Конспект игрового - познавательного занятия на тему: Солнечное царство
Конспект ООД «Солнечное царство»
Автор: Фролова Наталия Александровна, воспитатель МДОУ детский сад комбинированного вида "№ 42 "Теремок",г. Серпухов.
Назначение работы: конспект занятия предназначен для детей 5-7 лет, воспитателей ДОУ,педагогов дополнительного образования, родителей заинтересовааных в познавательном развитии детей.
Предлагаю Вашему вниманию конспект игрового - познавательного занятия по познавательному развитию. В игровой форме дети получают и закрепляют знания о Солнце, Луне. ООД направлена на развитие познавательного интереса дошкольников к неживой природе.
Цель: развитие познавательного интереса к природе, обогащение и расширение знаний детей.
Задачи:
Систематизировать знания детей о Солнце, Луне, планетах, созвездиях, об использовании энергии Солнца человеком.
Способствовать формированию элементарных представлений о строении Солнечной системы.
Актуализировать представления детей о Луне, полученные в ходе собственных наблюдений.
Развивать поисковую активность, творческое воображение, поисковое мышление на конкретном материале, умение делать выводы.
Развивать речевую активность; эмоциональную отзывчивость; сенсорные способности;
образное мышление, творческие способности.
Продолжать воспитывать гуманные чувства, формировать у детей взаимоотношения сотрудничества при решении учебных задач.
Воспитывать любовь к малой Родине.
Вызвать интерес к теме, способствовать психологической готовности к дальнейшему изучению астрономии и физики в школе.
Предварительная работа:
Чтение :
Г. Майорова «Игры и рассказы о космосе», Т. Гонтарук, «Я познаю мир», Дубкова С.И. «Сказки звёздного неба»,Т., Ж. Парамонова, «Забавная астрономия для малышей» , Е.П.Левитан «Малышам о звездах и планетах «, Ю.В. «Астраномия в картинках
Задания для детей:
«Планета Земля и её спутник»- рисование, «Нарисуй планету, которая тебе больше запомнилась», Вылепи из пластилина планеты Солнечной системы.
Игра в Солнечную систему, используя нити – орбиты.
Понаблюдай за солнцем в течение дня, нарисуй на бумаге солнце, движение по небосводу.
Наблюдение за Луной и зарисовки увиденного.
Игры: «Почему бывает день и ночь», «Зима и лето», «Собери картинку», «Что изменилось?», «Составь картинку», «Космический кроссворд «, «Найди лишнее», «Я – планета солнечной системы!».
Экспериментирование: «Земля вращается», «Солнце – горячий шар». «Планеты Солнечной системы», «Созвездия», «Узнай планеты», «Весёлый лабиринт»,
Сюжетно–ролевая игра «Мы – космонавты».
Методические приёмы: художественное слово, беседа, создание игровой ситуации, инсценировка, дидактическая игра, сюрпризный момент, динамические паузы, проведение опыта.
Оборудование и материалы: иллюстрации, глобус, магнитофон, карта солнечной системы, игра" 3везды на на небе", шапочки для инсценировки. Плакат с изображением модели Солнечной системы,настольная лампа, фонарик, мяч.
Ход деятельности.
Воспитатель читает стихотворение
Начало загадки для малыша
В воротах за поворотом.
Калитку он трогает и не дыша.
В щелочку смотрит: а что там?
Растешь ты, загадка, в простор голубой.
К небесным взываешь высотам.
На солнце сверкаешь, мерцаешь звездой.
И ты повторяешь, а что там?
Точь- точь, как тебе-
Но еще в старину
Хотелось узнать звездочетам-
Смотрели на Солнце они на Луну
И тихо шептали, а что там?
-А что там?
Давайте попробуем ответить на этот вопрос вместе.
Попытаемся заглянуть в тайны Солнечного царства. А отправимся раскрывать тайны Солнечного царства с нашей необъятной планеты.
Предлагаю детям встать в круг и, взявшись за руки, назвать свои имена.
Ребята! Наши руки соединились, передали друг другу свое тепло, доброту.
Они подружили нас. А своих друзей я хочу пригласить открывать тайны Солнечного царства.
-Как называется наша планета?
Вы знаете свой домашний адрес?
Какой у тебя, тебя (опрос)
-Кто знает адрес Земли?
-Давайте спросим об этом Землю. Пусть она сама расскажет:
-Земля! Земля! Скажи, пожалуйста, нам свой адрес .
Сейчас, ребята, мы услышим голос Земли (
аудиозапись)
-Слышу, слышу.. Отвечу вам, хоть и некогда мне разговаривать :кручусь,верчусь без отдыха день и ночь.
Слушайте:
Мой родной район -Солнечная система. Город - Галактика. А какая у меня улица, попробуйте догадаться сами.
-Спасибо, тебе Земля, за помощь!
(
рассматривание карты солнечной системы)
Воспитатель с детьми уточняет адрес Земли: район - Солнечная система,город Галактика, улица - ?
-Какая по счету наша планета?
Так на какой улице живет наша планета Земля? Давайте дадим название улице -Третья кольцевая.
Предлагает детям объяснить это название.
По окончании рассматривания дети называют полный адрес Земли.
-Сколько планет в солнечной системе?
-Какие вы знаете планеты? (
Воспитатель уточняет ответы детей.)
Планеты - это огромные шары, они не висят на месте, а мчатся по своим дорогам - орбитам вокруг Солнца.
-Кто знает, какая планета самая большая? Покажите.
-А какая улица у этой планеты?
-Чем похожи планеты?
-Чем отличаются?
-Какая планета живет на первой кольцевой улице? (
Меркурий)
-Как вы думаете, есть ли там жизнь? Почему?
-А на какой планете возможна жизнь? Почему?
Звучит Фонограмма "Космический сон" музыка и слова К.Бейтбурга.
(Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и придумать язык общения планет.
После высказываний детей,воспитатель обобщает ответы, делает вывод, что став взрослыми, кто-то из детей станет астрономом и возможно откроет новые знания о планетах, Солнечной системе, Земле.
У воспитателя падает указка.
Почему упала указка?
А почему не падают планеты?
Рассказ воспитателя:
Солнце - это огромный, раскаленный газовый шар с очень высокой температурой. Солнце - очень большое и тяжелое, тяжелее всех вместе взятых планет, притягивает планеты, не дает им улететь в космическое пространство.
Так почему же не падают планеты?
-Ребята, а вы видели, как купается Солнце в море?
Тогда послушайте и посмотрите.
(Большая иллюстрация с изображением заката)
Солнце осторожно подходит к тому месту, где море сливается с небом.
И начинает осторожно погружаться в воду, как - будто боится холодной воды. При этом оно краснеет, как - будто ему стыдно, что оно не может сразу нырнуть.
Но вот оно погрузилось и тут начался переполох. На небо высыпала спасательная команда звезд во главе с Луной- главным спасателем. Звезды светят своими фонариками, пытаясь разыскать Солнце под водой, но его не видно, оно погрузилось слишком глубоко. Спасательная команда работает всю ночь, а потом начинает гасить свои фонарики, понимая, что утонувшему Солнцу ничем не поможешь. А когда последний фонарик погашен, появляется Солнце, целое и невредимое, причем не там, где тонуло, а совсем с противоположной стороны.
Вот чудеса! Вечером утонуло, а утром появилось, как ни в чем не бывало.
А может оно и не тонуло вовсе?
Как вы считаете?
Почему так случилось?
Где ночевало солнце?
Почему бывает день и ночь?
-Как называется время, за которое Земля поворачивается вокруг своей оси?(
сутки).
Пройдет ночь, Солнце снова встанет, осветит все своими теплыми лучами, и мы с радостью скажем друг другу и всем на нашей планете: «Доброе утро!»
Воспитатель:
Мы немножко отдохнем, дальше рассуждать начнем
Пальчиковая гимнастика "Солнышко"
Солнышко, солнышко
Погуляй у речки (
Шевелят пальцами обеих рук).
Солнышко, солнышко,
Разбросай колечки. (
Быстро сжимают и разжимают кулаки).
Мы колечки соберем,
Золоченые возьмем. (
Делают хватательные движения щепотью).
Покатаем, поваляем (
Круговыми движениями трут ладонь о ладонь)
И назад тебе вернем. (
Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы)
-Как люди называют Солнце?(
ответы детей.)
-А можно ли жить без Солнца?
-Почему?
-Как Солнце служит человеку?
Воспитатель обращает внимание детей на картинки - иллюстрации с изображением профессий Солнца.
(
Дети рассказывают о том, что Солнце - главный Фонарь главная Батарея -которая отапливает нашу планету, чистый воздух -работа Солнца; мореходы находили дорогу по Солнцу, солнечные часы, магнит,выращивание растений и др.)
Стук в дверь.
(Входит гном Недоучкин).
Здоровается с детьми. Представляется детям.
-Я ,Недоучкин. Слышал, что вы о Солнце говорили. Я тоже много знаю о нем.
Вот послушайте.
Воспитатель тихо говорит детям.
-Ребята, вы будете внимательно слушать и каждый раз,когда услышите, то с чем вы не согласны, загните один палец,потом другой,третий...
Когда Недоучкин закончит рассказ, мы посчитаем, сколько ошибок нам удалось найти.
Рассказ Недоучкина.
Однажды мне удалось побывать на Солнце и узнать,что там происходит.
Я сел в небольшой самолетик и полетел на Солнце.
Через час я увидел, что Солнце совсем рядом.
Я -отличный летчик,и поэтому не пролетел мимо маленького Солнца,а спокойно сел на солнечный аэродром.
Меня встретили солнечники. А лучики играли торжественный марш.
Мне сказали, что солнечный царь никуда не отпускает лучики, они всегда живут на Солнце.
Затем мне дали легковой автомобиль- и я отправился в путешествие по Солнцу.
Дорога была покрыта железом. Я быстро мчался, что мне было даже холодно. Я простудился и заболел. Пришлось мне срочно вернуться на Землю.
Воспитатель:
Ребята, вы согласны с тем, что рассказал наш гость?
-Какие вы заметили неточности?
-Послушай, Недоучкин, что тебе скажут дети.
(
Дети перечисляют ошибки Недоучкина)
Воспитатель предлагает Недоучкину остаться и послушать астрономов.
-А кто такие астрономы?(
Ответы детей.)
-А не могут ли ваши астрономы сделать так, чтобы опять пришла зима, я очень люблю зиму, даже лыжи захватил...
-Может ли быть все время зима?
Давайте расскажем нашему гостю, почему времена года сменяют друг друга
Дети объясняют на наборном полотне, почему происходит смена времен год.
Воспитатель обращается к Недоучкину
-Недоучкин, теперь тебе понятно,почему не может быть все время зима.
-Да, понятно.
-Приходи к нам по чаще в детский сад, сходи в библиотеку, читай больше книг и узнаешь много интересного.
(
Недоучкин уходит.)
Воспитатель
Как вы думаете,ребята,что больше небо или земля?
-Почему?
Черная дорожка
Осыпана горошком.
Что это? (
Звезды)
-Когда появляются звезды?
Звезд на небе очень много. И чтобы в них разобраться, во что объединили их люди? (
Созвездия)
-Какие вы знаете созвездия? (
ответы детей)
Игра "Звезды на небе".
Дети показывают созвездия, которые называет воспитатель:
Большая Медведица, Орел, Дракон. Пегас. Лебедь. Рыбы и др.
А теперь закройте карту звездного неба и назовите созвездия, которые остались открытыми у каждого из вас.
Гимнастика для глаз "Солнечный зайчик"
Солнечный мой заинька,
Прыгни на ладошку (
дети вытягивают ладошку вперед)
Солнечный мой заинька,
Маленький как крошка. (
Ставят на ладонь указательный палец другой руки)
Прыг на носик, на плечо.
Ой, как стало горячо!
Прыг на лобик, и опять
На плече давай скакать.
(прослеживают взглядом движение пальца, которым медленно прикасаются сначала к носу, затем до плеча, лба и другого плеча, каждый раз отводя палец перед собой)
Вот закрыли мы глаза,
А солнышко играет.
Щечки теплыми лучами
Нежно согревает! (
Закрывают ладонями глаза).
Солнышко-солнышко
Мы твои лучи
Быть людьми хорошими
Ты нас научи!
Драматизация сказки «Однажды ночью...» из сборника «Почемучка»
Воспитатель одевает шапочки детям
Послушайте о чем спорят мышата, может быть мы сможем им помочь.
Мышата:
Пип и Скрип
Пип:
Наверное луна очень вкусная. Жаль? Не достать.
Скрип:
-Вкусная? С чего ты взял (
удивляется Скрип)
Пип
Луна точь-в-точь, как ломтик сыра. Даже дырочки видны. А главное, я давно заметил, что ломтик кто-то все время объедает.
На той неделе он был совсем небольшой.
Скрип:
-Верно. Я тоже заметил. И я знаю, кто им лакомится: - летучие мыши.
Они каждую ночь куда-то улетают. Давай их попросим и нам принести кусочек!
(Побежали мышата на чердак к летучим мышам).
Мыши летучие:
-Чудаки. Разве нам долететь до Луны.
-Да мы сыр и не едим, мы ловим бабочек, жучков, да комаров.
-Это наверное ласточки, рано утром расклевывают ломтик, пока его не убрали с неба.
Пип и Скрип:
-Ласточки - ласточки, это вы клюете луну? Принесите нам кусочек!
Ласточки:
-Чудаки! Чудаки! Нам до луны не долететь! И мы сыр не едим! Мы ловим мушек да комаров. Это наверное орел клюет, он летает выше всех.
Пип и Скрип:
-Орел, а Орел!
Ты склевал почти весь ломтик сыра на небе? Поделись ,пожалуйста, сбрось кусочек.
Орел:
-Эй вы, пискуны! Я сыр и в рот не беру! Я охочусь на птиц, зайчат, да глупых мышат. Спасибо, что сыт, а не то попали бы ко мне на обед. А до луны никому не долететь. Я поднимался над облаками, но оказалось, что Луна еще выше.
Пип и Скрип:-
- Но ведь его каждую ночь кто-то обгрызает. Кто же тогда?
-Так кто же обгрыз Луну?
Воспитатель:
Ещё в древности люди заметили, что Луна всё время меняет свою форму. То она похожа на круглую тарелку, то она - серп, который назвали месяцем. Люди не могли это объяснить и придумывали сказки, легенды, мифы. Вот они и придумали такую сказку.
Воспитатель предлагает вспомнить свои рисунки о фазах развития Луны.
-Какая Луна? (круглая, серпик, половинка).
-Чтобы объяснить это явление, надо знать один секрет Луны.
Попробуем в этом разобраться
Представим, что мяч – это Луна, а стул, на котором сидит Маша, - Земля. Сибириан возьмёт в руки мяч и будет двигаться вокруг стула, как Луна вокруг Земли, а я с фонариком отойду от вас подальше. Фонарик будет изображать Солнце.
-Хорошо видна Луна?
Совсем ничего не видно.
Так и должно быть, - ведь Луна сама не светится. Теперь я включаю фонарь. Сибириан ,встань между «Солнцем» и «Землёй», а ты, Маша, скажи, хорошо ли освещён мяч?
Маша - Плохо.
Воспитатель:
Вот так же и Луну, когда она находится между Солнцем и Землёй, мы Земли не видим. Теперь, Сибириан, начинай двигаться вокруг стула, на котором сидит Маша, сделай два маленьких шага.
Дети
Серпик появился!
Воспитатель
Сибириан, продолжай движение дальше!
Что мы видим теперь?
Дети:
-Половину мяча!
Воспитатель:
-Хорошо Сибириан, продолжай двигаться. Вот так, достаточно. Ты уже прошел ровно половину своего пути вокруг «Земли».
Дети:
-Весь мяч стал светлым!
Воспитатель:
-Когда же на небе бывает полная Луна?
Дети :
-Когда Земля находится между Солнцем и Луной.
Воспитатель:
Вот и все! – Теперь вы понимаете, почему Луна на небе выглядит по-разному. С Земли мы видим только освещенную часть лунного шара.
-Что же делает Луна? (
Она отражает лучи и посылает их на Землю)
Вот мы и узнали секрет Луны. Раз она сама не светит, то мы видим только ту её часть, которая освещена Солнцем. В разное время Солнце по - разному освещает Луну. Поэтому нам кажется, что её форма меняется. А на самом деле Луна не меняет своей формы.Вот мы и ответили на вопрос мышат.
Ребенок читает стихотворные строки:
Где зеленые тучи и тополя
Застилают неба голубой простор
С ясным Солнцем повстречался я
С ясным Солнцем начал разговор:
выходит девочка в костюме Солнца
-Солнышко, ты в блеске и тепле!
Проплываешь у любых ворот.
Где всего прекрасней на Земле?
И какой понравился народ?
Солнышко(девочка)
-Каждый, - шепчет Солнышко,хорош
Не могу обидеть никого
А где ты родился и растешь
Там, дружок, прекраснее всего!
Воспитатель:
-Так ,где же, ребята, прекраснее всего? (
Ответы детей).
Обобщение воспитателя.
Прекраснее всего там, где мы родились и живем, наша малая Родина. В семье Солнца люди живут только на планете Земля. Когда-нибудь космонавты полетят и к другим планетам. Наука не стоит на месте.
А пока лишь запускают автоматические станции, которые доставляют на землю новые интересные сведения. Вы много знаете о Солнце, созвездиях. А еще больше узнаете, когда будете учиться в школе. Пройдет ночь, Солнце снова встанет, осветит все своими теплыми лучами, и мы с радостью скажем друг другу и всем на нашей планете: «Доброе утро!».
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий познавательного досуга в подготовительной группе
Конспект ООД в подготовительной группе с презентацией на тему «Число 12» с использованием развивающи
Конспект НОД в подготовительной группе детского сада на тему «Человек и Золотая Рыбка»
Конспект НОД «На поиски пропавшего сокровища» для детей подготовительной группы с презентацией
Похожие статьи:
Развлечение для детей подготовительной группы о труде
Физкультурный досуг в подготовительной группе зимой в зале
Развлечение на тему «Россия» в подготовительной группе в детском саду
Сценарий творческой игровой программы в детском саду для детей подготовительной группы
Театрализованное развлечение в подготовительной группе