Беседа об этике с подростками
Автор: Соколовская Инна Владиславовна - педагог – библиотекарь Тацинская СОШ№ 3. Ростовская область
Описание материала: Некоторым приходилось слышать от старших упреки вне воспитанности, вне умении себя вести, вне аккуратности, неряшливости, не пунктуальности и т.д. Именно в такие моменты и приходится задаваться вопросом: а в чем тогда заключается воспитанность и что именно с вами не так? Давайте же все вместе попробуем немного разобраться вне простом вопросе: что же такое хорошее воспитание, хорошие манеры и дурной тон, короче говоря, что такое этикет. Именно это звучное слово и объединяет все выше перечисленные понятия….
Материалом для составления библиотечного урока послужили энциклопедии, литература по этике и этикету. Мероприятие рассчитано на учащихся 5 – 7 классов.
Использовать материал можно в самой разнообразной форме. По выбору учителя, это может быть внеклассное мероприятие, беседа, классный час
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы по этике и этикету
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление о книгах и журналах по этикету, прочитав которые дети могут углубить свои знания в вопросах нравственности.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
3. Воспитательная: прививать интерес к энциклопедиям, к книгам
Оборудование: выставка книг по этике и этикету
Библиотечный урок «Этикет в нашей жизни»
Стихотворение “Случай из школьной жизни»
Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном.
Его зовут…, а впрочем,
Мы лучше здесь его не назовем.
«Спасибо», «здравствуйте», «простите» -
Произносить он не привык,
Простого слова «извините»
Не одолел его язык.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: «Добрый день!»
Казалось бы, простое слово.
А он стесняется, молчит,
И в лучшем случае «Здорово!»
Он вместо «здравствуй» говорит.
А вместо слова «до свиданья»
Не говорит он ничего.
Или заявит на прощанье:
«Ну, я пошел, пока, всего…»
Не скажет он друзьям по школе:
«Алеша, Петя, Ваня, Толя».
Своих друзей зовет он только:
«Алешка, Петька, Ванька, Толька».
Ребята, мы не можем тут
Сказать вам, как его зовут.
Мы честно вас предупреждаем,
Что имени его не знаем.
Но может быть, он вам знаком
И вы встречались с ним где-либо,
Тогда скажите нам о нем,
А мы… Мы скажем вам «спасибо»
Вы в школе: Ура! Звонок на перемену!
А вот как иногда бывает…
Ты пулей выбегаешь из класса. Вон кучка мальчиков прижала к стене одноклассника. Все хохочут. Ну, ты, конечно, вместе со всеми. Кто-то для надёжности уперся ногой в дверь класса. Вся сила давления увеличивается на стену, а главное, на того, кто возле этой стены. Но об этом никто не думает...
А вот в стороне наклонился мальчик, он завязывает шнурок и не может подумать, что ты, решил сыграть с ним в чехарду. Ты прыгнул, мальчик вскрикнул. Ему нужно срочно идти к врачу...
Наверняка ты не раз слышал от учителей, как нужно вести себя на перемене. Да, соблюдение этих правил тесно связано со школьным этикетом, но также ещё и с безопасностью - твоей и тех ребят, которые рядом. Давай повторим?
Знайте, как должно быть
• Не выскакивай из-за парты в ту же секунду, как прозвенел звонок. По школьным правилам считается, что звонок в конце урока звенит для преподавателя. А ученики должны идти на перемену, только когда он разрешит.
• В школьном коридоре не бегай, не толкайся, не устраивай ку-чу-молу. Специалисты подсчитали, что 80% школьников получают травмы на школьных переменах. И 70% этих травм происходит из-за падений или бега.
• Не выясняй отношения с одноклассниками с помощью фехтования на ручках и карандашах, не стреляй из самодельных рогаток - резинок, прикреплённых к пальцам. Такое оружие нередко приводит к ранению глаз, в результате возможна полная или частичная потеря зрения.
• Играть на перемене можно и нужно. Необходимо только соблюдать одно правило: в игре должно быть весело всем, а не только тебе. Игра не должна причинять никому ни малейшего вреда.
• Зона повышенной опасности - лестницы. Не бегай по ним, особенно вниз! Ты можешь сбить с ног первоклашку или даже учителя. По ступенькам принято спускаться или подниматься только с правой стороны, давая возможность «левому ряду» спокойно пройти. Съезжать по перилам или же перегибаться через них тоже нельзя.
• Когда уроки уже закончились, наверняка тебе хочется «побеситься» в школьном дворе. Не дерись на портфелях (рюкзаках), не вздумай пинать его ногами, подкидывать, метать в кого-то.
Кстати: Ну и ещё один совет. Хоть он и не имеет прямого отношения к этикету, но будет нелишним для мальчишек, которые не умеют вести себя на перемене. Некоторые ребята бывают так увлечены игрой, что, когда получают травму, боятся, что их будут ругать, и не идут к медикам. Но во многих случаях, чем быстрее будет оказана помощь, тем легче будут последствия травмы. Не медли и не бойся! Ругать тебя, может быть, будут, но потом, а вот помочь смогут сразу же.
Тайна записной книжки
Уволен из школы. Из истории этикета
Рыбинская Мариинская женская гимназия. 1864
Если тебе кажется, что школьные правила очень строгие, давай сравним их с теми, что были раньше. В 1871 году в Российской империи были выработаны фундаментальные «Правила» манер и поведения школьников. Каждому ученику школы выдавались листовки и ученические билеты с подробным описанием, как необходимо себя вести в стенах учреждений и вне школы. Известный москвовед Татьяна Захаровна Бирюкова в своей книге «В Москве-матушке при царе-батюшке» рассказывает подробно для школьников о правилах поведения. Вот только некоторые примеры ученического этикета.
Режим дня: школьники должны были вставать в 6 утра, а ложиться спать в 10 вечера, и не позже. «Если между принятыми в учреждение учениками впоследствии окажутся такие, которые вследствие домашней обстановки отличатся не благонравием и будут оказывать какое либо вредное влияние на учащихся, то такие ученики должны быть увольняемы». Увольнению из школы подвергались и те, кто без уважительных причин «неисправно посещал классы», то есть прогуливал.
Уходить домой после уроков без разрешения директора или инспектора ученикам запрещалось - начальство прощалось с каждым учеником у порога школы.
Смольный институт благородных девиц . Женская гимназия царской России
Урок математики в женской гимназии. конец 19 - начало 20 века
А вот как оговаривался в «Правилах» внешний вид гимназистов: они обязаны ходить всегда в установленной форме, застегнув полукафтаны на все пуговицы. Воротнички рубашек - непременно белые, не цветные и не полосатые. «В летнее время учащиеся могут носить парусиновые блузы с чёрным кушаком, шаровары и белые фуражки». В дождливую погоду разрешалось поверх форменной одежды надевать гуттаперчевые, то есть резиновые, плащи с капюшонами. «Ранцы могут быть одним из способов ношения учебников и учебных пособий, но не считаются обязательною принадлежностью формы. Ношение же учебных пособий в сумках через плечо воспрещается». Переносить ранцы в руках возбранялось - только на спине. Ещё одна цитата: «Ношение длинных волос, усов и бороды, как равно и излишних украшений, не соответствующих форменной одежде (колец, перстней, высоких воротничков рубашек, выставленных наружу часовых цепочек, а также тросточек, хлыстов, палок) строго воспрещается».
Но и после школы жизнь школьника жёстко регламентировалась. Им не разрешалось собираться и ходить в общественных местах и на улицах большими группами. Вечерние прогулки с 1 апреля по 1 августа могли продолжаться до 10 часов вечера, а в остальное время - до 8 часов. «В случае нужды» (это касается только семейных обстоятельств) детям необходимо было предъявлять особое разрешение на выход из стен дома в более позднее время. На каникулах ученики обязаны «вести себя прилично, чтобы не ронять ни себя, ни того заведения, в котором воспитываются». Учащиеся не должны забывать, что «подлежат надзору каждого служащего по Министерству Народного Просвещения ответственного лица. Так как каждому служащему даётся право и вменяется в обязанность при случае наблюдать вне стен учебных заведений за учениками всех средних учебных заведений». В случае нарушений правил поведения школьниками - «вразумлять их или сообщать о них их начальству». Строжайше было «запрещено учащимся бывать на маскарадах, в кофейнях так же в клубах, и других подобных заведениях». Езда на велосипедах разрешалась лишь с согласия училищного или гимназического врача. Ну что, тебе ещё кажется, что современные правила поведения в школе строгие?
Вы и первое впечатление: 10 секунд – и про тебя все ясно
А вот как иногда бывает…
Представь: знакомят тебя с каким-то человеком. Ты хочешь понравиться, но не знаешь как. Вариант первый: смущаешься, молчишь, не отвечаешь на вопросы или что-то говоришь невпопад. Вариант второй: начинаешь вести себя развязно, строить из себя «своего парня», размахивать руками, хлопать едва знакомого человека по плечу. И, забыв даже поздороваться, несёшь всякую ерунду... А между тем знакомиться нужно по правилам этикета. И какими бы «церемонными» они тебе ни показались, лучше их соблюдать. Потому что, как сказано в одном афоризме, у тебя не будет второго шанса произвести первое впечатление.
Знайте, как должно быть
• Как показали научные исследования, первое впечатление о человеке складывается в течение первых 10 секунд знакомства.
За это время собеседник окинет тебя взглядом: аккуратно ли ты одет, как причёсан, какая у тебя осанка. И оценит твой «речевой этикет».
• Умение нравиться раньше было целой наукой, да и сейчас тоже. Начинать постигать её нужно с очень простого, но самого важного правила: «Относись к другим так, как тебе хотелось бы, чтобы они относились к тебе».
• Не говори при встрече незнакомому человеку «Привет!». Это слово уместно, когда ты встречаешься с приятелем. В данном случае лучше будет сдержанное «Добрый день (утро, вечер)», «Здравствуйте!».
• Не принято сразу переходить на «ты». Но когда знакомишься с ровесниками - можно.
• Никогда не опаздывай, если тебе назначена встреча. Недаром ведь говорят: «Точность - вежливость королей». Придя вовремя, ты не заставишь человека ждать, и уже с первой же встречи продемонстрируешь уважение к нему.
• Следи за своими жестами, они должны быть сдержанными и умеренными. Если тебе «некуда деть руки», просто стой спокойно. Но не надо прятать руки в карманы брюк или куртки. У англичан, например, считается, что такой человек «что-то скрывает». Почему, расскажем немного позже.
Кстати: В
о многих книгах по этикету написано: если кто-то скрестил на груди руки, то это признак того, что он «закрыт» от собеседника. На самом деле, возможно, человеку нездоровится. А вялое и слабое рукопожатие - это не обязательно признак слабости или обиды. Может, у человека рука болит или он её бережёт. Так поступают, например, музыканты. Научиться разбираться в таких тонкостях можно, если быть внимательным к человеку.
Тайна записной книжки
Вежливые формулы. Из истории этикета
Русская императрица Екатерина II разработала «Эрмитажный устав», в котором были описаны правила поведения придворных. Если кто-то не блистал своими манерами, они просто должны были выполнять указания императрицы. Например, «Эрмитажный устав» требовал «говорить умеренно и не громко, дабы у прочих там находящихся не заболели уши и голова». Любителям посплетничать предписывалось: «Ссоры из избы не выносить, а что зайдёт в одно ухо, то 6ы вышло в другое прежде, нежели выступят из дверей». Нарушителям устава доступ на приёмы к императрице закрывался навсегда. Любой придворный должен был владеть речевым этикетом. Что это такое? Это свод правил, которые разъясняют нам, как мы должны устанавливать и поддерживать контакт с любым человеком, а в случае надобности и вежливо прекратить этот контакт. По сути, это устоявшиеся вежливые формулы. Чтобы запомнить их как следует, выучи коротенькое шуточное стихотворение поэта А. Усачёва:
Для прощания и встречи
Много есть различных слов:
«Добрый день!» и «Добрый вечер!»,
«До свиданья!», «Будь здоров!»,
«Я вас рада видеть очень»,
«Мы не виделись сто лет!»,
«Как дела?», «Спокойной ночи»,
«Всем пока», «Прощай», «Привет»,
«Буду рад вас видеть снова»,
«Не прощаюсь!», «До утра!»,
«Всем удачи!», «Будь здорова!»
И «Ни пуха, ни пера!»
Видишь, сколько вежливых формул, с ними не придётся долго подбирать вежливые слова.
Речевой этикет продержался в России до 1917 года - такие слова, как «благодарю», «буду признателен» и прочие вежливые формулы, были признаны «старорежимными». Но, не смотря на то, что речевой этикет был "старорежимным" по нем всегда определялась принадлежность человека к дворянскому сословию. Но позже речевой этикет стал возрождаться, и процесс этот продолжается и сегодня. Ты, конечно, можешь сказать, что все эти фразы очень манерные, громоздкие, - гораздо проще вместо «До свидания! До встречи!» просто сказать безликое: «Ну, давай!» Но если ты попробуешь ввести в свою повседневную речь эти вежливые формулы, то с удивлением обнаружишь: люди гораздо охотнее будут с тобой общаться и идти тебе навстречу.
Рекомендуем посмотреть:
Про этикет для школьников 4-6 класса
Путешествие в страну этикета, 5 класс
Рассказ «Так что такое этикет?» для школьников 5-7 классов
Интересные сведения об этикете для школьников 5-7 класса
Похожие статьи:
Внеклассное мероприятие «Хорошие манеры» для 6 класса
Классный час «Культура общения», 6 класс
Внеклассное мероприятие в начальной школе, 3-4 класс. Речевой этикет