий»
Л – проговорим оставшиеся слова
Д – лохматый, косматый, бурый
Л – кто это?
Д – бурый медведь ( показываю картинку с мишкой).
( Л. Представляет подсказки по плану- схеме).
УПРАЖНЕНИЕ «Нелепица»
Л – вносит картинку, где бурого медведя кормит хозяйка.
Д – так не бывает , чтобы бурого медведя кормила хозяйка. Он добывает пищу сам.
Л – бурый медведь – это домашнее или дикое животное?
Д – бурый медведь – это дикое животное.-( схема)
( Л. Дает краткий образец описания по первой подсказке).
2 подсказка – логопед представляет описание внешнего вида (с показом схемы).
Л – какой бывает бурый медведь?
УПРАЖНЕНИЕ «Путаница»
Л – представляет картинку – мозаику, где тело бурого медведя, а некоторые части других животных:
Морда кабанья, лапа волчья, уши заячьи, хвост лисий.
Л – Дети, Умка не знает как выглядит бурый медведь? Он все напутал, давайте разберемся.
Чья это голова? - кабанья ( Дети отвечают)
Чья это лапа? – волчья
Чьи это уши? – заячьи
Чей это хвост ?– лисий.
Л – Смотри, Умка, как правильно (убираю эти части).
Чья это голова? – медвежья (Дети отвечают)
Чья это лапа? – медвежья
Чьи это уши?- медвежьи
Чей это хвост? – медвежий.
УПРАЖНЕНИЕ С МЯЧОМ «Скажи наоборот»
Логопед в центре круга, бросает мяч ребенку, называя прилагательное, ребенок, бросая мяч логопеду, называет антоним прилагательного.
- У лисы хвост длинный – а у медведя короткий (Ребёнок отвечает)
- У слона уши большие -----------------маленькие
- У человека нос белый ------------------ черный
- У рыси лапы узкие ------------------------широкие
- У мышки тело маленькое----------------большое
- У кошки мех редкий ---------------------густой
УПРАЖНЕНИЕ «Скажи одним словом»
Медведь с картинки строит диалог с ребенком:
- У меня черный нос – ты черноносый (Дети отвечают)
- У меня широкие лапы - ты широколапый
- У меня косые лапы – ты косолапый
- У меня широкая грудь – ты широкогрудый
- У меня короткая шея – ты короткошеий
- Я лежу на боку – ты лежебока
Логопед представляет описание второй подсказки. (показывая схемы « части тела», « мех»).
3 подсказка – логопед показывает схему- « место обитания».
Логопед вносит карту земного шара.
Л – Дети, покажите на карте, где обитают бурые медведи. Умка не знает.
Д – В лесах (ставят карточку с нарисованным медведем на карту России, где зелёный цвет (обозначение лесов)).
Л – Но леса бывают разные (на стене представлены 2-е картины – смешанный и хвойный лес).
УПРАЖНЕНИЕ «Помоги бурому медведю найти свой лес»
Л – где живут бурые медведи?
Д – бурые медведи живут в вечнозеленых лесах.
( ребята берут картинку и « относят в лес»).
- бурые медведи живут в труднопроходимых лесах,
- бурые медведи живут в хвойных лесах,
- бурые медведи живут в густых лесах.
(Логопед представляет описание по третьей подсказке – схема «Карта России»).
4 подсказка – логопед показывает схему «Повадки».
Л – все лето бурый медведь охотится, добывает пищу. На кого охотится бурый медведь?
Д – на ежей, зайца, рыбу.
ИГРА « Большая охота» (с числительными: 2 и 5)
Л - Большая рыба -
Д – 2-е больших рыбы; 5 больших рыб
Л - Маленький заяц –
Д – 2 маленьких зайца; 5 маленьких зайцев
Л - Колючий ежик –
Д – 2 колючих ёжика; 5 колючих ежей.
ИГРА « Накорми медведя»
( Набор игрушек)
Л – предлагает брать картинкупредмет , называть определять это растение или животное.
Например: Бурые медведи едят репу – репа - это растение.
- Бурые медведи ловят рыбу – рыба - это животное.
Дети группируют предметы.
Л – животное, которое питается растениями, называют - травоядное животное, а того , кто питается животной пищей – хищник.
А бурый медведь тогда кто? Травоядное животное или хищник?
Д – ответы детей.
Л – бурые медведи всё едят - они всеядные.
ИГРА с мешочком (можно – с мячом) « Что умеет делать бурый медведь?» (закрепить словарь глаголов)
ИГРА « Что умеет делать бурый медведь»
Динамическая пауза:
Шла медведица к реке
с медвежонком бурым,
повалялась на песке,
отряхнула шкуру.
Сына дальше повяла,
поискала броду,
поискала и нашла
и полезла в воду.
Смотрит маленький медведь
хмурится упрямо.
А потом давай реветь:
- Как же я – то , мама!
Оглянулась мать, ворча,
и вернулась к «сыну» мишке.
Мокрой лапой с горяча хлопнула трусишку.
мишка в воду угодил, забарахтался , поплыл.,
Ну а если плавать начал - нет причины плакать, значит!
УПРАЖНЕНИЕ «Кто где зимует»
Л – Собрались дикие животные в лесу и стали рассказывать друг другу, кто как зиму проводит .
- Я – сказала белка, (Л. надевает себе шапочку белки) – буду зимовать в дупле, там сухо, тепло, до весны запасов хватит.
- А я, - сказал бурый медведь (логопед надевает шапочку бурого медведя ребенку) – построю берлогу в яме под деревом, натаскаю листьев, постелю мох, забросаю ветками и залягу в спячку.
Логопед представляет описание по 4-ой подсказке, показывая схемы.
УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ГЛАЗ (в руках у детей бумажные снежинки на палочках)
Л- действительно , когда пойдет первый снег, медведи уже в берлоге.
« Снежинка, снежочек, покружились разочек – в право, в лево, в верх, в низ, на носу остановись»
5 подсказка- логопед показывает схему « Назови семью».
Л – назовите семью бурого медведя.
Д – Папа - медведь
Мама - медведица
Детеныш – медвежонок
Л – Наступила зима по лесу ходили бурые медведи. А сейчас их нет.
Была медведица- нет медведицы ( Дети)
Был медведь- нет медведя
Был медвежонок- нет медвежонка
У – Меня уже заждалась, моя мама. Давайте поскорее их разбудим.
Д – Нельзя ! ( объясняют по чему)
( Закрепляем слово « медведь- шатун»)
Л – И вообще, Умка, в наших лесах не только медведь залегает в спячку.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА:
Еж, медведь, барсук, енот
спят зимою каждый год,
волка , зайца , рысь , лису
и зимой найдешь в лесу.
Описательный рассказ – одним ребенком.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА « ВЬЮГА»
Л – Всю зиму выла вьюга ( дыхательная гимнастика)
Но наконец наступила весна.
ФИЗ. МИНУТКА с медвежонком (игрушкой)
«Из берлоги»
Вышел миша из берлоги,
- зажмурились
Разминает миша ноги
На носочках, он пошел,
- ходьба на носках
И на пяточках потом,
- ходьба на пятках
На качелях покачался,
- приседания
И всем нам заулыбался
- улыбнулись.
Встреча медвежат:
У – Здравствуй, я тоже медведь, только белый и зовут меня Умка!
М – А меня Мишутка. Я приглашаю всех на свой День Рождения!
Л – Дети , предлагаю сделать Мишутке подарки.
Упражнение на воображение «Ниткопись»
Д – Дарят «подарок» и называют его. Например « Я дарю тебе улитку».
Л –какой же праздник без угощения. ( Угощает детей печеньем).
Рекомендуем посмотреть:
Конспект индивидуальной НОД с воспитанником 5-6 лет по коррекции звукопроизношения
Конспект НОД в старшей логопедической группе
Конспект занятия в старшей логопедической группе
Конспект индивидуального коррекционно - развивающего логопедического занятия. Старшая группа
Похожие статьи:
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С - Ш»
Конспект подгрупповой НОД по устранению нарушений в звукопроизношении у детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи
Конспект НОД в старшей логопедической группе на тему «Казаки и их традиции»
Логоритмическое занятие для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по теме: «Какой бывает транспорт?»