Конспект урока математики с использованием краеведческого материала для 6 класса коррекционной школы VIII вида "Сложение и вычитание многозначных чисел"
Автор – Сюнякова Наталья Владимировна
Описание: предлагаю конспект урока математики в 6 классе коррекционной школы VIII вида «Сложение и вычитание многозначных чисел». Тип урока – урок применения знаний и умений с использованием краеведческого материала из истории Пензенской области. Урок может быть использован при проведении недели как математики, так и недели естественно-научного цикла.
Цель урока: показать роль математики в познании окружающей действительности развивать умения применять математические знания на практике.
Задачи:
1) коррекционно-образовательные:
- закрепить навыки сложения и вычитания многозначных чисел;
- формировать целостные знания о родном крае;
- повторить компоненты сложения и вычитания;
2) коррекционно-развивающие:
- развивать математическую речь, логическое мышление;
- развивать вычислительные навыки;
- стимулировать мотивацию и активизацию познавательной деятельности учащихся;
3) коррекционно-воспитательные:
- поддерживать интерес к предмету;
- воспитывать любовь и уважение к историческому наследию родного края;
- воспитывать самостоятельность.
Оборудование: карточки с текстами задач, фотографии и картинки по теме, интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация.
Программное содержание:
1. Сложение и вычитание многозначных чисел.
2. Решение задач.
3. Сравнение чисел.
Ход урока
1. Организационный момент.
Цель: создание положительного настроя; атмосферы психологической комфортности.
Метод – словесный.
– Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
(Дети поворачиваются друг к другу, улыбаются друг другу и учителю).
2. Актуализация темы урока.
Цель: подведение учащихся к основной части урока.
Метод – словесно-наглядный.
– Ребята, скажите, как называется регион, в котором мы живём?
– Пензенская область.
(СЛАЙД 1).
– Правильно. Вот сегодня на уроке мы с вами и поговорим о нашей малой родине – Пензенской области. Мы будем решать задачи, условия которых придуманы с применением материала из истории нашего региона.
3. Основной этап.
Цель: систематизировать, обобщать и воспроизводить учебный материал по теме; формировать самостоятельные умения.
Методы: словесно-наглядный, практический, самостоятельная работа.
– В 1718 году была образована Пензенская провинция в составе Казанской губернии. 15 сентября 1780 года образована Пензенская губерния, просуществовавшая до 5 марта 1797 года, когда губерния была ликвидирована, а Пенза стала уездным центром Саратовской губернии. 9 сентября 1801 года Пензенская губерния была восстановлена и просуществовала до 1928 года. В 1928 году губерния ликвидирована, Пенза стала центром Пензенского округа Средневолжского края, затем Куйбышевского края, а через 9 лет, с 1937 года – районным центром Тамбовской области.
4 февраля 1939 Указом Президиума Верховного Совета СССР Тамбовская область была разделена и образована Пензенская область, существующая до настоящего времени. (СЛАЙД 2: из истории Пензенской области).
И первая задача будет такая (СЛАЙД 3): «Сколько лет исполняется в этом году Пензенской области, если она основана в 1939 году?»
(Один ученик решает у доски, остальные в тетрадях).
Образована – 1939 год
Сейчас – 2014 год
Сколько лет – ?
1) 2014 – 1939 = 75 (лет)
Ответ: Пензенской области исполнилось 75 лет.
– Да, ребята, 4 февраля 2014 года нашей Пензенской области исполнилось 75 лет. (СЛАЙД 4)
– Теперь двигаемся дальше. Скажите, какой город является главным городом в нашей области?
– Пенза.
(СЛАЙД 5: фотографии видов города Пензы).
– Да. И следующая задача будет касаться этого города. (СЛАЙД 6): «В прошедшем 2013 году город Пенза отметил свой 350-летний юбилей. В каком же году была образована Пенза?»
2013 год – 350 лет
? год – основан
1) 2013 – 350 = 1663 (год)
Ответ: город Пенза основан в 1663 году.
– Хорошо, молодцы. Живём-то мы все в одной области, но ученики нашего класса проживают в разных районах.
– Света, в каком районе ты живёшь?
– Я живу в Нижнеломовском районе.
– А какой населённый пункт является районным центром этого района?
– Город Нижний Ломов.
(СЛАЙД 7: фотографии с видами Нижнеломовского района и города Н-Ломова).
– Настя, а ты в каком районе проживаешь и какой населённый пункт главный в этом районе?
– В Наровчатском районе, с. Наровчат
(СЛАЙД 8: фотографии с видами Наровчатского района и села Наровчат).
– Лёша, а ты?
– Мокшанский район, пгт. Мокшан.
(СЛАЙД 9: фотографии с видами Мокшанского района и пгт. Мокшан).
– Женя, расскажи нам о своём районе.
– Земетчинский район, пгт. Земетчино.
(СЛАЙД 10: фотографии с видами Земетчинского района и пгт. Земетчино).
– Молодцы, знаете свою родину. И я предлагаю вам самостоятельно решить следующую задачу (СЛАЙД 11): «Посчитайте возраст каждого районного центра, если Н-Ломов основан в 1636 году, Мокшан – в 1566 году, Наровчат – в 1237 году, а Земетчино в 1684 году».
Каждый решает задачу про свой район:
1) 2014 – 1636 = 378 (лет) – Н-Ломову.
2) 2014 – 1237 = 777 (лет) – Наровчату.
3) 2014 – 1566 = 448 (лет) – Мокшану.
4) 2014 – 1684 = 330 (лет) – Земетчино.
Ответ: 378 лет, 777 лет, 448 лет, 330 лет.
– Молодцы. А теперь следующая задача (СЛАЙД 12): «Посчитайте, сколько человек проживает во всех этих районах вместе, если в Нижнеломовском районе проживает 40412 человек, в Наровчатском районе – на 28854 человека меньше, чем в Нижнеломовском, в Мокшанском районе – на 16396 человек больше, чем в Наровчатском, а в Земетчинском – на 4713 человек меньше, чем в Мокшанском районе».
Н-Ломовский – 40412 чел.
Наровчатский – ? на 28854 чел. меньше
Мокшанский – ? на 16396 чел. больше
Земетчинский – ? на 4713 чел. меньше
1) 40412 – 28854 = 11558 (чел.) – в Наровчатском районе.
2) 11558 + 16396 = 27954 (чел.) – в Мокшанском районе.
3) 27954 – 4713 = 23241 (чел.) – в Земетчинском районе.
4) 40412 + 11558 + 27954 + 23241 = 103165 (чел.) – всего.
Ответ: 103165 человек.
– Видите, сколько много жителей, но это ещё не вся область… А теперь скажите мне, в каком городе находится наша школа?
– В городе Нижний Ломов.
– Правильно. Мы с вами ходили на экскурсии по городу и видели эту достопримечательность. Что это? (СЛАЙД 13).
– Арка.
– Да, этот монумент был установлен в юбилею города. Отсюда задача (СЛАЙД 14): «Арка была установлена к 350-летию города. В каком году она была установлена и сколько лет простояла до настоящего времени?»
Город основан в 1636 году
Установлена к 350-летию – ? год
Простояла до 2014 года – ? лет
1) 1636 + 350 = 1986 (год) – установлена
2) 2014 – 1986 = 28 (лет) – простояла
Ответ: 1986 год, 28 лет.
4. Итоговый этап.
Цель: подведение итогов урока, выставление оценок.
Метод – словесный.
– Молодцы.
– С помощью мимики (улыбнитесь, нахмурьтесь) покажите, понравился ли вам урок?
(Ребята выражают мимикой свое отношение к уроку).
– Что понравилось?
– Что удивило?
– Что запомнилось?
(Ученики отвечают на вопросы).
– Спасибо за работу на уроке!
– Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились.
Рекомендуем посмотреть:
Урок математики по теме Диаграммы в 6 классе
Конспект урока математики для 6 класса коррекционной школы VIII вида по теме: Скорость. Время. Расст
Математический калейдоскоп. Математика 6 класс
Конспект урока математики с презентацией, 6 класс. Умножение дробей
Похожие статьи:
Конспект урока математики в 6 классе С(К)ОУ VIII вида
Конспект урока математики в 6 классе С(К)ОУ VIII вида
Конспект урока математики в 6 классе по теме «Координатная плоскость»
Конспект урока математики в 6 классе. Решение уравнений
Технологическая карта урока математики, 6 класс