Конспект занятия в подготовительной группе на тему "Удивительный гипс" с презентацией
Конспект занятия "Удивительный гипс". Подготовительная группа
Автор: Элекина Наталья Сергеевна воспитатель МБДОУ детский сад «Лучик» Илекского района Оренбургской области Описание материала: конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования и нетрадиционной техникой рисования. Назначение: для детей дошкольного возраста, школьного, воспитателей и родителей. Цель: формирование представлений детей о гипсе и его свойствах через исследовательскую деятельность. Задачи исследования: Образовательные:
- выяснить, что такое гипс, какой бывает гипс, откуда он берётся?
- узнать, зачем нужен гипс, можно ли обойтись без него?
- исследовать свойства гипса опытным путём.
- стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей, продолжать знакомить детей с нетрадиционными приемами рисования.
- развивать познавательные потребности, стимулировать интерес к изучению неживой природы;
- развивать творческие способности, воображение, любознательность. Воспитательные: - воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи;
- воспитывать у детей правильное, осознанное отношение к природе. Методы и приемы:
- практические: опыты с гипсом; изобразительная деятельность; физкультминутка
- наглядные: презентации, наблюдение;
- словесные: беседа, рассказ воспитателя, загадки, объяснение, обсуждение, вопросы к детям, анализ работы. Словарная работа:
Обогащать словарь детей словами: «гипс», «вещество», «растворить», «минерал», «сыпучая», «созвездие», «астероид», «иллюминатор». Оборудование: мультимедийное оборудование,музыкальный центр,соль, гипс. Баночки с: солью, гипсом. Тарелочки, ложки, кисточки, заготовки из гипса (звездочки), смайлики (кранного, зеленого, желтого цвета), колпачки звездочетов, звезды. Педагогические технологии: здоровье сберегающие, ИКТ-технологии. Реализация в ФГОС: интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», использование игровой ситуации на протяжении, художественно – эстетическое развитие, всего занятия, внедрение развивающих технологий в работе с детьми.(ИКТ-технологии, показ презентаций)
Ход занятия
Воспитатель заходит в группу, дети играют в свободной деятельности. Воспитатель показывает письмо детям, и вовлекает постепенно в занятие. Воспитатель: ребята по дороге в детский сад, мне почтальон вручил письмо. А от кого оно, мы узнаем, прочитав его.
«Здравствуйте! Я, ребята, звездочет! В нашей звездной стране случилась большая неприятность. Еще совсем недавно созвездие Большой медведицы сияло ярко на небосклоне, а теперь оно пропало. Огромные коварные астероиды подлетели совсем близко к этому созвездию и закрыли его собой, и скоро созвездие совсем исчезнет с нашего небосклона. И тогда, я решил, обратиться к вам за помощью. Ребята, пожалуйста, помогите!» Воспитатель: ну, что ребята поможем звездочёту?
А чтобы зажечь звезды нужно, выполнить задания, которые находятся в звездном небе. Так вы согласны? Дети: да. Воспитатель:но для этого нам нужно самим превратиться в звездочетов. Закроем глаза и произнесем волшебные слова.
Раз, два, три – станем звездочетами мы! Воспитатель: ну вот ребята, полюбуйтесь на себя, теперь вы настоящие звездочеты! (Одеть звездные колпачки).
Ребята, а на чем мы отправимся в путь, вы узнаете, отгадав загадку.
До луны не может птица
Долететь и прилуниться.
Но зато умеет это
Делать быстрая…….(РАКЕТА).
Воспитатель: ну что в путь!
Дети стоят во круг ракеты и выполняют действие. (Проводится физминутка, включается звук взлёта ракеты)
На ракете мы летим, (руки вверх домиком)
В невесомости парим. (наклоны в стороны)
Смотрим все в иллюминатор, (руки ко лбу)
Ищем для посадки кратер. (повороты влево вправо)
Вдруг пошел метеоритный
Дождь космический магнитный (резко машем кулаками в стороны)
Мы на кнопку нажимаем (имитация нажимания пальцами на кнопки)
И ракету опускаем (присели)
Повреждений вроде нету, (руки на пояс повороты туловища)
Мы выходим на планету.( маршируем)
Воспитатель: вот мы и в космическом пространстве.
Ребята смотрите, а вот и звезды, но их практически невидно. Они закрыты астероидами. А на этих астероидах задания, которые нам надо выполнить. На доске висят астероиды на них задания. Воспитатель снимает, читает задания.
Задание №1. «История о гипсе»
А теперь я посмотрю, как вы умете слушать взрослых.
И расскажу вам немного о гипсе!
Гипс - природный камень, который образовался в результате испарения древнего океана несколько миллионов лет назад. В глубине земли гипс присутствует в виде камня. Его добывают из-под земли, очищают, дробят, для того чтобы из него изготовить различные материалы и изделия. Так же гипс используют в качестве строительного материала. Из него делают садовые фигуры, копилки, украшают дома. А также гипс используют в медицине, накладывают гипс при переломах. Цвет породы - белый, желтоватый, светло-серый - зависит от наличия или отсутствия в породе различных примесей.
Во время рассказа о гипсе, дети рассматривают картинки с изображением разных видов гипса и местонахождением их в природе.(презентация) Воспитатель: ребята молодцы, вы выполнили одно задание.
Вот и второе задание Воспитатель снимает второй астероид.
Воспитатель: посмотрите у вас на столе стоят два стаканчика и в них, что то насыпано. Как вы думаете, что находится в стаканчике под номером 1 и в стаканчике под номером 2? Дети: соль, гипс Воспитатель: давайте попробуем описать соль
Какого цвета соль? Дети: белого Воспитатель: на что похожи ее частички? Дети: на кристаллы Воспитатель: возьмите ваши баночки с солью и поднесите к носу. Имеет ли запах соль? Дети:нет Воспитатель: теперь возьмите маленькие ложечки и попробуйте соль на вкус! Имеет ли вкус? Дети: да Воспитатель:какой? Дети: она соленая. Воспитатель: давайте возьмем щепотку соли и пересыпаем ее обратно в баночку! Какая соль?Сыпучая не сыпучая? Дети: сыпется Воспитатель: соль сыпется, значит она сыпучая.
Давайте сделаем вывод, соль она какая? Дети: белая, соленая, не имеет запаха, сыпучая. Воспитатель: давайте рассмотрим порошок гипса. Что вы можете сказать?
Какого он цвета? Дети: белый Воспитатель: на что похож? Дети: на муку. Воспитатель: значит он состоит из маленьких частиц.
Теперь поставьте перед собой тарелочку. Кончиком ложки наберите чуть-чуть гипсового порошка и высыпьте его на тарелочку. Легко ли сыпется гипсовый порошок? Дети: да Воспитатель: потрогайте его. Попробуйте из него что-нибудь слепить. Какой он на ощупь? Дети:сыпучий, мягкий, не держит форму. Воспитатель: ребята мы будем пробовать гипс на вкус?
Дети: нет. Воспитатель:конечно нет, нельзя пробовать неизвестное вещество на вкус.
Вот и третье задание. Воспитатель снимает третий астероид
Читает задание.
Астероид с опытами. Воспитатель: прежде чем начать опыты ребята, расскажите какие правила нужно помнить при работе с гипсом? Дети: не вдыхать, не пребывать на язык. Воспитатель: предлагаю нам всем надеть маску, чтобы гипсовая пыль не попала в нос.
Поставьте перед собой стаканчик с гипсовым порошком и стаканчик с водой. Медленно насыпьте гипсовый порошок в воду и перемешайте ложкой. Размешайте все комочки, чтобы масса стала однородная.
Каким стал гипсовый порошок? Дети: жидким, мягким. Воспитатель: куда исчезла вода? Дети: гипс впитал. Воспитатель:значит гипс может впитывать воду. У вас получился густой раствор, похожий на сливки.
Теперь возьмите формочку и залейте в нее гипсовый раствор. Заполняйте всю форму, разгладьте всю поверхность ложкой. (Дети заполняют форму раствором гипса).
Оставьте заполненные формы в сторону и посмотрите, что произошло с моим раствором гипса. Воспитатель достает из своей формы затвердевший гипсовую фигурку. Воспитатель: что произошло с раствором гипса? Дети: застыл. Воспитатель: вы совершенно правы, раствор гипса быстро затвердевает на воздухе и принимает форму в которую он залит. Воспитатель: ну что ж, вы справились и с этим заданием. И загорелась еще одна звезда!
И у нас остался последний астероид, и звезда полностью откроются.
Ребята, но прежде чем начать открывать астероид, нам надо размяться и немножко отдохнуть.
Физминутка
Вот выходит на парад
Наш космический отряд.
Руки в стороны – к плечам,
Дружно мы покажем вам.
На пояс обе руки ставим
И наклоны выполняем.
Руки за голову – и вот
Наклоняемся вперед.
Приседаем и встаем
И ничуть не устаем.
И опять шагаем,
Руки к звездам поднимаем.
Воспитатель: вот и последний астероид. Здесь вам надо раскрасить гипсовые звезда, которые лежат у вас на столе.
Ребята прежде чем приступить к работе я хотела бы вам напомнить, работаем с кистью и красками аккуратно не пачкаем руки, лицо, одежду, не пачкаем стол, за которым работаете. Нельзя: брать грязные руки в рот, тереть грязными руками глаза, размахивать кисточкой. Приступаем к работе. Какие цвета мы будем использовать для раскрашивания наших звезд?
Дети: желтый Дети раскрашивают. Воспитатель: посмотрите, какие звезды у нас получились! Давайте оставим их на столе пусть подсохнут.
Воспитатель: посмотрите на это созвездие, на что похоже? Дети: на ковш Воспитатель: да ребята на ковш и называется это созвездие «Большая Медведица».
Ребята вот и подошло наше космическое путешествие к концу. Вы были большие молодцы! Вы показали свои знания и умения. А нам пора возвращаться в детский сад. (звук полета ракеты)
Дети присаживаются на корточки и имитируют взлет ракеты.
Воспитатель: ну вот, ребята, мы и оказались в группе детского сада. Дети садятся на пол
Ребята, где мы сегодня с вами побывали? Что вам больше всего запомнилось? Включается шум моря или пение птиц.
Ребята закройте глаза и представьте, что вы на берегу речки, светит солнышко вам в лицо и сидите наслаждаетесь теплом.
Ну, что ребята времени сегодня у нас было мало, мы обязательно продолжим изучение этой темы на следующих занятиях.
Спасибо за внимания!