Использование технологии "Подаренное слово" в работе с дошкольниками
Презентация опыта работы воспитателя ДОУ на тему "Использование технологии "Подаренное слово" в музейной педагогике в работе с дошкольниками"
Хотелось бы поделиться небольшим опытом своей работы по данной технологии. Изучая передовой опыт педагогического сообщества, очень заинтересовала «Технология подаренного слова». Что же это за технология?
«Технология подаренное слово» направленна на речевое, познавательное и социально-коммуникативное развитие дошкольников. Преимущество технологии в том, что она обеспечивает полноценную практику взаимодействия речевого общения, опирается на личный опыт ребёнка, закрепляет и уточняет словарь детей, углубляет понимание уже известных слов, соотносит их с объектами реального мира, развивает мышление, расширяет кругозор.
С понятием «слово» дети знакомятся в старшей группе на занятиях по грамоте. Перед тем, как использовать данную технологию, детям необходимо рассказать о том, чем они будут заниматься, что будут знакомиться со словом. «Подаренное слово» может внести в группу сам педагог, либо оно появляется с помощью сюрпризного момента. Под «подаренным» словом подразумевается любой предмет, даже самый обычный и ничем непримечательный. «Подаренным словом» может быть слово, относящееся к лексической теме недели.
Работа может проходить, не только с группой, но и с подгруппой детей, начиная с младшего дошкольного возраста. Для младших дошкольников работа с «подаренным словом» проходит в более простой форме, исключая некоторые этапы. С «подаренным словом» можно работать в течение одного дня, так и в течение недели. Работа с данной технологией начинается с предварительной подготовки педагога: подбора демонстративного, дидактического, расходного материала, игр, пособий, атрибутов и другого материала. Данную технологию впервые применили в музейной педагогике. После посещения мини - музея «Русская изба», подаренным словом стала русская печка, которую воспитанники видели там.
Представляем этапы работы с подаренным словом на конкретном примере. В данном случае это подаренное слово «ПЕЧКА» 1 этап: Необычное появление слова в виде сюрпризного момента или внесение педагогом. В старших группах подаренное слово по лексической теме могут предложить сами дети. 2 этап - Вывешивание таблички со словом и изображением данного предмета. Табличка вывешивается в открытом, доступном детям месте, слово должно быть напечатано крупными буквами и ярким, четким изображением предмета. 3 этап - Работа с толковым словарем: эта работа проводится со старшими дошкольниками. Сначала необходимо предварительно познакомиться с толковым словарем, его структурой, назначением и функциями. Возможно читающие дети самостоятельно под руководством педагога находят подаренное слово и знакомятся с его значением. Дети узнают, что у слова могут быть несколько значений 4 этап Описание этого предмета с помощью мнемотаблицы. Данный приём способствуют развитию связной речи, позволяет ребёнку описывать предмет и способствует умению подбирать прилагательные к существительным, глаголы, обогащая тем самым словарный запас. 5 этап - Работа с энциклопедиями проводится с целью расширения знаний о предмете. Энциклопедии подбираются в зависимости от значения предметов. 6 этап - Игры речевые, дидактические, подвижные, словесные, где упоминается данное слово, предмет. Например. Пальчиковая игра «Мы варили кашу», игра с разрезными картинками «Собери картинку», подвижная игра «Печка и дрова» и др. 7 этап - Чтение, рассказывание, инсценировка, драматизация сказок, рассказов, может быть, стихов, где встречается слово (предмет). Именно участие в театрализованной деятельности, делает застенчивых детей более раскрепощёнными, активными и уверенными в себе. Придумывание других концов к сказкам, рассказам или сочинение новой сказки (со старшими дошкольниками). Такой приём развивает у ребенка не только воображение, речь, обогащает словарный запас, но и способствует общению детей друг с другом, желание вступить в диалог, умение слушать и слышать собеседника. 8 этап - Выкладывание и рассказывание по сюжетным картинкам (использовать прием запутывания картинок). Этот приём особенно хорош для детей, которые затрудняются составлять рассказы по картине. А с помощью серии сюжетных картинок, они легко составят рассказ. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. А ещё такой приём учит ребёнка правильно передавать логическую последовательность с помощью сюжетных картинок. В данном примере дети выкладывают картинки по сказке «Про цыпленка». 9 этап – Данный этап проводится со старшими дошкольниками. Составление новых слов из букв подаренного слова, если возможно составить новые слова из данных букв. Составление слов - это отличная гимнастика для развития мозгового шторма и мышления детей. 10 этап - Изображение этого предмета. С детьми проводится разнообразная продуктивная деятельность (аппликация, рисование, лепка, конструирование и ручной труд и др.), возможно дать задание домой выполнить эту творческую работу совместно с родителями. 11 этап Итоговый этап: Вернисаж «Подаренное слово». В конце недели проводится выставка работ воспитанников, идет обобщение полученных знаний о подаренном слове.
И в дальнейшем, планируем привлечь родителей к использованию данной технологии. Педагог с воспитанниками, находит интересные, неизвестные детям слова. Подобранное слово в подарочной упаковке преподносится семье в присутствии детей группы. Родители с ребёнком дома обсуждают «подаренное» слово, уточняют или находят его значение в различных источниках, выбирают наиболее оптимальную форму его представления в виде творческой работы (рисунок, поделка, стихотворение, рассказ и др.)
Спасибо за внимание.
Технология "Подаренное слово" в работе с дошкольниками. Презентация