Практические рекомендации к занятиям для первоклассников, направленных на развитие дивергентного мышления.
Автор: Проскуровская Оксана Георгиевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории МБОУ «ООШ № 33» г.Новокузнецка Кемеровской области.
На основании многократных и психологических исследований и мнению многочисленных психологов младший школьный возраст является самым сензитивным периодом для развития дивергентного мышления и является благоприятным периодом для развития творческих способностей и творческой деятельности. Целенаправленная работа по формированию дивергентного мышления может успешно формироваться через деятельность, осуществляемую в рамках внеурочной деятельности.
Педагогическая целесообразность развития дивергентного мышления обусловлена новыми ориентирами развития современного Российского образования, значительными изменениями в самых разных сферах жизни современного общества. На сегодняшний день нашему обществу необходимо развитие творческой личности, которая имеет глубокие знания, способна нетрадиционно, самостоятельно и оригинально решать возникающие проблемы. Преобразования в Российской системе обучения и воспитания младших школьников значительно повысили требования к образовательным и воспитательным результатам.
Цикл занятий
Занятие 1.
Вводное. Тест творческих способностей Вильямс (модифицированный Е.Е.Туник).
Выполнение тестовой работы на основании предложенных стимулов. Бланки тестовых заданий. Разъяснение процедуры обследования.
Выявление уровня сформированности беглости, гибкости, оригинальности, разработанности мышления, развитие воображения, любознательности, способности пойти на риск, сложности (комплексности).
Занятие 2.
Как и с помощью чего мы познаём мир?
Занятие проводится в форме беседы. Перцепция человека. Слух, зре-ние, осязание, обоняние, вкус. На что направлены наши ощущения? Чем пахнет единица? Какой звук издаёт шкаф? Закрываем глаза, пробуем представить. Главное – учимся выражать свои мысли вслух. И особенно важно отметить, что неправильных ответов – нет.
Занятие 3.
Как можно отличить фантазию ото лжи?
Понятия «фантазия», «ложь». Придумывание фантазийных и ложных высказываний. Разбираем ситуацию (например: Олег взял карандаши у Пети. Нужно отдавать, но, к сожалению, несколько карандашей потерялись. Что бы вы сказали Пете? Какую фантастическую идею для разрешения этой ситуации можно предложить?). Дети в данном возрасте склонны обвинить кого-то, а не признать своей вины. Обычно дети склонны говорить: «Я дал Васе, а он потерял» или «Это моя младшая сестрёнка». А варианты должны быть такими, к примеру: «Ты знаешь, я зашёл сегодня в комнату, хотел взять твои карандаши. Как вдруг открылась форточка, влетела Баба – Яга, схватила несколько карандашей, но обещала скоро вернуть». То есть, чем необычнее и нестандартнее придумана история – тем лучше.
Занятие 4.
Самый необычный рисунок.
Выполнение рисунка на основе уже имеющихся элементов на альбомном листе. Рассказ о необычном рисунке. Нацелить учеников на выполнение необычного рисунка лучше, если ученики будут сидеть по одному за партой. Конечный результат – рефлексия рисунка. Задавайте наводящие вопросы: А что это? А почему ты нарисовал так? Заодно развиваем и речь!
Занятие 5.
Так бывает или нет?
Обсуждение ситуаций типа «Самолёт плывёт по реке», «Мама приго-товила грядку» и т.д. Придумывание нестандартных ситуаций самостоятельно. На усмотрение можно использовать работу в парах и группах. Доказательства истинности и ложности высказывания.
Занятие 6.
Необычная цифры.
История возникновения цифр (кратко). Придумывание и изображение несуществующей цифры. Рассказ о своей цифре, её применение.
Занятие7.
Необычная буква.
История возникновения букв (кратко). Придумывание и изображение несуществующей буквы. Коллективное составление «Необычной азбуки».
Занятие 8.
Придумай сказку.
История возникновения сказки, её особенности. Элементы сказки, ге-рои. Придумывание авторской сказки. Выступления.
Занятие 9.
Этот волшебный разноцветный мир.
Знакомство с редко встречающейся цветовой гаммой: васильковый цвет, черничный, рыжий, салатовый, пастель и т.д. Творческая индивидуальная работа «Волшебные кляксы». Рассказ о рисунке. Выставка.
Занятие 10.
Итоговое занятие. Тест творческих способностей.
Тест творческих способностей Вильямса (модифицированный Е.Е.Туник). Сопоставление результатов с первичным тестированием. Подведение итогов.
Заключение:
Чтобы воспитать личность с развитым дивергентным мышлением, педагог должен сам быть творческой личностью, мыслить нестандартно, находить множество способов решения проблемы. УСПЕХОВ!
Рекомендуем посмотреть:
Успешность в обучении младших школьников
Духовно-нравственное воспитание младших школьников
Упражнения для развития логического мышления младших школьников на уроках русского языка
Роль фольклора в воспитании детей дошкольного возраста
Похожие статьи:
Школьная адаптация первоклассников
Обучение грамоте - как один из основных разделов изучения языка
Использование произведений детских поэтов в воспитательной работе в начальных классах
Методика наблюдения за девиантным поведением младшего школьника
Создание условий для реализации мотивационной деятельности учащихся начальных классов на уроке