Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи) в средней группе компенсирующей направленности. Тема «Транспорт». «Угадай мою игрушку»
Автор: Рогачкова Татьяна Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №15», город Снежинск Челябинской области.
Описание материала: Предлагаю вам конспект непрерывно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» на тему «Транспорт». Данный материал подходит для возрастной категории детей дошкольного возраста 4-5 лет. Дети во время данной образовательной деятельности знакомятся и закрепляют знания о транспорте, учатся описательному рассказу по плану (мнемотаблице).
Цель: обучение описательному рассказу по теме транспорт.
Задачи:
1. Образовательные:
Продолжать расширять знания детей о транспорте – его виде и назначении.
2. Развивающие:
Развивать умение детей быть внимательными, активными в ходе различных игр;
Развивать умение классифицировать виды транспорта по месту его передвижения – наземный, воздушный, водный.
3. Воспитательные:
Воспитывать умение слушать ответы сверстников до конца, не перебивая говорящего;
Воспитывать интерес и уважение к профессиям, связанным с транспортом.
4. Речевые:
Связная речь: продолжать учить детей отвечать на вопросы полным ответом, составляя грамматически правильные предложения.
Словарь:
предметный – грузовик, автомобиль, транспорт, подъёмный кран, экскаватор, катер;
качественный – наземный, воздушный, водный, пассажирский, грузовой;
глагольный – гудеть, сигналить, грузить.
Грамматика: продолжать учить детей образовывать новые слова – глаголы от производных имён существительных (гудок – гудеть, сигнал – сигналить и т.д.).
Звуковая культура речи: воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты: звуковысотный слух; слуховое внимание; восприятие темпа и ритма речи.
Методы и приёмы:
Практические: сюрпризный момент – появление грузовичка с подарком, проведение пальчиковой игры, проведение игры «Как гудят машины»
Наглядные: рассматривание игрушечного транспорта, рассматривание дидактических картинок.
Словесные: дидактические игры «Как гудят машины», «Сосчитай», «Назови водителя».
Материалы: грузовик – игрушка, коробка, перевязанная красивой лентой, модели транспорта, дидактические картинки с изображением транспорта, детали деревянного конструктора.
Индивидуальная работа: поощрять использование в речи сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, элементарных способов словообразования.
Ход занятия
В группе раздаётся сигнальный гудок машины.
Воспитатель: мальчики и девочки, слышите? К нам едет грузовик! Видимо, что-то он нам везёт.
Младший воспитатель незаметно провозит машинку-грузовичок в дверь. В кузове грузовика – коробочка, которая перевязана красивой лентой.
Воспитатель: вот это да! Ребята, нам кто-то подарки передал! Давайте посмотрим – от кого они?
Ответ детей (да, давайте посмотрим!).
Воспитатель: тогда присаживайтесь на свои места, посмотрим – что же там.
Воспитатель открывает коробку, сверху в коробке лежит записка: «Здравствуйте, ребята! Это я – ваш давний знакомый Медвежонок. Мне так понравилось с вами играть, петь песенку про улыбку и танцевать, что я решил вам послать подарки от меня и моего друга Крошки Енота. Желаем вам оставаться всегда такими же честными, добрыми, отзывчивыми и дружелюбными!».
Воспитатель: мальчики и девочки, как же здорово, что Медвежонок помнит о нас! Хотите посмотреть – что внутри этой коробочки?
Ответы детей (да, конечно хотим).
Воспитатель: только я вам предлагаю не просто так заглянуть и забрать содержимое коробки, а немного поиграть. Согласны?
Ответы детей (да, согласны).
Воспитатель: а поступим мы так. Вы по очереди будете подходить, брать понравившийся вам предмет и рассказывать про него по плану, а остальные дети будут отгадывать, что же такое досталось вашему другу. Отгадаете – предмет ваш, а не отгадаете – он остается в коробочке и от правится обратно к Медвежонку.
3-4 ребёнка подходят к воспитателю по очереди, показывают на тот предмет, про который хотят рассказать и описывают его по плану:
1. Какого он цвета?
2. Что у него есть (кабина, колёса, руль, лопасти, парус и т.д.)?
3. Какой вид транспорта?
4. Для чего нужен?
Воспитатель: молодцы, ребята, узнали весь транспорт. Теперь я хочу с вами поиграть в игру, которая называется «Сосчитай».
Проводится игра «Сосчитай» по дидактическим картинкам с угаданным транспортом. (Один трактор, два трактора, три трактора, пять тракторов; один подъёмный кран, два подъёмных крана, пять подъёмных кранов и т.д.).
Далее ещё 3-4 ребёнка подходят к коробочке, выбирают понравившийся транспорт, описывают его по плану, остальные дети угадывают.
Воспитатель: какие вы догадливые! Ну а теперь я вам предлагаю поиграть в другую игру, которая называется «».
Проводится игра «Назови водителя» по дидактическим картинкам с угаданным транспортом. (Дети называют профессии водителей угаданного транспорта).
Воспитатель: и с этой задачей справились. Ну давайте тогда немного отдохнём. Предлагаю вам пальчиковую игру «Садись-ка, пальчик в вертолёт».
Физминутка
(дети подходят к воспитателю)
Садись-ка, пальчик в вертолёт
Садись-ка пальчик в вертолёт,
С тобой отправимся в полёт.
Сядем с этим мы в такси,
Он рад домой нас отвезти.
С тобой поедем мы в трамвае,
Тихонько песни напевая.
С этим пальчиком в ракете
Полетим к другой планете.
Ну а с этим малышком
В зоопарк пойдём пешком.
(Пальчики загибаются поочерёдно – с каждым названием транспорта)
Воспитатель: наши пальчики немного попутешествовали, а теперь я дальше предлагаю вам поиграть, угадать – что же ещё в нашей коробочке.
Приглашаются ещё 3-4 ребёнка, которые описывают по плану свой транспорт.
Воспитатель: отлично! И опять вы справились. А я вам предлагаю изобразить тот транспорт, который попался ребятам.
Проводится игра «Как гудят машины». Дети сначала называют – как гудит или сигналит тот или иной транспорт, затем изображают его звуками (Грузовик сигналит – «Би-би-би»; поезд стучит по рельсам «Чух-чух-чух», самолёт гудит «У-У-У» и т.д.).
Воспитатель: вот так транспорт – слышно на весь мир! Молодцы! Ну и в коробочке нашей осталось совсем немного игрушек. Давайте узнаем – что там припасено ещё.
Оставшиеся дети выбирают транспорт из коробочки, описывают по плану, остальные – угадывают.
Воспитатель: все игрушки мы рассмотрели, они остаются у нас, потому что вы всё угадали. Молодцы! А теперь давайте вспомним – какой же вид транспорта существует? И для чего он нужен человеку?
Ответы детей.
Воспитатель: верно! Предлагаю вам построить из конструктора тот транспорт, который вам понравился.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Украина – мой родной край»
Конспект НОД по эмоциональному развитию в средней группе
Конспект НОД для средней группе. Волшебное добро
Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы с ОНР
Похожие статьи:
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Наша улица»
Конспект занятия в средней группе на тему «Загадки»