Из опыта работы учителя ИЗО и МХК. Библейские сюжеты как источник вдохновения.
Автор: Пучкова Мария Владимировна,
учитель ИЗО и МХК МОУ «Гимназия №19» го Саранск Республики Мордовия.
Статья:"Художественный конкурс как средство формирования нравственных отношений у школьников".
Целевая аудитория: учителя ИЗО и МХК, педагоги дополнительного образования.
Описание материала: Конкурсная деятельность — это сложное социокультурное взаимодействие, которое выполняет функции сохранения и обновления культурных традиций общества, это процесс системной передачи нормативно-ценностного и творческого опыта, способствующий активному культурному самоопределению, саморазвитию и самореализации личности.
В художественном конкурсе нравственные ценности служат ориентиром деятельности, так как с их помощью конкурсная деятельность становится мотивированной и целенаправленной. В процессе подготовки к конкурсу учащиеся осмысливают, принимают культурно значимую для них лично информацию и выстраивают собственные ценности и нормы.
Цель: распространение педагогического опыта среди учителей ИЗО, МХК, педагогов дополнительного образования, детей, родителей.
Задачи:
- проанализировать эффективность организации художественного творчества учащихся при подготовке к художественному конкурсу;
- охарактеризовать виды деятельности учащихся относительно темы конкурса;
- обозначить нравственный аспект участия в художественном конкурсе на православную тематику.
В 2014 году мы впервые приняли участие в Международном конкурсе детского творчества «Красота Божьего мира».
Рисунки ребят отражают тему Православия, хотя мы не задавались целью выполнить тематические композиции по библейским сюжетам в соответствии строгим законам этого жанра изобразительного искусства. На взгляд учителя, детям необходимо знать, откуда мы пришли как народ, как государство, поскольку православие лежит в основе русского самосознания, а значит и восприятия мира. Сегодня нельзя не согласиться с тем, что без соотношения с православием невозможно понять и оценить ни нашу культуру, ни историю Отечества.
Те ценности, которые мы считаем общечеловеческими, свое начало берут в христианской культуре. Библия относится не к какому-то определенному народу, а ко всем нам. Это модель человеческой истории в целом. Библия – религиозная книга, но прочитать ее должны все культурные люди. Нельзя грамотному человеку не знать Вечной Книги, которую уже тысячу лет читают и перечитывают люди, черпая из нее сокровища мудрости, нравственные ценности.
Как помочь ученикам раскрыть тему конкурса?
Одна из самых сложных тем для преподавания, безусловно, является библейская тема. Связано это с тем, что учителя сами мало могут рассказать о Библии и не всегда могут объяснить ученикам, каким образом следует выполнять то или иное задание. В результате обсуждения этой темы на занятиях внеурочной деятельности, ребята знакомятся с особым языком изображения в христианском искусстве Средних веков, с картинами на темы Библии в искусстве Западной Европы и России, с искусством русской иконописи и выполнить практическую работу на библейские темы. В отличие от учителя мировой художественной культуры, учитель-наставник при подготовке к конкурсу не может ограничиться только интересным показом и рассказом, а должен научить ребенка создавать самостоятельно композицию на предложенную тему.
Библейские темы могут быть сложны для современных детей, так как они не всегда понимают сюжет картины. Многие дети не настолько воцерковлены, чтобы владеть такими знаниями. Но отметим, что им поставленная задача действительно интересна. Ребята не пытаются ничего перепроверять, интересуются, задают вопросы. Они относятся к любой теме – будь то Ветхий или Новый завет, прежде всего, с профессиональной точки зрения – как это сделать?!
Прежде чем приступить к изображению, необходимо обсудить с ребятами те события, которые выбраны для иллюстрации, а рассказать о Библии помогут такие интересные науки, как история, археология, география.
Объединяет работы требования к композиции: работы должны быть насыщенными, обладать гармонией цветов, картина должна быть яркой, запоминающейся.
Останавливаясь на законах композиции, отмечаем следующие этапы:
1.работа над композиционными поисками;
2.перенос рисунка на основной лист;
3.первоначальная прорисовка цветом (подмалевок);
4.передача цветом пространства.
В результате, выполненные работы можно условно разделить на несколько групп.
Предлагаем их Вашему вниманию.
1. Сюжеты ветхого Завета.
«В начале сотворил Бог небо и землю…» До сих пор эти первые строки Библии волнуют наше воображение, приглашая образно представить картину сотворения мира и жизни на Земле.
«Мир Божий»
Автор: Дарья Лесь, 8 класс
…Ною предстояло спасти небольшую часть людей и животных, пережить в ковчеге страшный потоп… Глядя на гору Арарат, вспомнил он о земном рае, где жили его предки – Адам и Ева. Но это был иной рай, где ему предстояло трудиться «в поте лица своего…»
«У подножия горы Арарат»
Автор: Николаев Антон, 10 класс
2. Сюжеты Нового Завета.
...нарекли ее Марией, что означает «госпожа», «надежда». Когда девочке исполнилось три года, родители привели ее в храм. Там Мария много молилась, занималась рукоделием, ткала пряжу и шила одежду…
«Детство Марии»
Автор: Макарова Анна, 8 класс
На Руси Богородицу почитали особо. В XII веке князь Андрей Боголюбский ввел в русский церковный календарь новый праздник — Покров Пресвятой Богородицы, официально обозначив тем самым идею покровительства Божией Матери русской земле. За десять веков христианской культуры в России написано множество гимнов Божией Матери и создано потрясающее количество икон, многие из которых прославились как чудотворные, многие были свидетелями и участниками русской истории.
«Богородица»
Автор: Исаева Серафима
В работах детей есть и образ Ангела Хранителя, который, по православному вероучению, даётся и человеку, и городу, и государству для помощи в добрых делах. У большинства детей это имя вызывает представление о чём-то необыкновенно-светлом, чистом, совершенном, святом, прекрасном, неземном.
«Рождественский ангел»
Автор: Савина Дарья, 5 класс
«Радость»
Автор: Макарова Анна, 8 класс
3.Образ окружающего мира глазами детей.
Образ Родины формируется у наших детей так же, как и у всех детей мира во все времена: из образов жизни семьи, детских игр, прогулок и поездок с родителями, привычных пейзажей, из детских книг и школьных уроков.
«Красота родного края»
Автор: Горбунова Анна, 3 класс
«Русское поле»
Автор: Горбунова Мария, 1 класс
В определенный момент наступает время символического освоения понятия «моя страна»: на листах бумаги «появляются» храм как символ России.
«Храм Покрова на Нерли»
Автор: Горбунова Анастасия, 5 класс
«Храмы России»
Автор: Кутовая Юлия, 10 класс
4. Роль православной веры в жизни человека.
И только потом появляются рисунки, связанные с размышлением над поступками и судьбами людей.
«Слезы Ангела»
Автор: Щукина Анастасия, 9 класс
«Сила материнской молитвы. Исцеление»
Автор: Пучкова Елизавета, 5 класс.
При всем многообразии работ есть нечто, что их объединяет: они выполнены детьми, которые воспринимают этот мир ярким, добрым, светлым; детьми, которые любят своих родителей и друзей, свой край и страну, имя которой – Россия. И об этом убедительно свидетельствует их творчество. Согласны?!
Учитель при подготовке к конкурсу ставит нравственную задачу: через восприятие произведений живописи, скульптуры, графики при создании собственных композиций на библейские сюжеты, закрепить в сознании, душе учащихся важные нравственные заповеди: не согреши, не лукавь, не иди на сделку со своей совестью.
Формирование нравственных отношений у учащихся реализуется в индивидуальной творческой деятельности. Эта работа осуществляется на основе конкретно – чувственного восприятия произведений искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования различных техник и приемов изобразительного искусства.
Участие в творческом конкурсе мобилизуют на неожиданное открытие учеником в себе тех сторон и способностей, качеств, о которых он еще не знал. Кроме того, обозначенная тематика конкурса оживляет в восприятии содержание таких предметов как история, мировая художественная культура, изобразительное искусство и помогает ощутить движение культуры как реализацию творческих сил человека в любые времена, как реализацию собственных творческих сил.
Рекомендуем посмотреть:
Турнир «Веселые краски» для детей 5-7 классов. Сценарий
Конспект интегрированного урока изобразительного искусства и музыки для учащихся 5-6 класса
Урок рисования для младших школьников по теме: Зима в лесу
Сценарий внеклассного мероприятия по МХК в 5 классе
Похожие статьи:
Конспект урока по изобразительному искусству, 8 класс. Дизайн и архитектура в жизни человека
Конспект урока по изобразительному искусству в 5 - 6 классах
Разработка интегрированного урока по изобразительному искусству и художественному труду
Техника японской живописи суми-ё
Конспект кружкового занятия. Роспись по дереву