Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Диагностика сформированности безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Диагностика сформированности у детей компонентов безопасного поведения
В структуре безопасности жизнедеятельности ребенка выделяют следующие ключевые компоненты:
1) информационный компонент – знания о безопасности жизнедеятельности человека;
2) поведенческий компонент – умение действовать в проблемных ситуациях;
3) эмоционально-волевой компонент – правильно реагировать на проблемные ситуации, осознанное отношение к жизни и здоровью человека.
С целью выявления уровня сформированности компонентов безопасного поведения у дошкольников можно использовать инструментарий к диагностике по программе «Воспитание и обучение в детском саду» М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, раздел «Ребенок и окружающий мир».
Показатели безопасного поведения
1. Информационный компонент - знания о безопасности жизнедеятельности человека.
Детям предлагается ответить на ряд вопросов:
- Что такое проезжая часть?
- Где нужно переходить дорогу?
- Что обозначают сигналы светофора?
- Как нужно вести себя в транспорте?
- Кто и как следит за порядком на дороге?
- Что такое пожар?
- Что может стать причиной пожара?
- Что надо сделать, если возник пожар?
- Какие опасные предметы могут находиться в доме?
- Какими предметами детям можно пользоваться дома самостоятельно?
- Кто работает в службе скорой помощи? Зачем нужна эта служба?
- Можно ли пускать в дом незнакомых людей? Почему?
- Правда ли, что человек с плохими намерениями выглядит как Баба Яга?
- Если к тебе подошёл незнакомый человек и предложил тебе конфету или пойти с ним куда-нибудь, как ты себя будешь вести?
- Если твой друг предлагает тебе (спрыгнуть с крыши, поиграть со спичками, взять в магазине конфеты…) что ты будешь делать?
- Умеешь ли ты сказать нет старшим товарищам?
- Если ты потерялся как нужно себя вести?
- Какие опасности могут подстерегать в лесу? Что делать если заблудился? Где можно прятаться во время грозы?
- Как нужно вести себя на воде летом? Зимой? Как нужно пользоваться водой?
- Каких насекомых ты знаешь? Где они живут? Можно ли их трогать? Почему?
- Можно ли гладить бездомную кошку или собаку? Почему?
- Что еще нельзя делать при общении с кошкой или собакой?
- Какие лекарственные растения ты знаешь? Какие ядовитые?
- Назови съедобные грибы. Назови несъедобные грибы.

Высокий уровень – ребёнок сам точно, уверенно и обоснованно отвечает на вопросы, называет конкретные правила поведения на дороге, в лесу, дома и т.д., проявляет интерес к разговору о безопасном поведении, приводит примеры из своей жизни.
Средний уровень – сам отвечает на простые вопросы, но с минимальной подсказкой воспитателя может додуматься до правильного ответа, проявляет интерес, пытается рассуждать, приводит примеры из жизни.
Низкий уровень – не отвечает на вопросы даже с помощью воспитателя, не стремится к рассуждениям, не проявляет интереса к теме разговора про безопасность.

2. Поведенческий компонент - умение действовать в проблемных ситуациях.
Умение объяснить свои действия в экстремальной ситуации:
- Ты дома один, вдруг загорелся телевизор, что будешь делать?
- Ты с родителями пришёл в супермаркет, вдруг увидел красивую игрушку и пошёл посмотреть поближе, через некоторое время понимаешь, что родителей рядом нет. Твои действия?
- Гуляешь во дворе, подходит красивая девочка (мальчик), говорит, что заблудилась (-лся), просит проводить до дома и т.д.

Умение найти ошибки в поведении ребенка:
- Представь, что ты остался дома один. Живешь на первом этаже.
Вдруг в дверь звонок, незнакомый голос просит открыть дверь, утверждая, что он принёс пакет с продуктами (игрушками) от мамы, которая задерживается. Что ты будешь делать?
а) откроешь дверь;
б) спросишь, кто это, и откроешь окно;
в) позвонишь маме, спросишь, где она. Ни в коем случае не откроешь дверь. Наберёшь 112.

- Очень хочешь щенка, но родители не заводят собаку, объясняя тем, что ты пока маленький. И вдруг на улице, к тебе подбегает щенок, как раз такой, какого ты и хотел. Что ты будешь делать?
а) возьмешь его домой и спрячешь под кровать;
б) не станешь брать щенка домой, а просто погладишь его и поиграешь с ним на улице;
в) не будешь трогать щенка, пройдёшь мимо.

- Представь, подходит к тебе старший товарищ и говорит: «Слушай, мы сегодня пойдём на речку купаться пошли с нами». Твои действия:
а) скажешь «конечно, пойду»;
б) скажешь «хорошо, только вначале предупрежу родителей»;
в) скажешь «нет, у меня сегодня есть дела поважнее».

Высокий уровень – ребёнок правильно понимает ситуацию, рассуждает, предлагает верное решение и способен объяснить ход своих мыслей.
Средний уровень – ребенок нуждается в помощи воспитателя в более подробном описании ситуации и с минимальной подсказкой воспитателя может додуматься до правильного ответа, проявляет интерес, пытается рассуждать, приводит примеры из жизни.
Низкий уровень – ребенок не знает, как бы он поступил в предложенной ситуации, не проявляет интереса к разговору, не пытается рассуждать и анализировать.

3. Эмоционально-волевой компонент - правильно реагировать на проблемные ситуации, осознанное отношение к жизни и здоровью человека.
Понимание ребенком необходимости соблюдать правила собственной безопасности:
- Переходя дорогу незачем вертеть головой по сторонам, водитель и так меня видит.
- Машину и автобус нужно обходить сзади.
- В автобусе, если не пропускают, нужно распихивать всех локтями.
- Тонкий лёд весной на реке, не является преградой для чемпионов по фигурному катанию и будущих хоккеистов.
- В лесу нужно кричать, чтобы дикие звери тебя услышали и не подходили близко.
- Овощи нужно кушать только манекенщицам и маме, когда она на диете.

Высокий уровень – ребёнок сам точно, уверенно и обоснованно отвечает на вопросы, полностью осознает необходимость соблюдения правил безопасности.
Средний уровень – дает правильные ответы с помощью воспитателя.
Низкий уровень – даже с помощью воспитателя не может ответить на вопросы.

4. Ценностно-мотивационный компонент – осознанное отношение к жизни и своему здоровью.
Стремится обеспечить для себя личную безопасность, ценит своё здоровье:
- Верно ли, что в помещении можно бегать. Почему?
- Верно ли, что в лесу можно собирать все ягоды и грибы? Почему?
- Верно ли, что мороженое самая полезная вещь на свете, особенно если кушать его зимой на улице?
- Верно ли, что носовой платок и расчёска предметы первой необходимости?
- Таблетки и сиропы помогают восстановить здоровье, значит ли это, чтобы не болеть нужно их пить постоянно?
- Верно ли, что Аркадий Паровозов выручит тебя из любой неприятности?

Высокий уровень – ребёнок сам точно, уверенно и обоснованно отвечает на вопросы, полностью осознает необходимость соблюдения правил безопасности.
Средний уровень – дает правильные ответы с помощью воспитателя.
Низкий уровень – даже с помощью воспитателя не может ответить на вопросы.

5. Рефлексивный компонент - умение оценить себя и своё поведение.
Умение проанализировать своё поведение в опасной ситуации и объяснить, почему так поступил:
- При тренировочной эвакуации ты не надел ботинки, а побежал во второй обуви. Почему?
- Зачем ты одел респиратор на лицо?
- Почему ты так спокойно поднимаешься по лестнице в группу?
- А что в группе бегать нельзя? Почему?
- Подай мне ножницы, пожалуйста. Почему ты подаёшь их, держа за острые концы?
- Для чего ты держал сегодня за руку Варю, когда мы шли на экскурсию в библиотеку?
- А что иголки должны лежать в игольнице?
- Объясни, пожалуйста, сегодня в спортивном зале ты зачем – то вышел из колонны, поправляя чешки.
- Я вчера видела вас с мамой около пешеходного перехода, зачем вы стояли так долго?

Высокий уровень – ребёнок сам точно, уверенно и обоснованно отвечает на вопросы, полностью осознает необходимость соблюдения правил безопасности.
Средний уровень – дает правильные ответы с помощью воспитателя.
Низкий уровень – даже с помощью воспитателя не может ответить на вопросы.

Рекомендуем посмотреть:

Как преодолеть застенчивость у детей дошкольного возраста Игры для детей дошкольного возраста по развитию речи Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в ДОУ Использование познавательных задач технической направленности для детей дошкольного возраста в детск

Похожие статьи:

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Зимующие птицы» в старшей группе ДОУ

Перспективный план развития и руководства сюжетно-ролевой игрой

Активная консультация для воспитателей ДОУ. Сенсорное воспитание дошкольников

Перспективный план воспитательно-образовательной работы в группе кратковременного пребывания детей 4-5 лет

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста в ДОУ

Занятие "Огород на подоконнике" в подготовительной группе. Конспект с презентацией
Опубликовано: 16 дней назад (19 сентября 2022)
Просмотров: 90
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!