Тема урока: "Н - НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных"
Класс: 6
Учебник: «Русский язык. 6 класс», Москва, «Просвещение», 2011г., авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова.
Тип урока: урок освоения нового материала
Цели урока:
1. Образовательные: познакомить учащихся с условиями выбора орфограммы «Правописание суффиксов прилагательных».
2. Практические: совершенствовать умения писать слова с изученной орфограммой; формировать орфографическую зоркость.
3. Воспитательные: воспитывать чувство уважения и любви к Родине, природе, чувство прекрасного, приобщить к музыке, живописи, совершенствовать читательский вкус.
4. Развивающие: обогащать словарный запас учащихся; обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся.
Виды деятельности обучающихся:
1) Включение в работу, самоопределение.2) Работа в парах.3) Орфоэпическая работа.4) Поиск цели урока, формулировка темы.5) Графическая работа.6) Самостоятельная работа с правилом в учебнике.7) Самостоятельная работа с алгоритмом.8) Лексическая работа.9) Самостоятельная работа обучающихся, самоконтроль. 10) Восстановление учебной мотивации. 11) Вывод по уроку.12) Релаксация, физминутка.
Оборудование урока:
1) компьютер, 2)проектор, 3)учебник, 3)карточки, 4)алгоритм; 5)словари русского языка (орфографический, толковый, фразеологический); 6) музыкальные фрагменты : П. И. Чайковский «Времена года».
Учебно-методическая литература, на основе которой разработан урок:
1) «Нестандартные уроки. Русский язык. 5 – 11»,автор-составитель Н. А. Шаро-ва, Волгоград, 2010
2) «Уроки русского языка в 6 классе», 2 части, автор-составитель: Н. О. Крама-ренко, Волгоград, 2005
3) Популярное пособие для родителей и педагогов «И учеба, и игра: русский язык», авторы: Т. И. Тарабарина, Е. И. Соколова.
4) Учебник «Русский язык. 6 класс», Москва, «Просвещение», 2011, авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова.
5) Лебедев В.А. Поурочные разработки к учебнику Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык. 6 класс».- М.: Дрофа, 2003.
Методы и приемы: словесные, наглядно – практические, проблемного изложения, самоконтроля.
Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство.
Планируемые результаты: познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное по-строение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний; личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение; регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
ХОД УРОКА:
I. Организация начала занятия.
Учитель: Добрый день, ребята! Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с дру-гом. Я уверена, что мы с вами во время работы на уроке покорим сегодняшнюю вершину. Успехов вам и удач!
Сейчас, как обычно, перед покорением вершины мы проведем наше любимое занятие "Логоритмика". Сегодня мы работаем над звуком "С" (проведение логоритмики "Сыплется песок").
II. Работа с текстом.
Ребята, перед вами лежит текст, поработаем с ним, будьте внимательны. Вам предстоит ответить на вопросы.
Чтение текста учителем (под музыку П.Чайковского "Времена года"):
Январь
Январь – месяц больших молчаливых снегов. Прилетают они всегда вдруг. Вдруг ночью зашепчутся, зашепчутся деревья: что-то творится в лесу. К утру станет видно: пришла настоящая зима!
Лес утонул в дремучих сугробах. Под холодным сводом неба, покорно скло-нив тяжелые головы, застыли скорбные белые деревья.
Вместе со снегом налетели и набежали в лес сказочные, невиданные сущест-ва. Они расселись по пням и сучкам, вскарабкались на елки и сосны – странные белые фигурки, неподвижные, незнакомые, но на что-то очень похожие…
На пеньке сидит не то белочка, не то зайчик. Сложил белые лапки на белое пузечко, молчит и смотрит на белый лес. На камне у речки белая Аленушка: склонила голову на плечо, подперла белой ладошкой белую щечку.
А вот зверек-оборотень. Сделай шаг в сторону, и обернется зверек простым сучком, запорошенным снегом.
Белые медведи и белые совы. Зайцы, куропатки, белочки. Сидят, лежат и висят. Полон лес диковинных птиц и зверей. Хочешь увидеть их – поторопись. А то дунет ветер – поминай как звали! (Н.Сладков)
• Какова его тема? (Зима в лесу, зимний лес)
• К какому типу речи он относится? (Описание)
• Определите его стиль, докажите правильность своего ответа. (Это ху-дожественный стиль, т.к. есть эпитеты и олицетворения)
• Из текста нужно выписать словосочетания, где прилагательные высту-пают в роли эпитетов и олицетворений.
Дремучие сугробы, скорбные деревья, сказочные существа; задумчивый лес, молчаливые снега, диковинные птицы
- Наличие какой части речи подсказало вам, что это текст – описание, напи-санный в художественном стиле? (Прилагательные)
- Какова роль прилагательных в нашей речи? (Имя прилагательное делает текст образным, живописным. Прилагательные обозначают различные признаки предмета, это помогает охарактеризовать его с разных сторон (по цвету, форме, размеру, весу, росту, пространству) и выделить из ряда подобных; заключают в себе авторскую оценку. Наша речь становит-ся образной, выразительной, яркой)
- В русском языке есть слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение. Эти слова служат для повышения выразительности речи, позволяют избегать её однообра-зия. Что это за слова? (Синонимы)
 Подберите синонимы к следующим словам из текста (Устно).
Сказочный – волшебный, удивительный, поразительный, восхитительный, загадочный, чудесный, прекрасный.
Задумчивый – печальный, грустный.
Диковинный – необычный, красивый.
Вывод. Русский язык богат и ёмок, и мы должны научиться пользоваться его богатством: а это значит, что нам необходимо умело и грамотно упот-реблять в своей речи прилагательные, синонимы и другие слова и обороты, для того чтобы наша речь стала не только красивой, но и более вырази-тельной.
III. Объяснение новой темы.
У меня на доске таблица, здесь два столбика прилагательных с именами су-ществительными.
– Н– –НН–
Гусь – гусиный лимон – лимонный
Песок – песчаный станция – станционный
Лед – ледяной утро – утренний
искл. искл.
стеклянный ветреный
оловянный
деревянный
- Каким способом образуются имена прилагательные от существительных? (чаще всего суффиксальным).
Мы с вами проанализируем опорную запись (таблицу) и таким образом ре-шим проблему – расшифруем графическое обозначение орфограммы, уста-новим связь между орфограммой и условием выбора написания. Попробуйте сами сформулировать правило правописания н и нн в суффиксах прилага-тельных (учащиеся самостоятельно выводят правило написания -н- и -нн- в суффиксах прилагательных).
- А теперь проверим себя, прочитав параграф учебника.
-Составим опорный конспект в тетради.
Опорный конспект
-НН- -Н-
1. основа на –Н- + суффикс –Н-
исключения: свиной, юный, румя-ный 1. суффикс –ИН-
2. суффиксы –ОНН- и –ЕНН-
исключения: ветреный,
но безветренный 2. суффиксы –АН-, -ЯН-
исключения: оловянный,
стеклянный, деревянный
IV. Здоровьесберегающая пауза (физминутка).
V. Первичное закрепление. Работа в парах.
1) Ребята, перед вами карточки. Запишите, вставляя пропущенные буквы и обозначая суффиксы прилагательных:
Голуби...ая стая солом..ая шляпка
Серебр…ый сервиз кожа…ый мяч
Лу…ая соната пусты...ый пляж
Олов...ый солдатик дли...ый путь
Плам..ая речь глин…ый кувшин
При выполнении задания советуйтесь друг с другом, доказывайте свою пра-воту, но помните, что каждый имеет право на ошибку - будьте терпимее друг к другу.
2) Следующее задание – буквенный диктант. Напишите в одну строку цифры от 1 до 10. Я буду диктовать прилагательные, а вы под цифрой будете запи-сывать н или нн:
Петушиный, искусственный, песчаный, оловянный, карманный, комариный, экзаменационный, пчелиный, вагонный.
3) Творческая работа:
- Составьте словосочетания с данными прилагательными: петушиный (крик), искусственный (фонтан), песчаный (остров), оловянная (ложка), карманные (деньги), комариный (укус), экзаменационная (работа), пчелиный (мед), ва-гонный (билет).
-Составьте текст из 5 предложений с данными словосочетаниями.
- Прочитаем, что у вас получилось.
Работаем устно:
-Определите, одним или разными способами образованы данные прилага-тельные:
Законный, экскурсионный.
VI. Закрепление материала.
1) Задание "Исправьте ошибки".
На озере раздавался гусиный крик и гогот. (Подсказка: тавтология; гогот – это гусиный крик).
Верно. На озере раздавался гусиный крик. На озере раздался гогот.
Невежественный и малообразованный человек не сможет отличить журавлиный крик от курлыканья. (Невежественный человек не сможет отличить курлыканье от гогота).
В воробьиную ночь выпал снег. (Подсказка: фактическая ошибка - воробьиная ночь – короткая летняя ночь)
2) Самостоятельная работа с разноуровневыми заданиями.
Цель: формирование навыка правильного написания н – нн в суффиксах прилагательных и существительных.
Уровень 1
Вставьте пропущенные буквы
История необыкнове…ая; улица пусты…ая; герои юн..ые; мысли пре-крас..ые; ледя..ые торосы; следстве…ые органы; искусстве..ый шёлк; водя..ая мельница; пле..ые солдаты: песча..ый берег; овчи..ый полушу-бок; голуби..ое яйцо; петуши..ый характер; стекля..ая ваза.
Уровень 2
Вставьте нужный суффикс. Составьте словосочетания прилага-тельное + существительное.
Глиня…ая; полотня…ая; масля…ная; утре..ий; кури..ый; станцио…ый; пусты…ая; овчи..ый; гости…ый; ветре…ый; телефо…ый; информа-цио…ый
Уровень 3
Звериные повадки нашли отражение в сказках, поговорках, образных выражениях. Вспомните данные выражения и составьте с любыми устойчивыми сочетаниями два – три предложения.
VII. Подведение итогов урока, объяснение домашнего задания.
1) -Что запомнилось больше всего на сегодняшнем уроке?
-Какие слова-исключения можете назвать?
-Какой вывод можно сделать о правописании н и нн в суффиксах прилагательных?
2) На дом я задаю вам необычное задание. Вы будете работать по карточкам "Морской бой". В результате вы должны будете получить фигуры.
Принцип работы несложный. У вас будут карточки и бланки ответов.В завершенной работе будут закрашены ячейки, по тем ответам, которые выбрал учащийся. Учителю удобно проверять работы, сверяясь со своим готовым бланком.
3) Релаксация (прослушивание музыки с закрытыми глазами).
-Ребята, сядьте поудобнее, расслабьтесь. Дышите ровно и спокойно... Вы находитесь на берегу моря... Представьте себе комочек теплого золотого света, который передвигается по вашему телу от кончиков пальцев ног до самой макушки, снимая по пути напряжение и зажатость ваших мышц. Ваше тело постепенно наполняется золотым теплом. Вы должны настроиться на то, что золотой свет, который заполняет голову и успокаивает сознание, уносит все плохие мысли, оставляя за собой ощущение спокойствия, тепла и расслабленности. Вам хорошо и уютно ....Медленно открываем глаза, возвращаемся в рабочее состояние.
- Какое настроение вызывала у вас релаксация? (Грусть, тоска по лету). У кого сейчас такое настроение?
- Какие чувства возникли у вас, когда вы слушали шум моря и музыку? (Радость, загадочность). А у кого такое настроение?
Я рада, что вы уходите с этого урока с радостным настроением. Мне было приятно работать с вами. Спасибо за урок. До свидания.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока русского языка в 6 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида
Конспект урока русского языка в 6 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Падежные окончания и
Дидактическая игра в 6 классе по русскому языку
Конспект урока-игры по русскому языку в 6 классе. Правописание местоимений
Похожие статьи:
Конспект урока по русскому языку 6 класс
Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов
Методическая разработка урока по русскому языку. Творческое эссе: Морское путешествие в будущее
Конспект урока обучающего выборочного изложения в 6 классе
Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: Неологизмы