Конспект урока с презентацией по курсу "Социально-бытовая ориентировка", 4 класса. Пылесос и его свойства
Конспект урока по курсу "Социально-бытовая ориентировка" для обучающихся 4 класса ОВЗ "Пылесос и его свойства"
Автор: Вешкина Валентина Сергеевна, педагог-психолог МОУ «Тубинская СОШ» поселок Тубинский Усть-Илимского района Иркутской области Описание материала: Предлагаю вам конспект урока по курсу «Социально-бытовая ориентировка» для 4 класса коррекционного класса для детей ОВЗ (интеллектуальные нарушения: легкая умственная отсталость, вариант1) по теме: «Пылесос и его свойства».
Данный материал будет полезен педагогам-психологам, тьюторам, учителям начальных классов. Этот конспект познавательного занятия, направленного на воспитание стремления заботиться о чистоте и гигиене жилища, безопасного использования бытового прибора-пылесоса.
Конспект урока социально-бытовой ориентировки «Пылесос и его свойства» для коррекционного 4 класса
Тип : урок обретения новых знаний Форма организации учебной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная. Методы преподавания: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный Цели: Образовательные: знакомить с бытовым электрическим прибором пылесосом и его свойствами. Воспитательные: воспитывать стремление заботиться о чистоте, гигиене жилища Развивающие:
развивать любознательность, мышление, способность анализировать полученную информацию, умение делать правильные выводы. Планируемые результаты: Личностные:
- осознание личностной ответственности за чистоту в доме, за свое здоровье;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний правил о гигиене; Метапредметные:
- принимать и сохранять целевые установки занятия,
- моделировать ступеньки познания, составляя план и выполняя его;
- взаимодействовать в паре и группе при выполнении заданий;
- формулировать выводы из материала;
- осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке. Предметные:
- применять знания о гигиене, здоровом образе жизни;
- объяснять, как человек пылесос, бытовые электрические приборы,
- оценивать, что полезно, а что вредно для здоровья. УУД: личностные:
- формирование установки на гигиену, безопасный, здоровый образ жизни,
- регулятивные:
- структурирование знаний; познавательные:
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении учебных проблем. коммуникативные:
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Задачи:
• Знакомить с устройством, назначением и видами пылесосов
• Воссоздать правила использования человеком бытового прибора пылесос
• Вовлекать учащихся в познавательную деятельность.
• Создавать объективную основу для воспитания потребности в здоровом образе жизни Межпредметные связи:
• мир вокруг нас
• экология
• техника Оборудование:
• презентация к уроку «Пылесос и его свойства»
• Презентация-тренажер
• Медиа проектор, компьютер
• Компьютеры на каждого обучающегося
• Раздаточный дидактический материал
Ход урока
1. Организационный момент(слайд 1) Цель: настроить на работу, привлечь внимание.
Деятельность педагога-психолога задает детям вопросы
- Кто пришел на урок с хорошим настроением?
- Кто любит лениться?
- Кто готов получать новые знания?
- Кто любит сказки? Деятельность обучающихся дают ответы поднятием руки
2. Мотивационный этап(слайд 2) Цель: активизировать познавательную деятельность, вызвать интерес к теме урока Деятельность педагога-психолога: читает сказку (Приложение 1), задает детям вопросы Деятельность обучающихся: слушают, отвечают на вопросы Вопросы после чтения сказки:
- Ребята, как вы думаете, за что король наградил девушку?
- Почему в доме нужно соблюдать чистоту?
- Кто догадался, чему посвящено наше занятие?
3. Этап целеполагания Деятельность педагога-психолога: задает вопросы по картинкам; загадывает загадку, помогает составить план изучения темы. Деятельность обучающихся: работают в парах: отвечают на вопросы, выбирают нужную картинку, составляют слово из букв; разгадывают загадку, под руководством учителя формулируют цель урока, составляют план изучения темы.
На столах у детей наборы карточек с картинками и буквами. (Приложение 2) Педагог-психолог: Чтобы узнать тему нашего урока, угадайте, о каком предмете идет речь, выкладывайте карточки перед собой по порядку.
1. Он нужен, чтобы подмести пол, палас (веник – 1 - П);
2. В него собирают мусор (совок – 2 - Ы);
3. Туда высыпают мусор (корзина для мусора –3- Л)
4. Она нужна, чтобы протирать пыль (салфетка для пыли – 4 - Е)
5. Для мытья пола в него наливают воду (ведро – 5 -С);
6. Ей моют пол (половая тряпка – 6 - О);
7. На нее надевают половую тряпку (швабра – 7 С); (Слайд 3) - Прочитайте, какое слово у вас получилось (пылесос). Это тема нашего урока. Знакомый вам предмет?
- Сегодня он станет нам еще ближе. Давайте посмотрим, что мы будем узнавать об этом предмете. Разгадайте мою загадку (текст загадки на экране). (Слайд 4):
Есть у меня в квартире робот,
У него огромный хобот.
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает.
Любит робот чистоту
И гудит как лайнер «ТУ».
- Как назван пылесос в загадке?
- Какие строчки в загадке рассказывают, зачем нужен пылесос?
- Что такое лайнер? Какие еще самолеты вы знаете? (военные, пассажирские, сельскохозяйственного назначения, транспортные, почтовые). А бывают ли, по-вашему, разные пылесосы?
- Боитесь ли вы пылесоса? Может ли он быть опасен?
Во время ответов детей на доске составляется план:
1. Устройство пылесоса,
2. Назначение пылесоса и виды пылесосов,
3. Правила безопасности при работе с электроприборами.
4. Дети получают карточку с планом изучения темы.
Пылесос и его свойства
Хочу узнать?
Узнал!
1. Устройство пылесоса,
2. Назначение и виды пылесосов,
3. Правила безопасности при работе с электроприборами
Физминутка
Игра «Пылесос и пылинки» Цель: развитие умения управлять своими движениями, подчинять их команде ведущего.
Дети представляют, что они пылинки. Заработал пылесос, и пылинки закружились. Пылесос выключили, и пылинки остановились.
4. Открытие новых знаний, реализация составленного плана Цель: открытие новых знаний об устройстве пылесоса, его назначении, видах, закрепление правил о работе с электроприборами.
Деятельность педагога-психолога: организует групповую, фронтальную и индивидуальную работу. Деятельность обучающихся: выполняют задания психолога, записывают определение в тетрадь, отвечают на вопросы, готовят сообщения, выступают перед классом, делают отметки в карточке с планом урока.
Работа в группах.
- Какие слова можно вставить в определение на экране?
Пылесос — это … для … (слайд 5)
Каждая группа озвучивает свой вариант ответа, затем сравнивает свой ответ с вариантом на слайде (слайд 6).:
Пылесос – это машина для уборки пыли и загрязнений с поверхностей за счёт всасывания потоком воздуха (записать в тетрадь).
Фронтальная работа(слайд 7) Педагог-психолог: Пылесос состоит из нескольких частей. Давайте вспомним их вместе. (показывает на реальном предмете, ребята называют, учитель при необходимости поправляет):
- Корпус
- Шланг
- Труба
- Насадка
- Кнопка включения
- Провод
- Вилка.
Психолог раздает ученикам карточки, на которых написаны названия частей пылесоса (Приложение 3). Нужно прочитать слово и прикрепить карточку к соответствующей части пылесоса на экране и (или) реальном предмете.
Дети ставят знаки «+» или «-» напротив первого пункта плана.
Работа в группах. Задание: Рассмотреть виды пылесосов на карточках (Приложение 4), обсудить «плюсы» и «минусы» данного вида, подготовить короткое сообщение о пылесосе для сухой уборке, моющем пылесосе и пылесосах-роботах (слайды 8-10).
Во время работы групп один из обучающихся выполняет индивидуальное задание: сравнить веник и пылесос. Что лучше и почему?
Задание: Рассмотреть на экране разные виды щеток (слайд 11). Для чего может служить каждая из них?
Выступление ученика, выполняющего индивидуальное задание (слайд 12).
Дети ставят знаки «+» или «-» напротив второго пункта плана.
Фронтальная работа(слайд 13)
- К каким приборам можно отнести пылесос? (к бытовым , бытовой технике)
- Почему? (его используют дома, в быту)
- Молодцы. От чего он работает? (от электричества)
- Как ещё можно назвать этот прибор? (электрический, электробытовой прибор)
Значит, необходимо вспомнить правила техники безопасности при работе с электроприборами.
Самостоятельная работа на компьютерах: презентация-тренажер.
Дети ставят знаки «+» или «-» напротив третьего пункта плана.
5. Рефлексия(слайд 14) Цель: самоанализ предметных знаний, учебной деятельности, чувств и эмоций
Деятельность педагога-психолога Деятельность обучающихся
задает детям вопросы дают словесные ответы, выражают оценку поднятием руки
Проанализируйте, выполнен ли план урока.
- Что узнали, запомнили? (ответы детей)
- Кто получил новые знания?
- Кто на уроке отвлекался, ленился?
- Кто поставил бы себе оценку «5»?
- Кто мог бы работать лучше?
- Кто уйдет с хорошим настроением?
Закончить урок пожеланием:
Дома и в школе,
Везде и всегда
Пусть окружает
Вас чистота!
Приложение 1
Сказка «Сливы за сор»
В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил да был король, и был у него сын. И вот пришло время сыну жениться, и тогда переоделся король простым купцом, нагрузил телегу слив и поехал по своим землям. Заезжал он в города и объявлял, что поменяет сливы на сор, который смогут хозяйки собрать у себя в избе.
Быстро слухи разлетелись по селениям о таком странном купце – сливы за мусор раздает! И потянулась к нему очередь из хозяюшек – кто с мешком сора, кто с ведром, кто с кадкой. А купец слово держит – меняет сор на сливы. А радостные хозяйки с прибытком возвращаются по домам.
И вот когда телега почти опустела, а очередь уж и совсем иссякла, подошла к телеге молодая девушка.
— Что ж ты, девица, не веселая? Где ж твой сор? — спрашивает купец.
Развернула девушка платочек маленький, протягивает королю.
-Да вот, всего щепотка пыли у меня. Боюсь, тут и на одну сливу не хватит, — ответила девушка. — Да и этот мусор мне соседка одолжила за то, что ей по хозяйству помогала.
Посудил король, что раз сора нет, значит хозяйственная.
— Вот тебя - то я и искал, милая девушка.
Рассказал он ей, что вовсе не торговец, а король. Что хотел он таким способом проверить свою будущую невестку, убедиться, что достанется его сыну не только красавица, но и хорошая хозяюшка. Посадил ее на телегу и отвез во дворец.
А во дворце уже принц телегу встречает. Только увидел он девушку – красавицу, и сразу влюбился.
Ну а дальше, как водиться, честным пирком да за свадебку. И стали они жить – поживать, да добра наживать.
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4. Группа №1
Пылесос для сухой уборки пригодится, если вам нужно убрать небольшое помещение. Им пылесосят непокрытый пол, ковролин, ковры, мебель, одежду. Незаменим такой пылесос для паркета, натурального ковра, пианино, рояля, т.е. предметов, которые не терпят влаги. Они дешевле и проще, чем пылесосы для влажной уборки, не требуют дополнительных затрат на моющие средства и малогабаритны. Есть несколько типов «сухих» пылесосов: Обычные пылесосы (баллонные) используют для очистки пола, ковролина, ковров, мебели. Они, в свою очередь, делятся на компактные (5-7 кг), ручные и полноразмерные (8-9 кг). Компактные легко передвигать. Удобны для уборки шкафов, кладовок. Полноразмерные пылесосы больше по размеру, имеют больше функций, больший пылесборник.
Группа №2
Моющие пылесосы могут осуществляют влажную и сухую уборку, распылять влагу и всасывать её. Многие могут собрать разлитую на полу жидкость. Идеально подходят для промывки ковров, чистки мебели, для генеральной уборки дома, мойки кафеля, камня. К достоинствам таких пылесосов относят мытьё пола и окон, возможность уборки крупного сора, возможность чистки засорившейся раковины или ванной. Они крупнее по габаритам и тяжелее. После использования за ними нужно серьёзно ухаживать (мыть, разбирать, сушить). Моющие пылесосы требуют дополнительных затрат на моющие жидкости и больше расходуют электроэнергии. Устройство моющих пылесосов следующее: имеется два резервуара, один из которых с чистой водой и моющим раствором, что подаёт их на шланг и распыляет по всей площади насадки; другой — для сбора грязной воды, которая всасывается с убираемых поверхностей через боковые насадки.
Группа №3
Пылесосы-роботы похожи на членистоногое существо, которое существовало миллионы лет назад. Он маленький, округлый. У него нет щеток, шлангов. Такой пылесос сам двигается по комнате и убирает пыль, сам обходит людей и встречающиеся предметы. Если нужно, подзаряжается, возвращаясь к зарядному устройству. Имеет обычную функцию уборки: сам убирает вдоль стен, затем все доступные поверхности. Быстрая функция: когда пылесос убирает лишь середину комнаты и ездит, часто меняя направление. Местная функция: дважды обрабатывает поверхность 1 м2. С помощью встроенных сенсоров пылесос сканирует помещение и самостоятельно убирает его. Но такой агрегат дорого стоит. Не очень хорошо убирает длинношерстные ковры.
Скачать Конспект урока по курсу "Социально-бытовая ориентировка" для обучающихся 4 класса ОВЗ "Пылесос и его свойства"