Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект интегрированного занятия – выставки в подготовительной группе ДОУ

Выставка для детей 6-7 лет «Кукла - потеха».

Экспериментально-образовательная деятельность.
Конспект интегрированного занятия – выставки «Кукла - потеха».
Автор: педагог дополнительного образования Москвичёва Марина Юрьевна.
Данный материал будет интересен воспитателям, педагогам дополнительного образования и педагогам начальной школы.
Это – интегрированное занятие-выставка в подготовительной группе
В конспекте предоставлены интересные материалы исследовательской, деятельности, авторская сказка «Сказка о кукле-потехе», фотографии экспонатов выставки с волховской росписью.
Наименование творческого объединения: Муниципальное общеобразовательное учреждение дополнительного образования детей
«Дворец детского (юношеского) творчества Волховского муниципального района»
Детское объединение: «Маленький исследователь».
Участники: дети подготовительной группы общеразвивающей направленности, родители.
Состав учебной группы: 12-15 детей.
Возраст детей: 5- 6 лет.
Форма организации работы: групповая, коллективная.
Структура занятия:
Вводная часть: 5 – 7 минут.
Основная часть: 25 -30 минут.
Заключительная часть: 5 -7 минут.
Цель:
Воспитание интереса детей к истории России, народному творчеству на примере русской народной игрушки.
Задачи:
1. Познакомить с историей народной игрушки – потехи: Матрешки (выяснить особенности национального сувенира). Показать связь мира природы с миром человека.
2. Формировать навыки исследовательской деятельности (древесина).
3. Словарная работа: а) обогащение словаря: мастер на все руки, умелец, резьба, роспись, стамеска, резчик, древесина, бревно, чурка, чурбан, полено, спил, скол, вмятина, потеха...
б) активизация словаря: необыкновенное, ароматное, шершавое, гладкое; запеленать, убаюкать, укачать…
в) словообразование: берёза-берёзовое, ольха-ольховое, осина-осиновое, липа-липовое
4. Воспитывать трудолюбие, милосердие, любовь к природе родного края.
Предварительная работа:
Работа с родителями:
1) сбор материалов по теме «Матрёшка».
2) сбор информации о народной игрушке (история возникновения, изготовления, применения).
3) сбор природного материала (срезы деревьев, спилы, поленья, чурки).
Оформление выставки «Народная игрушка- потеха: Матрёшка».
Экскурсии в парк «Деревья нашего города».
Исследовательская деятельность:
1) изучение строения спила, скола дерева, из которого изготавливали кукол-потех;
2) изучение деревянных предметов быта;
3) знакомство с профессиями (столяр, плотник, резчик, художник);
4) знакомство с инструментами по дереву.
Материалы: теневой театр к сказке «Сказка о кукле-потехе»; деревянные предметы быта; спилы, чурки, поленья деревьев разных пород; инструменты по дереву; большая корзина; платки и т.д.
Ход занятия:
Вводная часть:
Наша земля русская всегда славилась мастеровыми людьми и талантливыми умельцами. Умели делать на Руси и замечательные игрушки. Первые русские игрушки –«потешки», «потехи» изготавливались из двух самых доступных материалов: глина и дерево.
Педагог предлагает малышам устроиться на ковре, на подушках и послушать сказку.
Основная часть:
Сказка о кукле- потехе.
Жил да был на свете Мастер.
-А кого на Руси называли Мастером?
(ответы детей – тот, кто постоянно что-то делал, мастерил; мастер делает только красивые хорошие вещи; мастер умеет всё и т.д.).
Верно, это тот человек, который умеет делать все и делать все хорошо. Ещё про такого Мастера говорят – умелец.
Мастер любил путешествовать.
-Что значит – путешествовать?
-Как можно путешествовать?
(ответы детей)
Однажды, путешествуя по земле Русской, Мастер забрел в одну деревню. Во дворе хозяйские девчонки играли в деревянные куклы. Девочки их укачивали, убаюкивали, пеленали и кормили. Играли дружно. Мастер подошел поближе и попросил показать кукол. Увидав их, он очень удивился.
-Ребята, вы хотите посмотреть, что это за куклы?
(педагог достает из корзины кукол, завернутых в платки, и предлагает малышам подержать, покачать, убаюкать; определить, не разворачивая, из чего сделаны куклы).


Далее дети разворачивают «кукол» и рассматривают.
Педагог предлагает малышам рассмотреть поленья и чурки разных пород деревьев.

Действия:
1) Найти полено берёзы и объяснить, по каким признакам её нашли (ольха, осина, липа, ель, ива).
2) Погладить и ощупать кору.
3) Определить на вес.
4) Определить цвет коры, древесины.
5) Понюхать.
6) Рассмотреть и погладить скол, спил полена.
Далее все действия выполнить в сравнении:
1) Найти легкое.
2) Найти светлое, темное (по цвету древесины, коры).
3) Найти ароматное.
4) Найти шершавое, гладкое и т. д.

Педагог предлагает исследовать полено, которое подходит для куклы-потехи.

(дети выбирают, пеленают и укачивают куклу-потеху под «Колыбельную»).

Мастер тоже рассмотрел всех «кукол», да и решил, что сделает для детишек подарок – вырежет свою куклу тоже необычную. Но для работы нужен мягкий, податливый материал. Дерево, которое легко режется. Как нам выбрать подходящий материал? (ответы детей).
Как определить древесина какого дерева мягче, податливее? (ответы детей).
Далее дети вместе с педагогом проводят следующие действия – стучат, бросают на пол пытаются распилить, разрезать, разрубить и т.д.
Задача: найти мягкую древесину.
Выбрал Мастер самое мягкое и податливое дерево для резьбы – липу, взял свои инструменты (можно показать) и принялся за работу. Вскоре появилась на свет чудо-игрушка – кукла-потеха: Матрёшка (педагог достает из корзины болванку Матрёшки и показывает малышам; предлагает её подержать, потрогать, погладить, понюхать, сравнить обработанное и необработанное дерево (шершавое - гладкое, корявое - ровное, угловатое - закругленное и т. д.)).
Только вот не умеет наш мастер расписывать игрушки. И тогда повез он своих матрёшек на ярмарку, к другим великим русским мастерам, мастерам-художникам. Давайте и мы с вами отправимся на весёлую ярмарку, посмотрим и послушаем – какие бывают матрёшки на Руси.

Педагог вместе с детьми переходит в Изостудию.


3. Заключительная часть:
После экскурсии педагог предлагает детям расписать бумажные силуэты матрёшек красками.
Рефлексия: Ребята составляют «хоровод» у солнышка из бумажных матрёшек, если понравилось; у луны, если не понравилось.
Дополнительный материал:
На Руси попутно с лубочным и веретенным производством развивалось и игрушечное искусство. Древние русские игрушки - «потешки», «потехи» выполнялись из двух самых распространенных материалов: глина и дерево.
КУКЛА – первая среди игрушек.
Кукла не рождается сама, её создаёт человек.
Кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты, создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни
И несчастья, помочь хорошему урожаю.
Дом без игрушек считался бездуховными.
Примета:
- если дети много и усердно играют, в семье будет прибыль;
-если небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде.
Верили, что игрушки охраняют детский сон (до сих пор по древнему обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой).
Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, т. к. кукла считалась ещё и символом продолжения рода.
Верили, что игрушки приносят хороший урожай, особенно если с ними играют взрослые девушки.
Ребёнок без игрушки вырастает пустым и жестоким, не умеющим.
Важно сделать игрушку своими руками, вкладывая в неё усердие и душу.
Народный обычай - дарить детям куклы (новые »потехи»).
Считали, что игрушка подарок («потеха») принесёт ребёнку здоровье и благополучие.
С 5-6 лет дети начинали сами делать кукол - мастерили из шишек, соломы, веточек; свертывали из листьев, цветов; из крапивы пряли нитки на кукольное приданое
Делали игрушки серьёзно, с душой. Мох, береста, прутья, лыко, мочало, тряпки и даже обычное полено могли нарядить куклой.
Соломенные куклы – «сригушки»; деревянные куклы – «панки».
«Панки» мастерили плотники меткими ударами топора, едва намечали кукле лицо. Условность формы делала игрушку универсальной.
Резьба ведётся по липовому полену, как самой как самой мягкой и податливой породе, специальными резцами разной формы. Вырезанная фигура имела трёхгранную форму, так как выполнялась из чурки, полученной при разрубании полена на несколько частей.
чурбан, чурка – обрубок дерева, короткое бревно.
полено – кусок распиленного, расколотого бревна для топки.
бревно – очищенный от веток и от верхушки спиленный, срубленный ствол дерева или часть такого ствола.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе с общим недоразвитием речи третьего уро Конспект интегрированного занятия для детей 6-7 лет по теме: Времена года. Зима Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе. Ракета летит в космос Интегрированное занятие в подготовительной группе. Космическое путешествие

Похожие статьи:

Конспект интегрированного занятия в группе ПО «Пришелец с неведомой планеты»

Конспект занятия – путешествия на тему «Школа» в подготовительной группе

Конспект занятия «Берегите природу» в подготовительной группе

Конспект открытого занятия в доме детского творчества для детей 7-8 лет | Исследовательская работа с презентацией к 9 мая «История жизни моей прабабушки в истории Отечества», 6 класс
Опубликовано: 3408 дней назад (24 августа 2015)
Просмотров: 2820
Рубрика: конспекты
+2
Голосов: 2
Селина Татьяна Владимировна # 24 августа 2015 в 17:55 0
Здравствуйте, Марина Юрьевна. С большим интересом познакомилась с Вашим материалом. Сегодня детей сложно удивить какой-либо игрушкой: лего, Барби, комьютерные игры - доступны всем. А вот обращение к истории, культуре нашего народа - очень актуально. Дети об этом мало знают. Вами проведена огромная подготовительная работа, подобран дополнительный материал, варианты заданий. Я бы ещё добавила загадки или небоьшие игры. Но и без этого работа- ёмкая, интересная. Примите мой голос. Удачи.
Марина Юрьевна Москвичёва # 9 сентября 2015 в 15:53 0
Благодарю Вас, Татьяна Владимировна, за первый комментарий и добрые слова. Загадки, песенки, поговорки и игры - всё в ходе предварительной работы. Одной же из главных задач этого занятия - формировать навыки исследовательской деятельности. С уважением и благодарностью, М.Ю.
Татьяна Николаевна Чугунова # 24 августа 2015 в 22:23 0
Добрый вечер, Марина Юрьевна! Интересное, познавательное занятие для детей (да и для многих взрослых). Возвращение к своим истокам - это то, что сейчас очень важно для нашего общества! Примите голос!
Марина Юрьевна Москвичёва # 9 сентября 2015 в 15:54 0
Большущее спасибо!!!
Дина Андреевна Фомина # 26 августа 2015 в 14:56 0
Здравствуйте, Марина Юрьевна. Замечательное мероприятие Вы организовали в формате выставки. Думаю, информация для детей была новой и интересной, а главное актуальной. Тема народной игрушки очень обширна, имеет большое педагогическое, развивающее значение для детей. Она формирует у ребят интерес к игре (психологи подтвердят, сегодня эта проблема очень актуальна, дети не умеют играть!), к простым и от того особенно интересным и полезным игрушкам, к истории.
Очень интересную Вы написали сказку. Она увлекла даже меня. Хотелось с нетерпением узнать, что же будет дальше, что увидел Мастер, что создал?
Думаю, после полученной информации у детей наверняка повысился интерес к деревянным игрушкам, как подспорью планшетам и телефонам.
В общем работа замечательная! Хотелось бы еще русских народных игр, но этому можно уделить целое отдельное мероприятие.
Марина Юрьевна Москвичёва # 9 сентября 2015 в 15:58 0
Огромное спасибо за внимание и высокую оценку моей работы! С уважением, М.Ю.