Внеклассное мероприятие по экологии в ГПД. Покорми зимующих птиц
Автор: Варенцова Вера Анатольевна, воспитатель группы продлённого дня МБОУ «Корниловская СОШ»
Описание материала: Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается конспект внеклассного мероприятия «Покорми зимующих птиц», которое было проведено в рамках практико-ориентированного проекта «Столовая для пернатых». Данный материал может быть полезен педагогам начальной школы и дошкольных учреждений.
Цель: Развитие интереса и желания заботиться о птицах в зимнее время года.
Задачи:
- Выявить, закрепить и расширить знания о зимующих птицах нашего края.
- Привлечь внимание к проблеме зимующих птиц, их выживанию зимой.
- Формировать умения заботиться о пернатых.
- Развивать творческие способности учащихся, речь, внимание.
Форма организации работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы работы: наглядный, словесный, практический, репродуктивный, проблемно-поисковый.
Оборудование: сигнальные карточки, маски, кормушки, иллюстрации птиц, образцы корма для птиц, запись завывания ветра.
Ход занятия
1.Актуализация знаний
Под звуки завывания ветра ученица читает стихотворение С.Есенина «Поёт зима – аукает»
Поёт зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
А пташечки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с рёвом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится всё сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мёрзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна!
- Кому поэт выражает сочувствие?
- Почему автор переживает за судьбу пташек? (Зима, трудно, голодно, птицы гибнут)
- С кем сравнивает птиц? Что значит «сиротливые»? (С маленькими детьми, брошенными, беззащитными)
- О чём нас заставляет задуматься С.Есенин? (Взять под защиту, проявить заботу и милосердие)
- Что означает слово милосердие? («милое сердце», доброе, любящее)
- Как вы думаете, о ком сегодня пойдёт речь?
- Приглашаем вас поучаствовать в конкурсе. Как назовём наш конкурс?
- Почему необходимо говорить о зимующих птицах? Попробуйте сформулировать цель нашего конкурса? Какие будем решать задачи, чтобы реализовать поставленную цель?
Учащиеся делятся на две или три группы, занимают места за столами.
2.Конкурс «Узнай птицу по описанию»
( Карточки с описанием птиц содержат по четыре предложения. Если команда называет птицу после первого предложения, то получает 4 балла; после второго предложения, то получает 3 балла; после третьего – 2 балла; а после четвёртого – 1 балл)
а) Маленькая неунывающая бойкая птичка. Спинка коричневая с широкими продольными чёрными полосами. Хвост и крылышки тёмно-бурые, украшенные рыжеватой каймой, подбородок и горло чёрные, а вот головка серая. Про него часто говорят: «шустрый, проворный» (Воробей)
б) Хитрая, ловкая, находчивая птица! Хорошо приспособилась жить рядом с человеком. Это крупная птица, она не выделяется яркостью окраски. Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы чёрные, а всё остальное серое. (Ворона)
в) У этой птицы очень большая голова, которой она ловко вертит во все стороны. Шеи почти нет, круглые немигающие янтарные глаза. Она великолепно видит в темноте. Закруглённые крылья и широкий короткий хвост помогают бесшумно летать. (Сова)
г) Эта птица живёт по всему земному шару. У неё маленькая голова и плотное тело. Окрас бывает пёстрый, белый с голубоватым отливом. Среди них особое место занимают почтовые, которые служили человеку на протяжении нескольких столетий. (Голубь)
д) Много прозвищ у этой птицы. Голова и крылья – чёрные, хвост тоже чёрный, но с очень красивым зеленоватым отливом, длинный и прямой как стрела. У птицы белые бока. Её часто величают стрекотухой. (Сорока)
е) Его называют «берёзовой птицей». Спинка и крылья чёрные, но на крыльях есть белые крапинки, а на белом брюшке крапины чёрные. На голове – ярко - красный беретик. У этой птицы большой и крепкий клюв, которым можно выдалбливать дупло в дереве. (Дятел)
3.Конкурс «Птицы в загадках»
( У каждой группы набор иллюстраций с птицами. Отгадав загадку, необходимо поднять соответствующую карточку с изображением птицы. Балл получает команда, потратившая наименьшее количество времени на показ правильного ответа )
1) Чёрная птица,
Никого не боится,
На зиму не улетает
Нашу землю оживляет. (Галка)
2) Что за птица, что за диво,
Как фонарик на снегу,
И всегда она красива,
Словно ягода в лесу! (Снегирь)
3) Пойдёшь ли в лес, иль в парк, иль в сад,
Его там встретив, будешь рад.
Хоть крылья коротки, мал хвост,
И небольшой у птицы рост,
Он по стволу бежит так ловко!
Видна закалка и сноровка. (Поползень)
4) Посмотрите, к нам на ели
Прилетели и запели.
С хохолками прилетели
И запели как свирели. (Свиристель)
5) Что за птица, мороза не боится?
Хоть снега лежат везде, у неё птенцы в гнезде? (Клёст)
6) Маленькая птичка –
Просто невеличка.
Синенькое горлышко,
А сама, как солнышко. (Синица)
-На какие две группы можно распределить всех птиц, о которых мы говорили? (Осёдлые – птицы, которые не улетают с места своего проживания (обитания) и кочующие – передвигаются в поисках пищи с места на место)
4.Конкурс "Распредели птиц по признакам: где живут, чем питаются, когда выводят птенцов?"
Где живут?
В лесу живут клесты, совы, дятлы; около жилья человека обитают вороны, воробьи, сороки, голуби, синички в зимнее время, так как легче добыть пропитание.
Чем питаются?
Совы являются хищниками, например, охотятся за мышами; клесты, воробьи, голуби относятся к зерноядным; дятлы, синицы питаются насекомыми - насекомоядные; вороны, сороки поедают разный корм - всеядные.
Когда выводят птенцов?
Клесты выводят птенцов зимой, так как в это время много корма, семена в шишках сосен и елей. У остальных птиц потомство появляется весной.
Физминутка
Вот под ёлочкой зелёной (Встали)
Скачут весело вороны: (Прыгаем)
Кар-кар-кар! (Громко) (Хлопки над головой в ладоши)
Целый день они кричали, (Повороты туловища влево - вправо)
Спать ребятам не давали: (Наклоны туловища влево - вправо)
Кар-кар-кар! (Громко) (Хлопки над головой в ладоши)
Только к ночи умолкают (Машут руками, как крыльями)
И все вместе засыпают: (Садятся на корточки, руки под щёку – засыпают)
Кар-кар-кар! (Тихо) (Хлопки над головой в ладоши)
5.Сценка «Встреча зайца с воробьём»
Воробей: Чик-чирик, чик-чирик, чик-чирик.
Заяц: Воробей, что так распелся? Зима ещё не прошла.
Воробей: Настроение у меня хорошее! Петь хочется!
Заяц: Как же так? Холодно, голодно! В лесу меня осинка спасает. Погложу горькой коры и на том спасибо, всё не так желудок крутит. Не до веселья.
Воробей: А мне люди помогают. Для птиц они открыли столовые, разнообразное меню предлагают. Поешь и никакой мороз не страшен.
Заяц: Вам хорошо!
Воробей: Да-да. Чик-чирик. Мы отблагодарим наших помощников летом. Чик-чирик, чик-чирик, чик-чирик! (В. Варенцова)
- О каких столовых хвастался воробей?
- Что это за разнообразное меню?
- О какой благодарности говорил воробей?
6.Конкурс «Птичья столовая»
Дети читают стихи и показывают свои кормушки. Выбираются самые удобные и красивые, идёт обсуждение, для каких птиц подходит каждая из них.
Кормушка для птиц
Кормушку папа сделал,
Повесил за окно –
И вот какой-то смелый
В ней голубь ест пшено!
Весёлые синички
Слетелись в гости к нам,
Я завтра этим птичкам
Кусочек сала дам.
Синички звонко пели,
А после, ровно в три,
Из леса прилетели
Красавцы снегири!
Забыла я игрушки,
Смотрю теперь в окно,
Как воробьи в кормушке
Весь день клюют зерно…
Ах, милые пичужки,
Как радует ваш вид!..
А вдруг к моей кормушке
Жар-птица прилетит?.. ( Я.Воронец)
-Вот какие красивые кормушки сделали ребята! Какая кормушка вам больше всего нравится и почему?
7.Конкурс "Выбери корм для птиц"
Практическая работа: из нескольких вариантов корма на тарелках, воспитанники выбирают тот, которым можно подкармливать пернатых, аргументируют свои ответы.
8.Рефлексия
- Что нового вы узнали сегодня?
- О чём поведаете родителям и своим друзьям?
- Чем хочется поделиться?
- Что возьмёте за правило в дальнейшем?
- Зачем нужно помогать птицам?
Покормите птиц зимой!
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна — и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну! (А.Яшин)
9. Итоги: Выявляются победители, всем участникам конкурса вручаются значки «Друг зимующих птиц».
Рекомендуем посмотреть:
Внеурочное занятие для начальной школы
Конспект внеклассного мероприятия для младших школьников
Конспект тематической прогулки в начальной школе
Конспект тематической прогулки в начальной школе. У природы нет плохой погоды
Похожие статьи:
Конспект занятия в ГПД. Знакомство с обязанностями дежурных
Конспект занятия в ГПД на тему: Аквариумные рыбки
Сценарий занятия в группе продленного дня для 1-2 класса
Конспект занятия в ГПД. Огород на подоконнике
Конспект занятия в ГПД. Уголок природы. Растения уголка природы