Конспект открытого занятия «Такая необычная обычная верёвка».
Данный материал будет интересен педагогам дополнительного образования, воспитателям, педагогам начальных классов и родителям. Может быть использован, как совместная деятельность детей и родителей, а так же, как активная форма проведения родительского собрания.
Автор: педагог дополнительного образования Москвичёва Марина Юрьевна.
Наименование творческого объединения:
Муниципальное общеобразовательное учреждение дополнительного образования детей «Дворец детского (юношеского) творчества Волховского муниципального района».
Детское объединение: «Маленький исследователь».
Состав учебной группы – 12 человек.
Возраст детей - 7-8 лет.
Цель занятия: расширение и уточнение представлений детей о предметном мире (верёвка).
Задачи:
Обучающие:
1) Формировать представления детей о предметах, облегчающих жизнь человека, углублять знания о существенных характеристиках предметов.
2) Обогащать и активизировать запас бытового словаря, учить самостоятельно, рассуждать. 3) Закреплять умение применять разнообразные способы обследования предметов.
Воспитательные:
4) Закреплять навыки коллективной работы, умение работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.
Развивающие:
5) Развивать общую и мелкую моторику рук.
6) Развивать психические процессы (ощущение, внимание, память, мышление, воображение).
Форма учебного занятия: комбинированное занятие.
Форма организации работы: индивидуальная, групповая, коллективная.
Структура учебного занятия: Вводная,
организационная часть - 2-3 минуты.
Основная часть – 20 минут.
Заключительная часть – 7 – 8 минут.
Ход занятия:
• Вводная часть.
В нашей жизни много предметов, которыми мы, не задумываясь, пользуемся постоянно, без которых не представляем свою жизнь и чаще всего ничего о них не знаем. Я хочу вам предложить поближе познакомиться и узнать о свойствах и назначении одного, привычного, для нас предмета, с новой необычной стороны. Предлагаю вам на ощупь определить, что спрятано в «Волшебном сундучке» и объяснить, почему вы так считаете.
Проводится игра: « Определи на ощупь». (2-3 человека)
Задача: определить на ощупь, что в сундучке и объяснить по каким признакам определили.
Педагог хвалит детей и достаёт верёвку.
• Основная часть.
Это – верёвка. Наравне с колесом, верёвка – одно из самых замечательных и очень важных изобретений человечества.
Верёвка всегда была нужна человеку. Поэтому производство верёвки – одно из старейших отраслей промышленности.
Что же такое – верёвка? (гибкое, длинное изделие, - чаще всего сплетённое или свитое из льняных или пеньковых, полимерных и т. д. волокон или прядей).
Как вы думаете, из чего были сплетены первые верёвки? (лианы, кусочки коры, корни, стебли растений, волосы).
У древнего племени инков существовала узелковая или, как её ещё называют, верёвочная письменность. Они придумали, как при помощи верёвок можно передавать информацию.
Как вы думаете, что это такое - узелковая письменность и как при помощи узелков можно передать информацию? (варианты ответов).
Проводится игра.
Дети делятся на две команды. Педагог выдаёт каждой команде по куску длинной верёвки.
Проводится игра: « Завяжи узелок».
- Как можно использовать верёвку?
Задача: Обогащать и активизировать бытовой словарь, развивать общую и мелкую моторику рук.
Ход игры:
Членам команды, по очереди, необходимо назвать как можно больше способов использования человеком верёвки. Один ответ – один узелок. Чья команда больше завяжет узелков, та - победила (простейший, самый маленький узелок на конце верёвки).
Варианты ответов – в быту, в хозяйстве, в одежде, как аксессуар, как украшение, декор жилья, на охоте, на рыбалке, спасая человека, морское дело, альпинизм и т.д.
- Молодцы! Верёвку скручивают, плетут из разных волокнистых материалов. Если верёвка сплетена изо льна….. значит, она льняная…
Словарная работа: лён – льняная, пенька – пеньковая, джут – джутовая, капрон – капроновая и т.д. (действия можно сопровождать показом верёвок).
Играем дальше!
Проводится игра: « Ответь правильно».
- Какая бывает верёвка?
За правильный ответ ребёнок получает кусок верёвки.
Варианты ответов - длинная, короткая, крепкая, прочная, слабая, бельевая, хозяйственная, тонкая, толстая, цветная, туристическая, растягивающиеся, скрученная, разноцветная и т. д.
- Молодцы! Ребята, а вы заметили, что как только взяли в руки кусок верёвки, сразу же стали с ним что-то делать. Почему? (крутить, скручивать, мотать, завязывать, связывать, вязать узелки, выкладывать что-то на столе и т.д.).
Хорошо! Давайте попробуем все эти действия повторить по моему показу.
Дети, вместе с педагогом, вытягивают, складывают пополам, сматывают, скручивают (клубок, моток), завязывают и т.д.
- Молодцы! Мы с вами назвали много качеств и свойств верёвки, способов её применения.
Самые обычные предметы могут быть использованы весьма оригинально и интересно, взять хотя бы всё ту же - верёвку. Верёвкой можно выкладывать маленькие и большие картины. Я предлагаю вам посмотреть варианты выкладывания верёвочкой силуэтов разных предметов и отгадать их.
• Заключительная часть.
Ребята, огромное вам спасибо. Мы сегодня с вами открыли новые, интересные стороны такого знакомого предмета, как верёвка. Согласны?
Мне понравилось сегодня с вами работать. Благодарю и прошу вас оценить нашу работу по пятибалльной системе. А оценку напишите с помощью вашей верёвочки.
Планируемый результат:
дети проявляют любознательность и интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию с верёвкой; классифицируют верёвки и определяют материалы, из которых они сплетены;
самостоятельно выкладывают из верёвки несложные рисунки.
Методы обучения:
Словесный (объяснение, беседа, диалог), наглядный (мультимедийный показ), практический (создание проблемной ситуации и её разрешение, самостоятельный поиск ответов), исследовательский (исследование предмета).
Материально-техническое оснащение:
Аудитория:
Мебель: столы, стулья.
Технические средства обучения: мультимедиа.
Наглядный и раздаточный материал: разные виды верёвок.
Литература, использованная для подготовки занятия:
И. П. Дыбина « Путешествие в прошлое предметов».
А.В. Никитина « Рисование верёвочкой».
О. А. Новикова « Ниткография».
Литература, рекомендованная обучающимся:
А.В. Никитина « Рисование верёвочкой».
О. А. Новикова « Ниткография».
Рекомендуем посмотреть:
Исследовательская деятельность во 2 классе
Конспект исследовательского проекта для 1 класса
Исследовательская работа о родном крае в начальной школе
Из опыта организации исследовательской деятельности с младшими школьниками
Похожие статьи:
Организация исследовательской деятельности младших школьников
Организация исследовательской деятельности в начальной школе на уроках окружающего мира
Формы исследовательской деятельности младших школьников
Исследовательская деятельность в дополнительном образовании детей и подростков