Мы со звуком [Щ] играем
Автор:Светлана Сергеевна Утюжникова,учитель-логопед,МАДОУ д/с "Буратино",районный центр Кыра
Предлагаемый материал, будет полезен педагогам, родителям в работе с детьми 5-6 лет. Предлагаемые задания могут быть использованы для развития словарного запаса, речи у детей в игровой деятельности.
Цель: формирование у детей правильного произношения звука [щ] в речи
Задачи:
-познакомить детей и закрепить правильное произношение звука [щ];
-работать над совершенствованием навыков словообразования через игровые упражнения;
-развивать логическое мышление в ходе работы, зрительное восприятие, память, внимание, интеллектуальные способности;
-учить работать по зрительным образцам;
-учить устанавливать логические связи;
-воспитывать доброжелательность, познавательный интерес;
Игровое упражнение «Таинственный звук Щ»
Цель игры: расширение объёма словаря, формирование представлений о предмете;
Задачи:
- учить детей вслушиваться в звучащие слова;
- развивать внимание, память и логическое мышление;
- закреплять познавательный интерес через дидактический материал;
Оборудование: предметные картинки
Предлагаем детям рассмотреть изображения предметов на картинках.
Послушайте три слова, догадайтесь о ком, о чём идёт речь
-красный, непромокаемый, прозрачный (плащ);
-зубастая, морская, полосатая (щука);
-бельевая, деревянная, пластмассовая (прищепка);
-обувная, шершавая, чистящая (щётка);
-скулит, грызёт, лает (щенок);
-деревянный, длинный, прямоугольный (ящик);
-свежие, вкусные, полезные (овощи);
Давайте произнесём все названные слова: плащ, щука, прищепка, щётка, щенок, ящик, овощи
Все слова с каким звуком? (Со звуком [щ])
Анализ артикуляции звука
Произнесите звук [щ] и понаблюдайте за артикуляцией звука
Что делают наши губы? Губы у нас округлены
Что делают зубы? Оставляют маленькую щёлочку
Что делает язык? Язык поднят за верхние зубы
Звук [щ] можно пропеть? Нет. Голос не работает, значит он согласный
Давайте проверим, глухой он или звонкий (положите руку на горло и произнесите звук).
Звенит горлышко? Голосок включается? Нет
Значит звук [щ] согласный, глухой, всегда мягкий и будем его обозначать всегда зелёном цветом.
Игровое упражнение ЛОТО «Лишняя картинка»
Цель игры: развитие внимания, памяти, мышления
Оборудование: предметные картинки, кружочки зелёного цвета
Назовите картинки, найдите картинки со звуком [щ] и закройте их кружочками зелёного цвета, назовите слова со звуком [щ]
Физкутминутка
Автоматизация правильного произношения
Произношение чистоговорок
Ща-ща-ща- в речке я поймал леща
Щу-щу-щу-щу-в парке я щенка ищу
Що-що-що-мы хотим играть ещё
Щи-щи-щи- мама варит щи
Ще-ще-ще-ще-я пошла гулять в плаще
Игровое упражнение «Измени слова по образцу»
Посмотрите на картинку,какие из них подходят к маленькому котёнку, а какие к большому коту
Хвост-хвостище
Усы-усыщи
Глаза-глазищи
Нос-носище
Лапы-лапищи
Зубы-зубищи
Игровое упражнение со звуком [щ] «Большой-маленький»
Большой щенок-маленький щеночек
Большая щётка-маленькая щёточка
Большая прищепка-маленькая прищепочка
Игровое упражнение «Один-Много»
(игра с мячом)
Один плащ, много плащей
Одна щётка, много щёток
Одна щука, много щук
Одна прищепка, много прищепок
Один щенок, много щенят
Один ящик, много ящиков
Игровое упражнение «Подбери по смыслу»
Рассмотрите картинки со звуком [щ],найдите логически связанные слова
Овощи-ящик; Овощи положили в ящик
Щётка-обувь; Щёткой почистили обувь
Плащ-прищепка; Плащ закрепили прищепкой
Игровое упражнение на развитие внимания «Какая картинка исчезла»?
Посмотрите внимательно на картинки,закройте листом бумаги определённую картинку,какая картинка исчезла?
Плащ, прищепка, ящик
Щука, щётка, овощи
Щенок, щётка, овощи
В процессе работы с детьми совершенствовали навыки словообразования через игровые упражнения, развивали логическое мышление в ходе работы, зрительное восприятие, память, внимание, речь, интеллектуальные способности. Дети учились работать по зрительным образцам, устанавливали логические связи на речевом материале. Игровые упражнения были направлены на расширение объёма словаря, формирование представлений о предметах.
Были использованы методические приёмы, наглядные, демонстрационные, игровые, практические, словесные, коммуникативные. Использовался метод, повышающий познавательную активность дошкольников через игровой материал, где дети показали знания, умения, определённые навыки.
Воспитательные цели были направлены на умение работать в коллективе, воспитывали познавательный интерес. В ходе занятия дети слушали педагога, выполняли словесную инструкцию.
Рекомендуем посмотреть:
Логопедические игры для дошкольников
Дидактическая игра для развития речи у детей 5-6 лет
Игры с прищепками на логопедических занятиях в подготовительной группе
Логопедические игры для дошкольников 4-6 лет
Похожие статьи:
Логопедическая игра для дошкольников
Дидактическая игра «Автоматизация звука Р с Рыжиком»
Логопедическая игра для детей 5-7 лет «Яблоня-загадка»
Логопедические дидактические игры для детей 4 – 7 лет
Игра – путешествие в старшей группе «Цирк. В гостях у клоуна»