Статья «Проблемное обучение – средство развития потенциала личности ребенка – дошкольника».
Автор: Малявина Вера Николаевна воспитатель МКДОУ Аннинский детский сад №7 ОРВ
Цель: использование инновационных технологий.
Описание: статья предназначена для использования воспитателями детских садов. В статье представлен теоретический и практический материал по вопросам проблемного обучения. Познавательная потребность, формирующаяся в процессе проблемного обучения – главный источник психического развития человека.
Раньше считалось, что ум – это заданная от рождения величина. С каким умом родился, с таким и будешь жить, уже ничего не изменишь. Задача педагога, а так же родителей – распознать потенциал ребенка и работать над его развитием. По утверждению профессора Говарда Гардера, автора теории множественного мышления «Рамки ума», существует великое множество различных способностей, которыми может обладать человек. Это:
1.
Вербально (словесно) – лингвистические способности (журналисты, писатели, юристы, учителя).
2.
Логико – математические (математики, инженеры).
3.
Пространственные - присущи творческим людям (художники, дизайнеры)
4.
Физические (спортсмены, танцоры, в строительстве, механике).
5.
Личностные и межличностные (актеры, певцы, политики, проповедники).
6.
Окружающей среды (земледельцы, дрессировщики, егеря).
У каждого человека присутствуют все способности, одни могут быть более выражены, чем другие, но их надо развивать.
Развитие потенциала личности – важнейшая задача современной системы образования.
«Возникновение концепции проблемного обучения знаменует собой новый этап в развитии дидактики и психологии… эта концепция привнесла в теорию и практику образования систему формирования творческих способностей детей» В.Т.Кудрявцев.
Познавательная потребность, формирующаяся в процессе проблемного обучения – главный источник психического развития человека. Она определяет ту интеллектуальную
активность, которая обеспечивает открытие человеком новых знаний и творческое развитие личности, открывающей эти знания.
Проблемное обучение учит детей видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания. При этом обучении деятельность ребенка приобретает
поисково – исследовательский характер. Чтобы применить проблемное обучение в работе с дошкольниками, надо знать о таких условиях, в которые следует ставить ребенка, чтобы стимулировать творческое мышление, пробудить потребность в решении проблем. Одно из таких условий –
создание проблемных ситуаций.
Известный специалист Эдвард де Боно описывает два возможных хода разрешения проблемных ситуаций:
1. Человек сталкивается с проблемой (ситуация – восприятие) и сразу дает решение (оценка).
Ситуация - восприятие - оценка
(Основано на собственном предчувствии, интуиции, а может интеллекте и знаниях)
2
Ситуация - восприятие - изучение - оценка
Исходя из этого, можно предложить алгоритм исследовательской деятельности.
Проблема - гипотеза - исследование - решение
Но не все вопросы, заставляющие ребенка думать, можно назвать проблемной ситуацией.
В качестве основного звена проблемной ситуации ученые выделяют
противоречие.
Важно помочь детям увидеть это противоречие и включить их в активную поисковую деятельность.
Несоответствие, доходящее до противоречий возникает между:
- одними и теми же знаниями, но более низкого и более высокого уровня.
- житейским опытом и научными знаниями.
Например:
Живые организмы на 2/3 состоят из воды. Житейский опыт детей столкнулся с научными знаниями. Возникло противоречие: дошкольник не принял знание, не надо стремиться его переубедить.
(В этом принципиальное отличие проблемного обучения).
Действия воспитателя:
1. Выслушать все предложения детей (гипотезы).
2. Дать знания (опыт, эксперимент, исследование).
3. Сделать сравнение.
4. Вывод.
На основе факта исследования дети примут те знания, которые ранее отвергли.
Например:
1. Предлагаю прочитать слово бабочка.
2. Нарисуйте предмет, который обозначает это слово.
3. Рисунки вывешиваются. Кто же нарисовал правильно?
4. Почему же вы нарисовали два таких разных объекта: бабочку насекомого и бабочку - галстук? Ведь было написано одно слово.
5. Ваше мнение: (в этом слове скрыты 2 слова, одинаковые по звучанию, но разные по смыслу).
6. ВЫВОД: ударение в этом слове падает на разные слоги и от этого зависит его смысл.
Можно использовать и другие слова – анонимы. Например: Киви – птица, киви – фрукт; кисть винограда, кисть руки; гвоздики – строительный материал, гвоздики – цветы.
Эксперимент – важнейший метод исследования.
Специалисты выделяют 2 вида.
Пример мыслительного эксперимента.
Проблема: у кого больше способов передвижения, у животных или у человека?
Назовите: животное – ходит, бегает, прыгает, лазает, ползает, летает, плавает.
Человек: ходит, бегает, прыгает, ползает на животе, может пройти различными танцевальными движениями, кувыркаться через голову, колесом, допрыгать на одной ноге, перекатиться и так далее. До 54 способов.
Пример эксперимента с реальным объектом.
По изобразительной деятельности (с кляксой, с набрызгом красок, со смешиванием красок).
По математике (взвешивание – вес не зависит от объема, количество предметов не зависит от размера).
По труду (сколько можно пришить пуговиц на занятии)
По ознакомлению с окружающим миром (плавающие и тонущие предметы, пластилин – в виде лодки и куском).
Тема: «Проращивание фасоли»
Проблема – нужны ли для проращивания семядоли?
Рассмотреть набухшую фасоль, разделить ее, описать строение – семядоли, росток.
Опыт: во влажные камеры помещаем
1 – семядоля с ростком
2 – росток без семядоли
3 – росток с одной семядолей
Через 2 -4 дня ясно, что прорастает росток с семядолями, возможно с одной семядолей, если хорошо препарирован.
Вывод: в семядолях есть много питательных веществ, которые необходимы для роста молодого растения.
После решения проблемы надо учить детей делать выводы.
Выделять главное и второстепенное. Наиболее простой методический прием, позволяющий это делать – использование простых графических схем. Это дает возможность, например, выявить логическую структуру текста. Возьмем в качестве такого примера отрывок из стихотворения С. Маршака «Вот какой рассеянный».
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Он отправился в буфет
Покупать себе билет.
А потом помчался в кассу
Покупать бутылку квасу.
Побежал он на перрон,
Влез в отцепленный вагон…
…а приехал я назад,
А приехал в Ленинград!
1. Найдем главную идею текста – «Вот какой рассеянный»
2. Какие слова это подтверждают? – «Он отправился в буфет покупать себе билет. А потом помчался в кассу покупать бутылку квасу. Побежал он на перрон, влез в
отцепленный вагон».
Схема «Дом с колоннами».
Эта схема выражает логическую структуру текста.
Треугольник (1) – главная идея.
Прямоугольник (2,3,4) – факты ее подтверждающие.
Заключительную фразу «А приехал я назад, а приехал в Ленинград». (5), подтверждающую факты.
Схема «Паучок»
Предложил английский педагог Д. Хамблин.
Овал – главная идея.
Круги – факты ее подтверждающие.
Задание: по схеме «Паучок найти главную идею и факты ее подтверждающие.
Возьмем в качестве примера отрывок из стихотворения Н.Некрасова «Несжатая полоска»
Поздняя осень, грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели.
1. Главная идея – «поздняя осень»
2. Факты ее подтверждающие – «грачи улетели, лес обнажился, поля опустели».
Структура проведения игры - экспериментирования.
1. Постановка, формирование проблемы (познавательной задачи).
2. Выдвижение предложений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми.
3. Проверка гипотез.
4. Проведение итогов, вывод.
5. Фиксация результатов.
6. Вопросы детей.
Проблемное обучение, поисково – познавательная, исследовательская деятельность детей предлагает решение следующих задач:
1. Формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления.
2. Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заменителей, моделей)
3. Расширение перспектив поисково - познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
4. Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности.
Используемая литература:
Журнал «Дошкольная педагогика» 2010 год. 6 стр. 57.
Т.В. Корюкина «Как распознать творческий потенциал ребенка».
Журнал «Дошкольное образование».
А.И. Савенков «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников».
Г.П. Тугушева, А.Е. Глебова
«Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста» С.-П. 2007 год.
А.И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду». Москва 2004 год.
О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом». Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Москва 2002 год.
Рекомендуем посмотреть:
Ведущий вид деятельности в ДОУ - игра
Как развивать логическое мышление у дошкольников
Содержание и формы взаимодействия ДОУ и семьи по развитию речи старших дошкольников
Информационно - аналитическая справка о результатах тематического контроля в детском саду
Похожие статьи:
Как организовать учебно-воспитательный процесс в ДОУ
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театральной деятельности
Эмоциональное развитие старшего дошкольника
Педагогические термины для воспитателей
Как оценить умственные способности ребенка