Конспект урока русского языка, 6 классе. "Мечтательное" наклонение
Открытый урок русского языка в 6 классе ""Мечтательное" наклонение"
Тип урока: комбинированный урок. Цель деятельности: дать представление о том, как образуются и изменяются формы условного наклонения глагола, что они обозначают; формирование умения находить глаголы в условном наклонении, использовать их в речи; развитие речи, памяти и кругозора учащихся; воспитание самостоятельности, чувства ответственности.
Планируемые образовательные результаты:предметные (объем и уровень владения компетенциями): иметь представление о сослагательном наклонении, уметь определять наклонение глаголов и образовывать форму сослагательного наклонения, знать особенности написания частицы БЫ с глаголами; метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне; личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, гордость за него, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, фронтальная. Основные понятия: условное наклонение глагола Универсальные учебные действия (УУД): Личностные: оценивают важность учебы и познания нового. Регулятивные: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. Познавательные: выполняют универсальные логические действия - анализ (выделение признаков). Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты, составляют предложения.
1. Самоопределение к деятельности. Организационно-мотивационный этап
- Добрый день! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь мне. Для меня этот день действительно добрый. Нам предстоит интересная и увлекательная работа. А для вас сегодня день добрый?
2. Мотивация к деятельности
- Сегодня я пришла не одна. По дороге к вам я встретила девочку Элли из сказки. Волкова Александра Мелентьевича «Волшебник изумрудного города». Ураган унес ее фургончик далеко от дома, и она оказалась в стране волшебников и мудрецов. Теперь она направляется к Великому и Могучему Гудвину, чтобы он помог ей вернуться домой. Поможем ей найти Изумрудный город?
Тогда смело в путь!
Чтобы не заблудиться, мы будем пользоваться маршрутными листами путешествия (приложение 1). Подпишите их. Обратите внимание, что после выполнения каждого задания вы будете себя оценивать.
3.Актуализация знаний
- Послушайте, Элли хочет нам что-то сказать! Это первое задание в ваших маршрутных листах.
(Вывешивается на доску)
"Вот бы я встретила Великого и Могучего Гудвина! Я попросила бы его вернуть меня домой. Я снова увидела бы свой маленький и уютный фургончик. Тотошка прыгал бы с лаем по степи, гонялся бы за воронами"
- Какие слова выделены в тексте. Что их объединяет? Что они обозначают? Почему именно эти слова?
4. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи
- На самом ли деле происходят действия? При каком условии все это может произойти?
Попробуйте определить тему урока.
Какие цели перед собой поставим?
Кто поможет достичь этих целей?
Запишите тему урока в маршрутные листы.
У условного наклонения есть другое название – сослагательное. Можете употреблять любое из них.
4. Первичное усвоение знаний. Исследовательская деятельность.
- Ураган был настолько сильный, что его последствия отразились на нас. В классе все перемешалось. Найдите у себя на партах номера. Объединитесь в группы (учащиеся находят стол, соответствующий своему номеру, пересаживаются и формируют группы).
- А ещё он принес для вас воздушные шары. Ловите (учитель подбрасывает вверх воздушные шары с заданиями).
- Выполнив это задание правильно, мы постоим для Элли новый домик, в который она сможет вернуться.
Работа в группах по исследованию темы урока (приложение 2)
Представление результатов работы у доски.
- Давайте сравним свои выводы с учебником.
Все учащиеся заносят результат в маршрутные листы (задание 2). В итоге на доске появляется изображение домика, состоящего из кирпичей, на которых сформулированы ответы каждой группы.
Делают вывод и сравнивают его с выводом в учебнике – с.163
5. Первичное закрепление
- Озорник Тотошка предлагает нам эстафету. В этой эстафете главное - правильность выполнения задания. Составьте предложение по картинке, найдите глагол, запишите его, образуйте форму условного наклонения. Кто будет следующий, определяете вы сами. Главное правило: мальчик передает девочке, а девочка мальчику (задание 3 в маршрутном листе).
6. Минутка релаксации
- Чтобы восполнить запас сил, закройте глаза, представьте, что кончик вашего носа – кончик волшебной палочки. Давайте с его помощью нарисуем в воздухе «ленивую восьмерку» - знак бесконечности, как бесконечен мир знаний, расстилающийся перед нами (учащиеся выполняют задание). 7. Первичное закрепление. Самостоятельная работа с последующей проверкой.
- По дороге в Изумрудный город Элли встретила Страшилу, Дровосека и Льва. Они решили отправиться вместе Элли, ведь у них тоже есть заветные желания. Что они хотят попросить у Гудвина?
Они тоже приготовили нам задания. Выберите только одно и выполните его в маршрутном листе (задание 4).
По выбору.
1. Объедините два предложения в одно сложное, преобразуя глаголы в форму условного наклонения. Запишите получившееся сложное предложение.
Элли с Тотошкой успели спрятаться от урагана в погреб. Они не оказались в стране волшебников и мудрецов.
2. Спишите, вставьте пропущенные буквы, подчеркните грамматическую основу предложения.
Если бы домик Элли не унёс ур..ган, она (не)познакомилась бы с Железным Др..восеком.
(Из конвертов достают карточки для самостоятельной работы. Выбирают одно задание и выполняют его в маршрутном листе). 8. Включение в систему знаний и повторение
- Элли и её друзья очень хотят, чтобы Великий Гудвин исполнил их желания. Они с нетерпением ждут встречи с ним. А если бы вы были Великими и могучими, что бы сделали для них?
Продолжите фразу: «Если бы я бал(а) Великим и могучим Гудвином….» (Задание 5 в маршрутном листе) 9. Рефлексия деятельности (итог урока)
- Смотрите, Элли и её друзья наконец добрались в Изумрудный город и благодарят нас за помощь. Наш урок прошел в доброжелательной атмосфере, поэтому Дровосек получает сердце. Работа была плодотворная, активная, поэтому Страшила благодарит нас за мозги. Смело приступали к любым заданиям, поэтому Лев обретает храбрость. Сегодня мы совершили добрые дела. Очень хочется, чтобы вы всегда были добрыми и отзывчивыми. Настало время прощаться. Какие знания вы получили сегодня?(работа со словами-подсказками Узнал, научился, почувствовал, вспомнил, захотел)
- Пригодятся ли эти знания вам в дальнейшей жизни? 10. Домашнее задание
- Для более эффективного закрепления полученных знаний я предлагаю вам дома выполнить задания по изученной теме:
Всем: выучить теоретический материал п. 92 на с.117-118.
По выбору:
- выполнить упр. 545 на с.120
- написать мини-сочинение на тему «Если бы я оказался в Изумрудном городе…», подчеркнуть глаголы в условном наклонении (достают из конвертов домашнее задание (интегрированное), знакомятся с ним, задают вопросы).