Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Тематическая беседа по экологии для детей 6-10 лет

"Лесной доктор". Тематическая беседа для детей.
Автор: Реуцой Светлана Анатольевна, инструктор по труду
Место работы: ГКУ Со Мо "СПДиП"Дом Доверия"


Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию тематическую беседу, предназначенную для воспитателей детских садов и учителей младших классов. А также для домашних занятий родителей с детьми.
Цель:воспитание бережного отношения к миру живой природы
Задачи:
развивать в детях познавательную сферу;
расширять кругозор;
развивать наблюдательность и внимательность во время прогулок, походов.
Лесной доктор.
У деревьев доктор свой,
Не обычный, а лесной,
Разговаривает просто
Он с берёзой и сосной.
Без лекарств и инструмента
Он излечит пациента,
Прилетел и сел на сук -
- Как здоровье? тук-тук-тук...

Вступительная часть.
Наше учреждение располагается в парковой зоне города - берёзовой роще. Чистый "вкусный" воздух, лесные и луговые цветы и травы, разнообразие птиц и насекомых..... Поэтому, кроме того, что прогулки детей проходят практически в условиях загородной природы, имеется возможность наблюдать за жизнью птиц, насекомых, растений в нетронутой, "непуганной" обстановке. Дети имеют возможность впитывать в себя всю красоту и разнообразие родной природы.
Во время прогулок дети с интересом узнают виды птиц, разнообразие их окраски, повадки. Заслушиваются простым щебетанием и переливистыми трелями, карканьем и чириканьем...
И вот, как-то раз, неожиданно в этот оркестр присоединился звонкий дробный стук. После недолгих поисков глазами, обнаруживается и источник этого звука. Солистом оказался подвижный и ловкий, в чёрно-белом фраке и красном берете ДЯТЕЛ. Быстро передвигаясь по стволу, он время от времени останавливался и простукивал дерево своим крепким клювом, перелетал от дерева к дереву. Обследовав таким образом несколько деревьев, дятел улетел дальше, в глубину парка. Дети, в удивлении наблюдая за поведением незнакомой для них птицы, спросили потом: "Кто это?..."
Так возникла тема занятия и познавательной беседы "Лесной доктор".
При подготовке к занятию использовалась информация из интернета и печатных статей.
Для проведения беседы подготовлен демонстрационный материал:
фотографии дятла, иллюстрации в книгах;
природный материал - часть коры дерева, которая была сильно повреждена вредителями, на которой видны следы "работы" дятла.
Ход беседы.
В начале нашей беседы детям читается стихотворение
Дятел
Целый день все тук, да тук –
Раздается странный звук.
Мастер Дятел так стучит,
Сойке домик мастерит.
Приходи на новоселье,
То-то будет здесь веселье!
Пестрый Дятел всем вокруг
Славный доктор, добрый друг.
Всех вредителей он съест,
От врагов очистит лес.
Может, ты и нас устроишь,
Всем по домику построишь?

Обращение к детям:
Здравствуйте, ребята! Недавно на прогулке на нашем участке мы с вами встретили очень интересную птицу, о которой рассказывается в этом стихотворении. Это ДЯТЕЛ. Он встречается в лесах, садах, в парках. Обычно его сначала слышат и узнают по характерному стуку, а потом уже видят. Эти птицы очень заметные: пёстрые, чёрно-белые, с ярко-красным беретиком на голове.
(Детям демонстрируется изображение дятла)

Вы обратили внимание, что дятла в этом стихотворении назвали "доктором"? А знаете, почему? Потому, что деревья, которые нас окружают так же, как и люди, могут болеть. И болеют деревья от того, что под их корой поселяются вредные насекомые: гусеницы, жучки, личинки. Они питаются древесиной. И тем самым повреждают дерево. Дерево начинает медленно засыхать и постепенно погибает.
(детям демонстрируется кора дерева, повреждённая вредителями)


Основной пищей для многих птиц являются различные насекомые. Они просто собирают их с поверхности коры деревьев, с веточек и листьев. И хотя дятел может питаться ягодами, семенами растений, орехами, только он имеет такую особенность строения клюва и языка, которая позволяет ему пробивать толстую кору деревьев и доставать из-под неё вредных насекомых. И дятел, перелетая с дерева на дерево, передвигаясь по нему коротенькими шажками и прыжками, безошибочно узнаёт, какое именно дерево заражено вредными насекомыми. Дятлы обладают очень тонким слухом и они слышат, как под корой личинки-вредители грызут древесину. И только в этом больном дереве он начинает пробивать своим клювом отверстия, чтобы добыть их. У дятлов очень длинный крепкий клюв и очень длинный, в два раза длиннее клюва, язык, которым он достаёт насекомых и личинок из пробитого отверстия. Нередко он выдалбливает целые дупла, в которых потом может поселиться и выводить своё потомство. Дятел способен собрать очень большое количество вредных насекомых. Особенно, во время выкармливания своих очень прожорливых птенцов.


И самым верным признаком повреждённого дерева, на которое обращают внимание лесники, это дупла, отбитая кора и стружки на земле возле ствола. Вырубая такие больные деревья, тем самым спасают другие, здоровые деревья в лесах и садах.
Поэтому дятел считается санитаром леса, лесным доктором и признан одной из самых полезных птиц.

В конце беседы детям также предлагается отгадать загадки о дятле.
Черный жилет,
Красный берет.
Нос, как топор,
Хвост, как упор.
(Дятел)

Я по дереву стучу,
червячка добыть хочу,
Пусть он скрылся под корой -
Все равно он будет мой!
(Дятел)

Не дровосек, не плотник,
В лесу живёт работник.
Он по дереву стучит,
Он дупло себе долбит.
(Дятел)

Заключительная часть - "Обратная связь".

Обращение к детям:
Ребята, вы сегодня услышали много интересного из жизни такой полезной птицы, как дятел. И чтобы узнать, что вы запомнили, давайте проведём небольшой викторину.
Ответьте на следующие вопросы:
- какие характерные внешние признаки дятла?
- чем питается дятел?
- какие звуки он издаёт?
- как передвигается дятел по дереву?
- как дятел добирается до личинок под корой?
................. (Ответы детей)
Обращение к детям:
А теперь творческая часть нашего занятия - нарисовать дятла в его естественной среде обитания.



Обращение к детям:
Ребята, вы все молодцы! Хорошо и внимательно слушали, хорошо отвечали на вопросы, нарисовали очень интересные рисунки. Я вас всех благодарю за внимание и за участие.
Спасибо за внимание и вам, уважаемые коллеги! Успехов вам во всём!

Рекомендуем посмотреть:

Экологическая сказка для начальных классов. Весенние цветы Экологическая игра для 4 класса Экологическая акция для младших школьников Творческие рассказы для детей начальной школы. Сказки о реке Лене

Похожие статьи:

Открытый урок-проект по окружающему миру 3 класс

Классный час, 2 класс. Экологическое воспитание

Экологический классный час в 3 - 4 классе

Внеклассные занятия по экологии для младших школьников

Игровые занятия по экологии для начальных классов. Виды. Методика организации и проведения

Участник №114 творческого конкурса для детей и педагогов «Живой мир» с 5 августа по 5 ноября 2015 года
Поздравительное панно из детских рисунков в честь 70-летия Победы своими руками
Опубликовано: 3288 дней назад (3 ноября 2015)
Просмотров: 6280
+5
Голосов: 5
Флёра Рафаэлевна Садыкова # 3 ноября 2015 в 19:04 +1
Добрый вечер. Очень интересно. Яркие картинки.Описание. доступное детям!
Светлана Анатольевна Реуцой # 3 ноября 2015 в 21:44 0
Спасибо большое, Флёра Рафаэловна! Рада Вашему комментарию!
Виталина Викторовна Михайлина # 3 ноября 2015 в 19:28 +1
Здравствуйте,Светлана Анатольевна. У вас очень хорошая подборка познавательной информации о дятлах, качественный иллюстративный материал. Часто у детей в домашних библиотеках много различных энциклопедий об экзотических животных, а о природе родного края книги имеют единицы. С удовольствием воспользуюсь вашими материалами на занятиях в детском саду, большое вам спасибо,что выложили их. Но вот мои воспитанники ответ на загадки дали бы, даже не дослушав текст до конца(потому что предваряющая загадку беседа была посвящена дятлам). Я бы предложила детям выбрать и выучить понравившуюся загадку, чтобы загадать её родителям или друзьям. Или загадала бы загадки о разных птицах, чтобы дети выбрали, какая из них про дятла. Но это, конечно, дело педагога: все мы разные, и занятия строим по-разному. Удачи вам!
Светлана Анатольевна Реуцой # 3 ноября 2015 в 21:32 0
Здравствуйте, Виталина Викторовна! Спасибо Вам за комментарий, оценку и советы. Рада была прочитать. Насчёт загадок тут вот какое дело: они были подобраны не столько для того, чтобы дети их с трудом разгадали, а для того, чтобы полнее закрепили в сознании привычки, внешние свойства, поведение этой птички. Мои детки, кстати, тоже не дослушивали их и разгадывали на полуслове. Кто вперёд, так сказать....))))) Но всегда веселее наблюдать на занятии такую радостную оживлённость. Не скучно же! Спасибо ещё раз!
Ирина Сергеевна Нугаева # 4 ноября 2015 в 13:01 +1
Здравствуйте,Светлана Анатольевна. Спасибо за приглашение. Мне очень понравилась Ваша тематическая беседа.Очень познавательно, расширяет кругозор, учит быть наблюдательными и внимательными, решает экологические вопросы. Используются яркие иллюстрации. Результат не заставил себя ожидать, подтверждение тому - детские рисунки.Спасибо за опыт. Голосую.Удачи.
Алёна Дмитриевна Крутенкова # 4 ноября 2015 в 14:42 +1
Светлана Анатольевна, спасибо за приглашение на увлекательную беседу о лесном докторе - дятле! Материал насыщенный, хорошо иллюстрированный. Дети полностью уяснили предназначение этой птицы - об красочно говорят их рисунки. Творческих Вам успехов и удачи! Голос!
Елена Николаевна Саламаха # 24 ноября 2015 в 05:00 +1
Интересная беседа, хорошие качественные иллюстрации. Использовала вашу беседу, детям очень понравилось!