Конспект фронтального логопедического занятия по мотивам русской сказки "Волшебная торба". Старшая группа
Автор: Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад №17, г. Каменск-Шахтинский.
Описание: Данное занятие проводилось в старшей логопедической группе. Данный конспект будет полезен логопедам и воспитателям ДОУ.
Цель: развитие фонетико-фонематической стороны речи детей.
Задачи:
• учить детей давать характеристику изученным звукам, подбирать слова на заданный звук.
• развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;
• развивать фонематические процессы;
• развивать дыхание и голос;
• закреплять понятия: «звук»;
• совершенствовать коммуникативные умения и навыки детей;
• повышать речевую активность;
• развивать мелодико-интонационную и просодическую стороны речи;
• развивать психические процессы;
• повышать работоспособность и выносливость.
Ход занятия
В зал заходят дети. Педагог предлагает им поздороваться со всеми гостями.
Отгадайте-ка, ребятки
Вы сейчас мою загадку.
Легенда, предание народное,
Ребята ее обожают.
Родители, если свободные,
Ее тебе на ночь читают.
(сказка)
Ребята, а вы любите сказки?
А хотите сегодня в одной из них побывать?
Вот волшебное перо
Перенесет нас в сказку быстренко оно.
Нам с вами всего лишь нужно
Волшебные слова произнести всем дружно.
Засветись перо ярко,
Засветись перо жарко,
Вокруг ножки обернись,
В новой сказке очутись.
Дети закрывают глаза, повторяют слова за логопедом, поворачиваются вокруг себя и открывают глаза.
В гости сказка к нам пришла,
Начинается она.
Эмоционально-мимические упражнения
Как-то в тридевятом царстве,
В заграничном государстве
ЭМУ «Загадочность»
Злые силы завелись,
ЭМУ «Злость»
Прямо в замок пробрались.
ЭМУ «Осторожность»
Стражники, король и слуги,
Уж не знаю, как спаслись.
ЭМУ «Страх»
Каждому, кто не боится
С этой нечестью сразиться,
ЭМУ «Смелость»
Обещал король отдать
Два рубля. Нет, даже пять.
ЭМУ «Щедрость»
Просодические упражнения
Ночью в замке злые силы
Выли, словно из могилы,
Протяжное произношение опорных гласных.
Поднимали дикий визг:
Слышен был то бас, то писк.
Пение гласных звуков высоким и низким голосом.
Приближаться к замку близко
Был для всех огромный риск.
Произношение гласных звуков дрожащим голосом.
Ритмическое упражнение.
Но пошел на злые силы
Отставной солдат Гаврила.
Повторение маршевых ритмических рисунков.
Фонематическое упражнение
Двум смертям, мол, не бывать,
А одной не миновать.
Что еще сказал служивый,
Трудно было разобрать.
Синтез слов из отдельных звуков: «УРА», «МАРШ», «БОЙ» и т. д.
Упражнение для кистей и пальцев рук.
Когда солнце заходило,
ПУ «Солнце»
Превращались злые силы
В паука, в змею, в кота
ПУ «Паук», «Змея», «Кошка»
И ловили без стыда
ПУ «Погрозить пальцем»
В заколдованную торбу
ПУ «Мешок»
Стаи птиц, коров стада.
ПУ «Птица», «Корова»
Сопряженные упражнения
Когда все уснули сладко,
АУ «Сон» + ПУ «Сон»
В замок влез солдат украдкой.
АУ «Тише» + ПУ «Тише»
Бросил на пол соли горсть.
АУ «Вьюга» + ПУ «Горсть»
Тут такое началось!
АУ «Надо же!» + ПУ «Погрозить пальцем»
Соль обычно вызывает
У нечистой илы злость.
АУ «Фырканье»
Вновь змеею ведьма стала
И от злости задрожала.
АУ «Дрожание» + ПУ «Когти» (дрожат)
Поднимая жуткий звон,
Бес из кошки вышел вон!
АУ «Оскал»
Чертом стал паук огромный,
АУ «Рычание» + ПУ «Рожки»
Зарычал сердито он.
Упражнение для развития связной речи
Но солдат не испугался,
Торбу он схватить старался.
Для чего она ему,
Ну никак я не пойму.
Тот, кто понял, пусть скорее
Объяснит мне, что к чему.
Анализ проблемной ситуации (Солдат одолеет нечистую силу ее же оружием, т. е. с помощью волшебной торбы, которая затянет в себя ведьму, беса и черта и больше никогда не выпустит).
Игра «Богатейка»
Но обещанную плату
Не дает король солдату,
Говорит он: «Я бы рад
Дать тебе хоть сто наград,
Только ты награды эти
Выиграй сперва, солдат!»
Поможем солдату, ребята?
Король очень любит играть в кубики, а вы любите? Тогда поиграем в игру «Три кубика»
Вот табло. В верхнем ряду цифры от 1 до 6, а в нижнем ряду буквы, которые мы с вами уже знаем. Вот мешочек мы в него положим кубики, потрясем и вытряхнем кубики на стол. У нас получатся сверху 3 цифры. Их нужно соотнести с соответствующими буквами и назвать эти буквы.
После того как ребенок назовет правильно все три буквы, он дает характеристику звуку который обозначает данная буква.
Ребята все эти буквы какие?
(Согласные)
А какие еще бывают буквы?
(Гласные)
Назовите гласные буквы, которые мы с вами уже выучили.
(У, А, О, И, Э)
Игра «Составь слог»
Король любит загадывать еще и загадки, но загадки не простые, а звуковые. Я вам буду называть слог. Вы должны посчитать сколько звуков в слоге, составить звуковую схему, а потом сам слог.
Король решил, что эти загадки слишком просты. Теперь он хочет, чтобы вы составили из букв слова. А вот какое слово нужно составить вы узнаете, если его загадку отгадаете.
Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя резкий,
Горький вкус имеет он.
Когда чистишь — слезы льешь.
(лук)
В океане он живет, длинный ус, огромный рот.
Запускает он фонтан, что за чудо-великан?
(кит)
Круг за кругом на площадке
Возят малышей лошадки.
Это — маленькие кони,
А зовут их просто — ...
(пони)
С данными словами проводится аналогичная работа как со слогами.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект индивидуальной НОД с воспитанником 5-6 лет по коррекции звукопроизношения
Конспект НОД в старшей логопедической группе
Конспект занятия в старшей логопедической группе
Конспект индивидуального коррекционно - развивающего логопедического занятия. Старшая группа
Похожие статьи:
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С - Ш»
Конспект подгрупповой НОД по устранению нарушений в звукопроизношении у детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи
Конспект НОД в старшей логопедической группе на тему «Казаки и их традиции»
Логоритмическое занятие для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по теме: «Какой бывает транспорт?»