Дидактические игры для детей старшей группы детского сада
Давно подтверждено различными исследованиями, что обучение идет наиболее продуктивно, если оно происходит в контексте практической и игровой деятельности. Игра самый доступный для ребенка вид деятельности, который помогает перерабатывать полученные из окружающего мира впечатления. Заинтересовавшая игра повышает умственную активность ребенка, и он может справиться с более трудной задачей, чем при простом прослушивании учебного материала.
При переходе от старшего дошкольного к школьному детству лежит расширение круга человеческих понятий, овладение которыми помогает его внутреннему мировоззрению развиваться и выстаиваться, опираясь на существующую систему мира. В основе лежит «открытие» ребенком мира взрослых с их деятельностью, их функциями, их отношениями. Ребенок через ролевые игры принимает общественные взаимоотношения взрослых, общественные функции, общественный смысл деятельности взрослых. Он ставит себя в положение взрослого, при этом происходит эмоционально-действенная ориентация в отношении взрослых и смыслах их деятельности. Игра вступает как деятельность, имеющая ближайшее отношение к потребностной сфере ребенка. Так возникает осознание своего ограниченного места в системе отношений взрослых и потребность быть взрослым. Игра представляет собой первую доступную для дошкольника форму деятельности, которая предполагает сознательное воспитание и усовершенствование новых действий. Яркой особенностью игры является то, что заниматься ею побуждает детей интерес не к результату, а к процессу деятельности.
Именно в игре дошкольников устанавливаются сложные взаимоотношения с распределением обязанностей между собой. Таким образом, у детей вырабатывается привычка к совместной деятельности, комфортной работе в коллективе.
Еще одной важной особенностью игры ребенка старшего дошкольного возраста является принятие определенных правил и подчинение им. Правила в дидактических играх четко сформулированы и носят явно выраженный характер.
Методика игровых форм обучения дошкольника нацелена на осознание мотивов своего поведения в игре и в жизни; нацелена на возможность самостоятельно предположить ближайшие результаты своей деятельности.
Конечно, ребенок участвует в игре не для выполнения обучающей задачи, а потому что ему предоставлена возможность выполнить игровые действия, проявить активность, добиться результата, выиграть. Но если ребенок не овладел необходимыми знаниями, умственными операциями, которые определены дидактической задачей, он не сможет добиться результата – выиграть, что побуждает быть внимательным, сравнивать, классифицировать, запоминать, уточнять свои знания.
Таким образом, это непреднамеренное обучение – автодидактизм позволяет дошкольнику комфортно овладевать знаниями, умениями и навыками.
Для детей старшего дошкольного возраста преобладают игровые действия умственного характера, такие как проявление наблюдательности, сравнение, повторить ранее усвоенное, классифицирование предметов и т.д. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным, самостоятельно регулировать свое поведение. Именно педагог делает отбор и продумывает содержание игр, определяя дидактические задачи и взаимодействие с другими формами обучения, например, беседой. Грамотная игровая технология должна быть направлена на развитие познавательной активности ребенка, поощрение самостоятельности, инициативы и применение детьми разных способов решения игровых задач. Воспитатель следит за доброжелательностью участников игр, при помощи словесных пояснений, указаний направляет внимание детей и уточняет их представления о том или ином предмете/действии.
Дети старшего дошкольного возраста уже способны к самостоятельным выводам, заключениям, обобщениям, поэтому задания многих игр предполагают взаимодействие и сотрудничество ребят, совместные обсуждения и предложения от участников игрового процесса, что способствует взаимному обмену опытом, знаниями. Многие игры предполагают взаимный контроль и оценку действий, решений сверстников. Воспитатель может помочь сделать правильный выбор, предупредить или нейтрализовать ссоры. Часто выделяют такие известные организационные формы игровой деятельности как: одиночную, индивидуальную, парную, коллективную, групповую, массовую формы игры. В воспитании и обучении дошкольников большое значение имеют групповые, коллективные игры, так как помимо дидактических функций, параллельно выполняются функции социализации. Часто в группе находятся дети, которые не умеют, не хотят и не любят играть, соответственно познавательная активность у них сильно понижена. Этим детям трудно усваивать программный материал, требующий определенного развития речи и мышления, которые в значительной степени формируются с помощью игры. Задача воспитателя максимально приобщить их к дидактической игровой деятельности, постепенно выправляя их поведение в обучении.
Если коротко охарактеризовать важность игр для обучения в старших группах детского сада, то можно отметить такие аспекты как: выработку у детей умения определять и выделять существенное в окружающем мире; более глубокое осознание явлений действительности; развитие творческого воображения, мышления через игровые реалии; формирование у детей качеств, таких как, умение согласовать свое поведение с задачами группы, подчинять свои действия заданным правилам и т.д. Совершенно ясно, что через игровые формы дети обучаются нравственным нормам и правилам поведения и все это жизненно необходимо растущей и развивающейся личности для последующей учебной и трудовой деятельности.
Именно через игру формируется и углубляется интерес ребенка к профессиям, вырабатывается отношение к труду, воспитывается уважение к культуре малой Родины и страны, развивается понимание системы мира, «обрастает» новыми понятиями мировоззрение. Поэтому так важно не пропустить этот этап в развитии маленького человека и огромная ответственность за развитие психики ребенка и формировании его личности ложиться на воспитателя. Работой педагога становиться не только внедрение дидактических игр в воспитательный процесс, но и грамотное направление этого вида деятельности, правильная подача материала, собственная заинтересованность в результатах этой работы.
Литература
1. Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду //Умственное воспитание дошкольника /Под редакцией. Н.Н. Поддьякова. – М., 1972. – 126 с.
2. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 1992. – 150 с.
3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1990. – 280 с.
4. Гришина Г.Н. Любимые детские игры. – М., 1997. – 205 с.
5. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии. – М., 1996. – 286 с.
Рекомендуем посмотреть:
Математическая игра с палочками Кюизенера для детей 5-6 лет
Работа со слабо успевающими детьми 6-7 лет
Игровое пособие по пожарной безопасности для детского сада. Старшая группа
Развитие речи дошкольников 5-6 лет через игровую деятельность
Похожие статьи:
Игра «Капуста» для детей старшей группы
Игры весной для детей старшей группы в детском саду
Игры на развитие мелкой моторики для детей 5-6 лет в детском саду
Игры на развитие логического мышления для детей 5-6 лет в детском саду
Игры на обучение грамоте для детей 5-6 лет в детском саду