Опыт работы учителя истории и обществознания
Возраст учащихся – 5-11 классы
Срок реализации - 5 лет
Учителем истории и обществознания я работаю в течение 6 лет. В моей методической системе мною были сформулированы следующие
цели воспитательного компонента обучения истории и обществознанию:
- формирование у учеников предметных знаний, умений, навыков,
- поддержании интереса к изучению и формированию познавательной активности, воспитание потребности в практическом использовании полученных на уроках знаний и умений в различных сферах деятельности;
- воспитание гражданина - патриота и гражданина своей страны, уважающего национальные и общечеловеческие ценности, осознающего непреходящие ценности культуры, природы и необходимость защиты окружающей среды.
Поставленные цели реализуются посредством решения следующих задач:
1. формирование творческой активности;
2. воспитание нравственной личности, способной к самореализации, с чувством собственного достоинства и активной жизненной позиции;
3. развитие психики личности в целом (памяти, мышления, чувств, воображения);
2. формирование мировоззрения (системы взглядов и убеждений);
3. формирование черт характера (настойчивости, трудолюбия, активности, целеустремлённости, любознательности);
4. усвоение общепринятых норм поведения (вежливости, такта, дисциплины, выдержанности);
5. развитие эстетических взглядов;
6. развитие потребности в дальнейшем самообразовании.
В рамках достижения целей и задач использую:
- подготовку учащихся к Государственной итоговой аттестации - к сдаче экзаменов в форме ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию;
- элементы здоровьесберегающих технологий (физкультминутки после 20 минут работы на уроке, частая смена видов деятельности, рациональное распределение нагрузки по времени урока - самая напряженная работа приходится на середину урока, использование ролевых и игровых форм);
- приёмы информационно-коммуникативных технологий (презентации, видеоматериалы, интерактивные исторические карты и атласы, отрывки художников и документальных кинофильмов
- работу по организации взаимодействия семьи и школы в качестве классного руководителя;
-принимаю активное участие в работе различных школьных и районных комиссий (РМО и ШМО), семинаров различного уровня, участвую и реализую мастер-классы;
- организую предметные, творческие мероприятия школьного уровня и провожу подготовку участия учеников школьного, районного, межрегионального, республиканского и всероссийского уровня
Используемые образовательные технологии и компетенции
В современном обществе, перед системой образования, в частности школой ставятся задачи модернизации и совершенствования учебно-воспитательного процесса. В связи с этим «педагог настоящего» должен использовать различные приёмы, методы и технологии в своей работе чтобы реализовать все цели и задачи, стоящие перед ним как перед учителем-предметником, вызвать и поддержать интерес к предмету у обучающихся. После внедрения в образовательные системы ФГОС учитель переучивается сам и это способствует наиболее эффективному процессу обучения, так как весь процесс строится на взаимодействии ученика и учителя, в котором учитель служит направляющим, ведущим звеном, профессионалом владеющим образовательными технологиями.
1) Информационно-коммуникативная технология.
В своей педагогической деятельности я реализую подходы, приёмы и технологии, направленные на создании условий для творческой самореализации учащихся. Это способствует формированию и развитию у обучающихся информационно-коммуникативной компетентности, которая нужна в любой деятельности или профессии, так как нигде нельзя обойтись без общения. На уроках истории и обществознания, обучающиеся не только узнают новый материл, но и учатся строить диалог, формулировать и отстаивать свою позицию, но при этом уметь слушать и принимать во внимание мнение другой стороны. Кроме того, на уроках систематически проходит работа с различными носителями информации: историческими документами, картами, интернет - ресурсами, законами и различными нормативными документами. Использование ИКТ в образовании сегодня одно из самых важных направлений развития общества при переходе к постиндустриальной эпохе, где на первом месте находятся знания, информация и современные технологии. Согласно ИКТ обучающиеся учатся самостоятельно находить нужную информацию, выделять, обобщать и анализировать её, а также передавать её другим. Использование ИКТ способствует более успешному и качественному образовательному процессу, так как увеличивает наглядность на уроке, позволяет организовать новые формы и методы обучении.
Применяя ИКТ, я использую интерактивную доску, интерактивные карты и учебные диски. Нельзя не отметить, что обучение c использованием Интернет-ресурсов становится намного привлекательнее для учеников на современном уровне: социальные сети «В контакте», youtube, почту - mail.ru, учебные Интернет-сайты, виртуальные экскурсии и много другое.
2) Коммуникативная компетенция.
Каждый учитель составляет авторские рабочие программы по своему предмету, исходя из количества часов в том или ином классе, в которых прописывает темы урока. Но если взять любой предмет и определенную тему, то мы столкнемся с тем, что материалы не ограничиваются рамками одного предмета, потому что необходима междисциплинарная связь с другими науками: искусством, литературой, географией. На уроках истории и обществознания мы не ограничиваемся чтением, изучением и воспроизведением информации, мы обучаем общению, которое является личностно-ориентированной деятельностью. Заострю внимание на том, что ученик при работе с текстом не просто пересказывает содержание учебника или информацию, прочитанную в статье, он формирует своё мнение, сопоставляет с высказываниями учителя или своих одноклассников, знакомит их со своими выводами, к которым пришёл в результате изучения материала и общения по его рассмотрению. Именно такая личностная направленность воздействует на сознание, позволяет выработать свою точку зрения.
Не все тексты, включённые в учебные программы, направлены на решение воспитательных задач и ни в коем случае не следует ограничиваться только рамками учебника. Кроме учебных пособий я в своей работе использую современные политические передачи, ввожу на уроках элементы политинформации, дополняю материалами из средств массовой информации цитатами известных политических и исторических личностей, которые содержат новизну и актуальность, а также различные подходы и точки зрения.
Но включение в урок текста, его прочтение ещё не является предметом воспитания, естественно нужна его интерпретация и важно то, как его преподносит сам учитель. Нельзя быть предвзятым к каким-либо фактам или событиям, необходимо излагать учебник и знакомить с различными мнениями по данной теме, а ученик уже сам формирует мнение: согласиться с тем или иным подходом к освещаемому вопросу. Если ученики видят, что педагог эмоционально переживает воспроизводимые факты и события, проявляет интерес к преподаваемому предмету, уважение к прошлому и современному своей страны, убеждается в том, что учитель владеет глубокими и разносторонними знаниями по преподаваемому предмету или по конкретной изучаемой теме, возрастает эффективность урока, как учебно-познавательная, так и воспитательная. Таким образом,коммуникативный метод помогает учить общению в процессе общения.
3) Учебно-познавательная компетенция.
Это одна из важнейших компетенций, она представляет собой совокупность методологических знаний и умений ученика в области самостоятельной познавательной деятельности. Данная компетенция направлена на самостоятельную познавательную деятельность самим учеником, в неё включена логическая, общеучебная и методологическая деятельность, сопоставленная с настоящими предметами, на которые направлено познание. Она включает в себя знания и умения организации целеполагания, планирования, рефлексии, самооценки и взаимооценки. Учебно-познавательная компетенция помогает ставить цели, определять пути ее достижения, планировать, анализировать и осуществлять многое другое.
По отношению познаваемым явлениям и фактам обучающиеся овладевают креативными и творческими навыками: выработкой знаний, умений и навыков их окружающих их объектов и реальной обстановки. За период работы учителем годы работы в качестве учителя истории и обществознания в своей деятельности я использовала различные приемы и формы вырабатывания учебно-познавательной компетенции.
Формы:
-исследовательская деятельность (проектные работы для участия в районных, республиканских и всероссийских конкурсах и конференциях);
- экскурсионная работа (тематические экскурсии, проведение экскурсии учениками);
- коллективные творческие дела (создание тематических видео-уроков и репортажей);
- издательская деятельность (выставки, стенгазеты).
Активизации мыслительной деятельности обучающихся, формированию умения слушать способствуют такие игровые приемы, вот некоторые из них:
- игра «Домино» (например, по терминам, в виде командной игры, причем само домино, готовят обучающиеся, Приём заключается в том, чтобы каждый ученик получил как можно больше очков путём совпадений пар «термин – определение»). Результатом игры является систематизация и обобщение знаний.
- игра «Вопрос – ответ» (каждый ученик задает несколько вопросов, от легкого к сложному и один из них обязательно должен быть каверзным или вопросом на внимательность, для этого необходимо хорошо знать изученный материал).В итоге ученики развивают навыки умения четко, понятно сформулировать свои мысли и сроить ответы на вопросы);
-игра «Крестики – нолики» (рисуется поле для крестиков и ноликов, учители или ученики формулируют вопросы, а отвечающим в это поле нужно поставить либо крестик, если ответ положительный, либо нолик, если ответ отрицательный). Этот метод можно использовать на разных этапах урока или в качестве рефлексии.
- игра «Аукцион» (по определенной теме объявляется аукцион терминов или исторических фактов, обществоведческих явлений. Побеждают ученики, которые последними назовут факт, явление или термин по данной теме) Данный прим уместен для систематизации знаний.
- работа с карточками (на карточках могут быть портреты исторических деятелей, термины, элементы исторической карты, даты и т.д.).
-синквейн (пятистишие по изучаемой теме, составленное по общим правилам);
-кластер (объединение существенных признаков, элементов одной темы);
- составление рассказа или схемы, по опорным словам, (составление такого рассказа очень хорошо использовать при работе со слабоуспевающими учениками или теми, кто плохо может быстро и грамотно построить рассказ);
- работа с кроссвордами, ребусами, шарадами (ученикам можно предложить составить кроссворд самим или дать разгадать уже готовый, при этом можно использовать как групповую, так и индивидуальную работу);
Фишбоун (составление графической схемы – структуры, состоящей из блоков: голова, хвост, верхние и нижние кости, существуют общие правила составления схемы, которым должны следовать ученики). В результате у обучающихся развивается критическое мышление и способность к исследовательской деятельности.
- восстановление логической цепочки событий;
- анализ текста с ошибками;
- работа с иллюстрациями или историческими картами (составить рассказ, найти ошибки и т.д.).
4) Личностно ориентированное обучение.
Данная компетенция направлена прежде всего на опыт учащихся, полученных ими в процессе жизни, на их частные ресурсы, на создание ситуации успеха для каждого ученика, что позволяет обеспечить условия для творчества отстающих обучающихся, вынуждает искать дополнительные решения. Данное обучение помогает выявить индивидуальные особенности ученики, что позволяет учителя их раскрыть и развить.
Очень важно, что благодаря этому приему реализуется дифференцированный подход, главной целью которого является развитие личности ученика, его творческой составляющей.
В данном случае я считаю очень эффективна технология развития критического мышления. Благодаря ей каждый ученик, не соглашается с тем, что он видит и слышит, пусть это будет мнение учителя, родителя, ученного или просто одноклассника, а сам проверяет поступившую информацию, критически к ней подходит, анализирует ее. Только после этого он соглашается с ней или опровергает ее. Это очень важный момент - ученик не всегда будет учеником, любой личности нужно научиться распознавать правду, стараться уйти от заблуждения. Данная технология помогает ученику научиться искать проблему и вырабатывать алгоритм ее разрешения, формировать свое мнение и делать выводы. В ее основе три составляющие: вызов-осмысление-ответ.
На стадии вызова учитель создает условия для того чтобы учащиеся вспомнили материал по определенной теме и осознали, что недостаточно тех знаний, которыми они обладают. Например, тема урока: Бережное отношение к природе". Учитель делит класс на 2 команды и задает вопросы на которые ученики уже знают ответы, заставляет их реанимировать знания и в конце стадии ученики сами подводят итог.
На стадии осмысления знакомство учеников с новым материалом. Например, дается параграф по определенной теме, дополнительный материал и вопросы на которые ученики в ходе знакомство с информацией должны дать ответы. После чего происходит взаимный обмен новой информацией и подводится итог в виде кластера или синквейна.
Третья стадия – ответ на которой проводится рефлексия.
4) Экскурсионная деятельность
Экскурсия это один из приемов ведения урочной и внеклассной деятельности учеников. Кругозор обучающихся не должен замыкаться только знаниями, которые формируются в процессе урочной деятельности, учебников, программы, их нужно и необходимо увлекать не только теорией, но и практикой. Походы классом на экскурсии по селу, поездки, посещение краеведческого музея, тематических выставок, разных исторических и культурных памятников помогают в получении новых знаний в рамках предмета и приобщиться к культуре. На таких уроках ученики не только наблюдают какие-либо явления, объекты, но им предоставляется возможность поучаствовать в мероприятиях самим либо в качестве экскурсовода, либо «врача», который лечит природу, например, крася деревья, либо смотрителя старого заброшенного здания, либо исследователя, которому необходимо собрать материал об определенном месте.
Безусловно, что кроме получения новых познаний в ходе совестной экскурсии формируются необходимые личности качества: общительность, коммуникабельность, ответственность.
Чаще всего уроки-экскурсии я практикую на уроке истории культуры народов, на котором мы изучаем историю родного края – Удмуртии, в том числе и историю своего села. Уроки проходят: по улицам села, по его организациям, в музее, по памятным местам, и местам скорби.
5) Исследовательская деятельность. Проектная деятельность.
Применение данных технологий являются эффективным методом, благодаря ему обучающиеся могут реализовать самих себя, действовать самостоятельно и творчески подходить к стоящими перед ними проблемами и вопросами.
Исследовательская деятельность направлена на решение творческих исследовательских задач, когда ученик заранее не знает каким будет их решение.
Проектная деятельность рассчитана на действия по построению проекта своего исследования, в котором ученик выделяются цели, задачи, гипотезу, ресурсы, методы план хода проектной работы, прогнозирование результатов и оценки итогов деятельности.
Данные виды работы рассчитаны не на получение реального результата, а на всестороннее развитие индивидуальности ученика.
Благодаря исследовательской деятельности учитель может добиться существенного повышения успешности образования и качества знаний учеников. Проекты можно осуществлять на уроках, сделать их долгосрочными или такими, которые можно реализовать в рамках одного занятия. А вот исследовательскую работу легче и продуктивнее реализовывать во внеурочное время – на работе кружков, что я делаю уже второй год, ведя кружок «Юный исследователь». К выбору тем мы подходим очень ответственно и осторожно, но рассматриваем различные варианты:
- «Спартанский образ жизни»
-«Старообрядческий пояс» (1 место в школе, 1 место в районе, участник очного республиканского конкурса);
-«Женская одежда кулигинских старообрядцев» (1 место в школе, 1 место районе, 1 место в республике, 1 место в межрайонном конкурсе, участник всероссийского очного конкурса);
-«Флаг Кезского района Удмуртской Республики» (1 место в школе, 1 место районе);
-«Колесо – важнейшее изобретение человечества» (1 место в школе, 1 место районе).
Работа по исследованию и написанию проекта является интересной, творческой, но и очень тяжелой. Для учителя это не менее трудная деятельность, потому что нужно координировать действия ученика, суметь заинтересовать и направить в нужное русло, кроме того научить правильно оформлять результаты его работы.
6) Издательская деятельность.
В нашей школе есть традиция еженедельной «линейки», где всеми участниками образовательного процесса обсуждаются новости и проблемы, которые накопились за этот период. Но всё это тут же забывается, поэтому посоветовавшись со своими учениками я решила начать издавать школьную газету «Школьная молния», которая выходит 1 раз в месяц. Главная цель это информация о событиях школьной жизни и важнейших новостях села, что способствует воспитанию патриотизма и любви к родному краю и формированию мнения школьной общественности.
Для формирования газеты определён состав редакторов: главный редактор – классный руководитель, его заместитель – педагог-организатор, ученики 10 класса. Вся эта рабочая группа работает над созданием рубрик, содержание статей, определенного выпуска, дизайном, рисунками или тематическими фотографиями, интервью. Рубрика пожеланий и поздравлений всегда является одной из самых востребованных, которую формируют по запросам всех участников образовательного процесса.
Благодаря издательской деятельности ученики учатся правильно выражать свои мысли о происходящих событиях, анализировать их и делать выводы.
7) Экологическая деятельность.
Школа и экология это два понятия, которые очень часто ставятся рядом, потому что одной из задач учителя является формирование у учеников экологической этики. Данная задача реализуется на различных уроках и во внеклассной деятельности.
В нашей школе есть одна не гласная традиция участвовать в «неделе добрых дел», когда ученики занимаются сбором макулатуры, очистке улиц и парков от мусора, посадкой деревьев, расчистке родников, работе на пришкольном участке, изготовлении скворечников.
Для создания интереса учеников провожу экологические викторины, привлекаю к участию в районных и республиканских тематических мероприятиях, ежегодном мероприятии «День урожая».
Данный вид деятельности способствует формированию экологического мышления, бережного отношения к природе, желанию ее сохранить. Деятельность по социализации личности учеников на уроках
Перед любым учителем, стоит проблема социализации личности, подготовки учеников ко взрослой жизни, знакомя их с ее различными аспектами. Этот процесс активно внедряется мною на уроках истории, обществознания, права и во внеклассной деятельности.
На уроке обществознания, обучающиеся знакомятся с самим термином социализации, выполняют различные задания, направленные на изучение тем, связанных с профессиями, семьей, родиной. На уроке истории, учащиеся знакомясь с событиями прошлых лет, соотносят полученную информацию с настоящей реальностью. Естественно всегда происходит обсуждение с правовой и моральной точки зрения, в котором ученики развивают в себе способность формировать и отстаивать своей мнение, сравнивать явления и события и давать им оценку.
При подготовке презентационного материала, работой над исследовательской или проектной деятельностью учащиеся учатся держать себя на публике, четко произносить свою речь, что пригодится им не только на уроках, но и в дальнейшей жизни.
Для того чтобы в будущем ребенок легко мог социализироваться в любо обществе на уроках мы примеряем на себя разные социальные роли, например, на уроке истории – боярина, холопа или пленного определенного века; на обществознании, например, военнослужащего, судьи или бизнесмена; на праве, например, избирателя, кандидата, адвоката или преступника. Исполняя те или иные роли в игровой ситуации, ученики гораздо лучше усваивают модель поведения, которую нужно реализовывать в том или ином обществе, в той или иной ситуации.
Уроки истории и обществознания нацелены на внедрение в процесс обучения патриотического воспитания. Рассмотрение событий прошлого, которые описывают важнейшие события истории нашей страны и героические страницы жизни русского народа является неотъемлемой частью становления гражданина, патриота своей страны. Изучение такого материала на моих уроках происходит не только на основе теории, но и практики – участие в параде и митинге в честь победы, составление родословной своей семьи, написание рефератов о своей малой Родине, восстановление и содержание памятников истории и культуры.
Для того чтобы привлечь учеников к такому роду деятельности, как исполнение разнообразных социальных ролей не стоит прибегать к уговорам, потому что это для них интересно и в то же время помогает при подготовке к всевозможным олимпиадам, конкурсам, экзаменам в форме ОГЭ и ЕГЭ.
Своим наработанным педагогическим опытом по социализации личности я систематически делюсь с другими педагогами на районных и школьных методических объединениях, а также в социальных сетях в различных педагогических сообществах:
http://nsportal.ru/,
http://ped-kopilka.ru, infourok.ru. Имеются публикации на разных сайтах. Непрерывно повышаю свой профессиональный уровень участвую в вебинарах, конференциях различного уровня и прохождении очных и дистанционных курсах.
8) Внеурочная деятельность по социализации личности учеников
С 2012 – 2013 учебного года я являюсь классным руководителем. Ко мне пришли когда-то маленькие, активные, живые и такие разные 17 детишек, с которыми мы вместе уже 6 лет, в 2016-2017 учебном году прозвенел последний звонок, детишки выросли, и некоторые ученики улетели из своей родной школы, закончив 9 классов, покорять другие вершины. В 10 классе нас осталось немного – 8 человек. Еще в 2012 году я представляла анализ своей деятельности в рамках республиканского конкурса «Педагогический дебют», в которой раскрыла принципы деятельности классного руководителя, которыми руководствуюсь и сейчас.
На протяжении работы в качестве классного руководителя я проводила активную работу по социализации моих подопечных, знакомя их с миром профессий, с разными жизненными перипетиями и событиями современности, используя анкетирования, тренинги, семинары, дискуссии, экскурсии и соревнования. Данную цель мне помогали выполнить спортивные мероприятия, проектная и исследовательская работа, социально-полезная (помощь пожилым) и издательская деятельность.
Сейчас я также продолжаю делать все возможное чтобы подготовить учеников к первым шагам во взрослом мире, рассматривая вместе с ними ситуации, направленные на приобретение ими социального опыта в решении всевозможных проблем, с которыми они могут столкнуться в будущем или настоящем. Каждый человек – это личность и индивидуальность, как не бывает одинаковых листочков на дереве или отпечатков пальцев, так и не может быть двух абсолютно похожих людей. Все дети разные, к каждому нужен свой подход, у одного лучше получается шить, у другого рисовать, у третьего стихи писать – вот и в моем классе к ученикам нужно суметь подобрать свой ключик, чем я и занималась на протяжении многих лет и думаю, у меня это не плохо получилось. С учетом особенностей развития и воспитания вовлекаю учеников в предметную, внеклассную работу и общественную деятельность:
1. Иван – отличник, участник различных олимпиад;
2. Никита – спортсмен;
3. Яна – спортсменка, активистка в общественной деятельности – классных и общешкольных мероприятиях;
4. Зоя – хорошистка, бессменная участница творческих конкурсов, организатор классных и участница общешкольных мероприятий, волонтер;
5. Анна – девочка ответственная и скромная, особой инициативы никогда не проявляет, но все что от нее потребуют выполняет;
6. Егор – хорошист, участник различных олимпиад, волонтер;
7. Данил - хорошист, спортсмен, участник различных олимпиад и творческих конкурсов, волонтер, активист в общественной деятельности – классных и общешкольных мероприятиях;
8. Алена - хорошистка, участница олимпиад и всевозможных творческих конкурсов, активистка в классных и общешкольных мероприятиях, волонтер;
9. Михаил - участник творческих конкурсов – по большей степени художественных, так как очень хорошо рисует, волонтер, активист в общественной деятельности – классных и общешкольных мероприятиях.
Работа по воспитательной и внеурочной предметной деятельности прежде всего ориентирована на то чтобы создать комфортные условия для познания современных реалий сложившихся в обществе и определения своего места в нем. Немало внимания любому классному руководителю стоит уделять на то, чтобы организовать совместную деятельность для учеников, имеющих общие интересы, способствовать «огранке алмазов» - развитию хороших качеств и отмиранию плохих в личности каждого ученика. Вся эта работа не остается незамеченной и учениками, которые высоко ценят понимание, сотрудничество, участие учителя в их жизни. Это учит их к самостоятельности и ответственности за решения, которые они приняли или действия, которые осуществили. В настоящее время, в 10 классе, это уже взрослые люди, которым не нужно указывать на очевидные вещи, они уже сами видят и способны самостоятельно решить большинство стоящих перед ними целей, задач и проблем: организация дежурства по школе или классу, распределение обязанностей или ролей на мероприятиях, индивидуальное место в команде при проведении спортивных мероприятий и т.п.
Ежегодно мною составляется план воспитательной работы, в котором находят свое отражение такие направления как: гражданско-патриотическое, правовое, духовно-нравственное, художественно-эстетическое, экологическое и трудовое. Каждый год проводится рейтинг воспитанности классного коллектива
В классе налажено самоуправление, которое реализуется через актив, выдвинутый самими учениками. Важно чтобы каждый ученик считал себя на своем месте и ощущал нужность в коллективе. В рамках классного самоуправления у каждого имеются обязанности, которые выполняются без каких-либо нареканий, за счет чего повышается самооценка учеников, дисциплинирует их, готовит к будущей профессии.
Рекомендуем посмотреть:
Цели применения ИКТ на уроках истории
Конспект урока по обществознанию "Идеал и ценности" 6 класс
Правовые задачи по теме «Правонарушения» 9 класс
Конспект урока по обществознанию на тему: Потребитель и его права, 9 класс
Похожие статьи:
Элективный курс по обществознанию «Изучаем Конституцию»
Конспект дистанционного урока обществознания, 6 класс. Что такое экономика и бизнес
Зачётный тест по обществознанию для 7 класса по теме «Личность подростка»
Внеклассное мероприятие по истории для 9-11 классов «Своя игра»
КВН по истории Казахстана