У меня стресс!!! Что делать??! Формируй саморегуляцию! Как?
Наиболее оптимальной стратегией реагирования на стресс, на наш взгляд, является стратегия построенная на принципе золотой середины, отклонения в любую сторону от оптимального параметра ведут к снижению позитивного потенциала воздействия стрессора на организм. Чрезмерная погруженность человека в экстремальные условия, также как и полное избегание стрессовых факторов ведут к ослаблению и разрушению психологических и физиологических структур. В первом случае за счет усиления износа данных структур запредельными нагрузками, с другой стороны разрушение наступает в результате утраты активизирующего, тонизирующего потенциала, дающего опыт контроля над стрессами. Ясно, что такой опыт можно получить лишь в том случае, если стрессовая ситуация изначально оценивается позитивно и рассматривается как ситуация учебная, призванная помочь нам расширить жизненный духовный опыт.
Однако, исходя из нашего опыта работы, этого оказывается не всегда достаточно для преодоления кризисных стрессовых ситуаций. Для того, чтобы достичь оптимальный уровень воздействия стрессогенных факторов, необходимо принять во внимание следующие вещи. Умение распознать предвестники стресса и отследить динамику его возникновения и развития, в этом состоит суть стратегии рефлексивного компонента саморегуляции. Умение выработать конструктивную стратегию реагирования на стресс, использование заложенного в нем потенциала, в этом состоит суть стратегии регуляторного компонента континуума саморегуляции.
Погрешности в стратегии сознательной или точнее осознанной саморегуляции ведут в начале к неспособности во время отследить сигналы предупреждающие о возникновении стресса, а в дальнейшем и к снижению способности контролировать ситуацию. Что выводит уровень влияния стрессовых факторов из оптимальной зоны и провоцирует возникновение механизмов психологической защиты. В этом случае возникает осознание ситуации как конфликта, именно здесь срабатывает реакция по типу «ударь или убеги». Неспособность отследить и использовать позитивный потенциал стресса приводит к тому, что уровень рефлексии и контроля продолжает значительно снижаться, что приводит к усилению деструктивного влияния стресса. При этом, чем больше человек отдается на волю стресса, тем сложнее в дальнейшем восстановить контроль и перейти в конструктивное русло.
Именно отсутствие гибкой эффективной стратегии саморегуляции заставляет человека прибегать к использованию деструктивных способов утилизации потенциала стресса. Обобщая выводы, сделанные на основе анализа значительного количества теоретических и эмпирических источников по данной проблеме, в достаточной мере условно, можно выделить четыре основных способа деструктивной утилизации стрессового потенциала.
Прежде всего, это реакция по типу «ударь», то есть набор агрессивных реакций направленных во вне, как ответ на воздействие стрессора, цель данной стратегии «прогнать» стрессор со своей «территории», не принимая тех изменений, которые он несет. Данный тип реагирования на стресс в значительной мере преобладает у лиц с сильной, подвижной нервной системой и халерическим типом темперамента.
Следующая реакция, это так же знакомая нам реакция по типу «убеги», то есть аутоагрессия направленная вовнутрь, на себя, цель данной стратегии – скрыться, спрятаться и найти защиту от действия стрессогенных факторов в глубине себя. Данный тип реагирования на стресс свойственен преимущественно людям со слабой подвижной нервной системой, меланхолическим темпераментом.
Другой деструктивной реакцией на влияние стрессогенных факторов, является реакция по типу торможения. По мнению Г.В. Залевского описание реакций проявляемых при данном типе реагирования на стресс можно обозначить как психическую регидность. Она характеризуется замедлением психических и физических реакций человека, который делает вид, что ничего не случилось. Данный тип реагирования в значительной степени связан со слабостью, инертностью и малой подвижностью нервной системы и доминирует в основном у лиц с флегматическим типом темперамента.
Последний тип из предложенной классификации, заключается в стремлении утилизировать потенциал стресса на цели далекие от личностного развития. Данная стратегия может быть маркирована как «трепач» или «ябеда», она заключается в том, что человек пытается поведать всем окружающим о своем горе, ищет поддержку, стремится «выговорить» свою проблему, но конструктивно решить даже не пытается. Эта стратегия преобладает у лиц с сильной, инертной нервной системой и сангвиническим типом темперамента. По мнению Г. Айзенка такие типы реагирования на стресс как «агрессор» и «трепач» могут быть значимо связаны с экстравертированной направленностью личности, а реакции по типу «бегство» и «торможение» интравертированной направленностью личности, что на наш взгляд, также может являться обоснованием механизма влияния свойств личности, определяющих особенности саморегуляции, на переживаемые человеком состояния.
Однако, как мы видим, все деструктивные способы реагирования на стресс имеют в своей основе одну общую схему, которая заключается в нежелании или неспособности выявить и проконтролировать протекание данных процессов. Именно не желание или неумение использовать стрессовый потенциал для личностного развития приводят к усилению влияния деструктивных факторов на личность. Это обусловлено тем, что потенциал стресса, призванный обеспечить человеку адоптацию к новым условиям и потраченный не по назначению не решает проблему. Стрессовый заряд нейтрализован, но дезадаптированность только усилилась, это приводит к возникновению более сильного стрессогенного фактора, что как уже отмечалось, может причинять ущерб психологической стабильности человека и провоцируя тем самым усиление механизмов психологической защиты, приводя к негативным личностным изменениям.
Логично возникает вопрос, чем в таком случае обусловлены причины возникновения эффективных и неэффективных стратегий саморегуляции?
По мнению Эрика Фромма «Семья есть своего рода психологический посредник общества, поэтому в процессе адоптации в семье ребенок, формирует характер, который затем станет основой его адоптации к обществу и решении различных социальных проблем».
Именно семья, а точнее стиль семейного воспитания закладывает, ту основу, которая определяет особенности саморегуляции личности и её продукта, стратегии реагирования на стресс.
Следовательно, для того, чтобы выработать эффективную стратегию преодоления стрессовых ситуаций необходимо учитывать социальные факторы вообще и стиль семейного воспитания в частности.
Как же поступит в том случае, если у человека уже сформирована деструктивная стратегия реагирования на стресс, которая его не удовлетворяет? Схема действия та же, влияя на мировоззренческие компоненты личности, мы сможем воздействовать на механизм саморегуляции, а через это и на переживание человеком стресса и постстрессовых состояний, что позволяет сделать весь процесс адоптации к экстремальным условиям процессом сознательно контролируемым и регулируемым. Такой подход дает возможность использовать позитивный потенциал стресса и исключать негативный.
В чем же должно заключаться влияние на мировоззренческие компоненты личности? На наш взгляд, это влияние должно быть ориентировано на создание гармонично встроенного, основанного на личном опыте испытуемого блока ценностных ориентаций рассматривающих стресс в позитивном контексте. В основе этой работы лежит поиск личного ресурса – ситуации из жизни испытуемого, когда стресс оказался, не только полезен, но и оказал благотворное влияние на жизнь человека, а затем проводим генерализацию данного опыта на актуальную кризисную ситуацию.
ВЫВОДЫ:
1. Чуткое, внимательное отношение к себе и окружающим, умение распознать сверх слабые сигналы предвестники стресса есть основа контроля над собой и над ситуацией.
2. Стресс (И дистресс в том числе) нужно рассматривать как активизатор нашего развития, как источник питания для успеха, как заряд для личностного совершенствования, а ситуацию как учебную и изначально позитивную.
3. Стремление учиться, расширять свой социальный опыт и социальное взаимодействие приносящее удовольствие есть основа гибких стратегий саморегуляции личности.
4. Если же я начинаю рассматривать себя как жертву, а источник стресса искать вовне и обвинять окружающих, то тем самым я нарушаю принцип интернальности, и, следовательно, утрачиваю контроль как над собой, так и над обстоятельствами. Нужно помнить, что все в моих руках. В любом случае потенциал самой негативной ситуации способен дать самый позитивный толчок для развития.
5. Сложных обстоятельств не бывает, бывает ситуация выбора который не хочется делать. Это также следствие из принципа интернальности. Я всегда обладаю свободой выбора, просто иногда мне предлагают такую цену, которую мне не хочется платить. Однако только я решаю как мне поступать с собой. Осознанный выбор основа успеха.
6. Если формирование и развитие свойств личности и психических состояний взаимообусловлены, то естественен следующий практический вывод: создавай у себя желательные состояния и настойчиво удерживай их, и тогда рано или поздно сформируются желаемые свойства личности.
7. Психические состояния, переживаемые человеком, во многом определяются той средой, в которой он находится. Зная особенности влияния состояний на свойства личности, сознательно подходите к выбору своего социального окружения.
Рекомендуем посмотреть:
Синдром эмоционального выгорания у педагогов ДОУ. Профилактика
Семинар-практикум для педагогов по профилактике эмоционального и профессионального «выгорания»
Введение в релаксацию: ревизия основных техник
Конспект тренинговой программы «Пять шагов к победе над стрессом!». Часть 2. Вводное занятие
Похожие статьи:
Стихи о преодолении эмоциональных состояний
Почему ребёнок вредничает?
Ответственность родителя и педагога в жизни ребёнка
Ребенок и улица. Роль семьи в формировании личности ребенка
Консультация для родителей «Общение детей со сверстниками»