Развитие знаково – символической деятельности, применяемой в работе с дошкольниками.
Автор: Лянгузова Ольга Жановна
Цель: формирование педагогической компетенции педагогов
Описание: данный материал будет интересен и полезен педагогам ДОУ.
Задачи:
- активизировать работу и повысить педагогическую компетенцию педагогов;
- развивать интерес педагогов к использованию разнообразных форм организации деятельности.
Символ - то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, чего-нибудь отвлеченного. (С.И. Ожегов)
При подготовке к школьному обучению необходимо развивать память, восприятие внимание, речь, мышление и другие функции благодаря которым ребенок будет с успехом обучаться в школе. Развитие знаково-символической деятельности дошкольников – один из способов формирования этих функций. В дошкольном возрасте ребенок поэтапно овладевает различными образными средствами: сенсорные эталоны, различные символы и знаки, которые носят образный характер (от цвета до графического изображения). Произвольные формы запоминания и воспроизведения начинают проявляться в среднем дошкольном возрасте и развиваются у старших дошкольников. Первоначально приемы запоминания предлагает взрослый, и в этом ему на помощь приходят различные символические аналогии. Навык формируется постепенно, при этом доля самостоятельности ребенка увеличивается. Впоследствии, дети осмысливают и начинают самостоятельно использовать приемы запоминания, которые ранее были предложены взрослым.
Символьный этап позволяет решать следующие задачи:
- Знакомит с иным (графическим) способом представления информации;
- Развивает умения кодирования и декодирования информации;
- Концентрирует внимание;
- Развивает вариативное мышление, фантазию, творческие способности;
- Развивает различные анализаторы (двигательные, слуховые, зрительные);
- Позволяет удерживать в памяти словесный материал;
- Облегчает и ускоряет процесс запоминания;
- Повышает наблюдательность;
- Помогает уяснить роль изображений для удержания в памяти словесного материала;
- Позволяет большее внимание уделять речи, а не припоминанию последовательности событий, что позволяет ребенку развивать навык самоконтроля за собственной речью.
Примеры использование символов в коррекционной работе:
1) Коррекция звукопроизношения:
2)Обучение грамоте:
3) Развитие лексики:
4) Развитие грамматики:
5) Развитие связной речи:
Ниже приведены некоторые символы игр (с расшифровкой), которые с успехом применяются при развитие лексико – грамматического строя речи, которые экономят время при объяснении материала, позволяют удерживать в памяти инструкцию словесной или дидактической игры.
Рекомендуем посмотреть:
Ведущий вид деятельности в ДОУ - игра
Как развивать логическое мышление у дошкольников
Содержание и формы взаимодействия ДОУ и семьи по развитию речи старших дошкольников
Информационно - аналитическая справка о результатах тематического контроля в детском саду
Похожие статьи:
Как организовать учебно-воспитательный процесс в ДОУ
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театральной деятельности
Эмоциональное развитие старшего дошкольника
Педагогические термины для воспитателей
Как оценить умственные способности ребенка