Конспект урока биологии в 6 классе с презентацией. Лишайники. УМК Пасечник
Тема: Лишайники
Класс: 6 Цель урока: Образовательные:
Создать условия для приобретения учащимися новых знаний по строению, питанию и размножению лишайников, как симбиотических организмов; их экологическим и практическим значением. Развивающие:Создать условия для формирования и развития исследовательских способностей обучающихся.Способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования. Воспитательные:
Обретение опыта эмпатийного и толерантного взаимодействия в парах, группах.Формирование опыта продуктивного слушания I. Самоопределение к деятельности
Здравствуйте, мои юные любители биологии. Желаю вам сегодня хорошо поработать. Я знаю, у вас все получится.
Чем больше мы познаём законы природы, тем всё более невероятными становятся для нас чудеса»Ч.Дарвин. Сегодня я предлагаю вам познакомиться еще с одним чудом природы. II. Целеполагание и постановка задач.
Прежде всего давайте вспомним царства живой природы.(растения, животные, грибы, вирусы)
Ребята, а вы любите сказки? Сейчас мы познакомимся с одной. Но вы должны не просто посмотреть, а подумать о теме сегодняшнего урока, а может быть найдете, даже другие подсказки, которые помогут вам работать на сегодняшнем уроке.
На краю соснового бора одиноко стоял дуб. Его крона высоко уходила в небо и защищала выступающие кое-где на поверхность земли корни от палящего солнца. И было этому дереву хорошо и спокойно, только очень тоскливо. Изредка на его ствол садились птицы, но вскоре улетали. А дубу так хотелось, чтобы кто-то был с ним постоянно.
И вот, как-то раз, пробудившись ото сна, дуб увидел, что на его коре сидит маленькое существо.
- Ты кто? – спросил дуб.
- Я - гриб, - гордо ответил незнакомец.
- А где ты живёшь?
- Пока нигде, - с грустью сказал гриб.
Дуб задумался на секунду.
- А ты не причинишь мне вреда?
- О, нет! Я ведь не трутовик и не разрушаю древесины.
Услышав такой ответ, дуб обрадовался и сразу же предложил незнакомцу поселиться на его коре. И стали они жить вместе. Так прошло несколько дней. И вот однажды на освещенной поверхности коры рядом с собой гриб увидел крошечное существо. Это была водоросль. Она была так прекрасна, что он предложил ей жить вместе. Водоросль согласилась. Водоросль и гриб так полюбили друг друга, что стали составлять как бы единое целое. Гриб оплел своими грибными нитями( гифами) водоросль и тем самым оберегал её от пересыхания и перегрева. Он доставлял ей достаточное количество воды и растворенные в ней соли, которые поглощал из коры дуба и из воздуха. Благодарная ему за это водоросль снабжала гриб пищей, ведь она была зеленой красавицей и могла производить её на свету. А вместе они образовывали вещества, защищающие дуб от трутовиков-разрушителей.
Так прошло несколько лет. Семья у них стала большая и дружная
Как-то раз мимо дуба проходили два человека. Один из них, показывая на гриб и водоросль сказал своему спутнику : « Посмотри, какой красивый лишайник!» . так гриб и водоросль поняли, что не только они чувствуют себя единым целым, но даже люди называют их одним словом - лишайник.
Больше никто не нарушал спокойствие дуба и лишайников, пока на окраине бора не началось строительство завода, а когда завод начал работать, в сторону бора потянулись зловещие клубы копоти и газа. И гриб стал замечать, что его подруга водоросль бледнеет день ото дня. И в один из прекрасных летних дней она умерла. Этой разлуки гриб не смог пережить.С тех пор дуб снова стоит один, мрачно вдыхая запахи газа, копоти и дыма, а на его коре начинают расти трутовики.
Ребята, кто догадался о чем мы с вами сегодня будем говорить? (о лишайниках)Запись темы и числа в тетрадях
Что еще вы узнали из сказки? (что это водоросль и гриб)
Ребята, знаете ли вы, что лишайники еще называют пионерами, сфинксами и даже манной небесной?
А хотите узнать почему? Тогда будем изучать?
А как мы будем изучать? Что мы хотим узнать?
1.Что такое лишайники?
2.Строение
3. Классификация
4. Процессы жизнедеятельности(питание, дыхание, размножение)
5. Значение III. «Открытие» обучающимися новых знаний
Итак, мы c вами отправляемся в увлекательное путешествие: Первая наша станция:
Что это? (записываем)
Лишайники – это организмы, состоящие из гриба и водоросли.
Ребята а к какому царству можно отнести лишайники?
Ученые еще не пришли к единому мнению. В одних системах считают что лишайник – это растение. В настоящее время считают, что лишайники относятся к царству грибы.
Станция строение: Посмотрите и прокомментируйте слайд.
- Из каких слоев стоит лишайник?
- Как называется тело лишайника. У каких организмов тоже есть слоевище?
Что запишем в строении? водоросль+ гриб Жизнедеятельность:
- Почему водоросль зеленая? (Хлорофилл)Откуда она берет питательные вещества? из света. Как называется этот процесс. Откуда гриб берет питательные вещества ? (вспомните сказку).
- А что гриб дает водоросли? Как называется такое дружественное сотрудничество? Симбиоз.
Следующая станция классификация. Вы работаете в группах. Откройте учебник на странице . Найдите и запишите какие по форме бывают лишайники. Пара, которая выполнила быстрее, сигналит зеленым. У кого вопрос красным светофором (запись в тетрадях, проверка по слайду)Составьте схему у доски
Устали? Физкультминутка.
Остановка «Увлекательная»Рассказ о пионерах, сфинксах, манной небесной.
Значение по группам.
На магнитную доску нужно выбрать и прикрепить термины которые соответствуют значению в природе. Группа которая закончит первая «сигналит» V. Первичное закрепление
А теперь, поиграем в игру «Светофор». Если согласны сигналите зеленым, если не согласны – красным.
Тело лишайников называется словищем ? (Да)
Лишайники приносят вред природе? (Нет)
Лишайники требовательны к условиям? (Нет)
Слоевище – симбиоз? (Да)
Водоросль синтезирует органические вещества? (Да) VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
1 Лишайники – это:
а) водоросли,
б) грибы,
в) симбиоз гриба и водоросли.
2 Тело лишайников называется –
а) грибница,
б) слоевище.
3 Органические вещества лишайнику поставляет:
а) водоросль,
б) гриб.
4 Лишайник – важнейший источник корма для
а) северных оленей,
б) домашних животных.
5. Размножаются:
а) слоевищем
б) корнями
в) семенами
Давайте сверим результаты. 1в 2а 3а 4а 5а,б,в
Выставление оценок в дневники:
У кого нет ошибок – «Молодцы» вы получаете оценку «5»
1 ошибка поработайте дома «4»
2 ошибки будьте более внимательны дома «3» Домашнее задание:
На «3» Параграф 13,читать,отвечать на вопросы.
На «4» Параграф 13,придумать 5 вопросов по теме «Лишайники»
На «5» Параграф 13. Проведите репортаж с выставки «Эти удивительные лишайники» Рефлексия: Разместите магниты на тех островах, которые соответствуют вашему настроению.
Татьяна Сергеевна, добрый день. Мне понравилась ваша разработка урока, тем более что похожие уроки я практикую в своей педагогической деятельности. Очень хорошо что дети могут поразмышлять, поработать самостоятельно и поиграть.
Сказка также помогает привлечь внимание и заинтересовать ребят.Я думаю на этом занятии им будет нескучно. Успехов вам и вашим воспитанникам.