Конспект фронтальной коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях группы компенсирующей направленности
Автор: Юрьева Юлия Николаевна, учитель-логопед первой квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №68 «Яблонька», г. Тамбов.
Данный конспект может быть использован учителями-логопедами, воспитателями групп компенсирующей направленности в работе с детьми 5-6 лет с ФФНР по обучению грамоте. А также его можно взять за основу для создания конспекта НОД педагогам ДОУ, которых заинтересует развивающая технология В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».
Тема: «Как веселый Ырлекин звук [Ы] нам подарил»
Цель: познакомить детей со звуком [ы].
Задачи:
- Научить детей четко произносить звук [ы];
- Научить детей дифференцировать звук [ы] на слух и в произношении из ряда гласных;
- Развивать у детей фонематические представления;
- Познакомить с характеристикой звука и графическим изображением соответствующей буквы.
- Учить образовывать мн.ч. существительных с окончанием -ы-.
Оборудование: зеркала, предметные картинки, коврограф «Ларчик» В.В. Воскобовича.
ХОД КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
1.Оргомомент (проведение дыхательной гимнастики).
2.Постановка цели:
- Ребята, сегодня к нам в гости пришел наш друг, шут-акробат – веселый Ырликин из Буквоцирка, и принес с собой в подарок новый волшебный звук.
- А вот, что это за звук, мы должны с вами догадаться, разгадав загадки Ырликина. Слушайте внимательно:
-
Что за гласная такая,
Не простая, а двойная,
И поклясться я готов -
Нет ее в начале слов!
- Я не знаю, в чём секрет,
Слов на этот звук - нет,
Только звуки все важнЫ,
МЫ запомним звук ... (ответы детей – «Звук [ы]»).
3.Артикуляция звука [ы]:
- Губы свободно раскрыты в «улыбке». Расстояние между резцами почти такое же, как при звуке [и]. Кончик языка значительно оттянут назад, а весь язык, особенно его задняя часть, поднят к нёбу (но не касается его). Преград при произнесении звука нет.
(дети четко произносят звук [ы], пользуясь зеркалами, рассматривают артикуляцию звука).
(вывешивается графическое изображение артикуляции звука).
4.Характеристика звука:
- Звук [ы] – гласный, обозначается красным цветом, мы можем его петь и растягивать. Живет звук [ы] в красном домике.
5.Речевая зарядка:
-Давайте споем песенку гудка парохода:
ы-ы-ы-ы-ы.
6.Физкультминутка
Звук [Ы]
Возле липы у реки
Плели зайцы лапотки, 1
Лыко драли сами
Зайцы коготками.
Есть у зайчиков сноровка –
Вышла каждому обновка. 2
Лапотки надели –
Прыгать захотели.
Прыг-прыг, прыг да скок,
Мимо шел голодный волк. 3
Как завыл он: «ы-ы-ы» –
Зайцы прыгнули в кусты,
Сели под кусточком 4
В новых лапоточках.
Движения
1.И.п. – руки на поясе, ноги на ширине плеч. Повороты туловища в стороны.
2.Наклоны в стороны и скользящие движения руками вдоль туловища.
3.И.п. – о.с. Прыжки на месте – руки перед грудью (как зайчики), ходьба на месте (имитация движения волка).
4.Присесть, закрыть голову руками.
7.Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [ы]»:
-
[Ы] - [А] - [И] - [У] - [Ы] - [Ы] - [У] - [А] - [Ы] - [У] - [Ы].
8.Игра «Эхо»:
- Ребята, я вместе с Ырликином буду произносить слоговые ряды, а вы внимательно их за нами повторяйте:
ТЫ-ВЫ-МЫ, АЫ-ВЫ-ТЫ, НЫ-ВЫ-МЫ, ТЫ-ТА-ТО, ВЫ-МА-НО
9.Игра «Кто самый внимательный»:
- Положите столько фишек красного цвета, сколько звуков вы слышите:
Ы…, Ы – Ы…, Ы – Ы – Ы…, Ы.
10.Игра «Перекодируй звук [ы] в печатную букву ы»
- Ребята, давайте с вами попытаемся изобразить из волшебных шнурков, букву, которой графически обозначается звук [ы].
- А шнурки какого цвета, и почему, мы будем с вами использовать во время выполнения этого задания?
(ответы детей – «Шнурки красного цвета», потому что звук [ы] - гласный).
11.Игра «Помоги Ырликину сделать из одного предмета – много»:
- Ребята, мы с Ырликином будем называть вам один предмет, а вы нам – много. А потом вы должны найти соответствующие предметные картинки на столе и прикрепить их на коврограф.
- коса – кос
ы
- цветок – цвет
ы
- птенец – птенц
ы
- павлин – павлин
ы
- мыльница – мыльниц
ы
- птица – птиц
ы
- альбом – альбом
ы
- гусеница – гусениц
ы.
- А также запомним и прикрепим на коврограф предметные картинки, которые употребляются только во множественном числе – щипцы, весы.
12.Подведение итогов:
- С каким звуком мы сегодня познакомились?
- Что мы узнали о нем? Какой он?
- Что мы можем с ним делать? В каком домике живет? Кто нам его принес и подарил?
(ответы детей).
- Что вам больше всего понравилось на нашем занятии
(опрос детей поименно).
(В конце НОД дети получают красные звездочки из картона – поощрения за активную деятельность).
Рекомендуем посмотреть:
Конспект индивидуальной НОД с воспитанником 5-6 лет по коррекции звукопроизношения
Конспект НОД в старшей логопедической группе
Конспект занятия в старшей логопедической группе
Конспект индивидуального коррекционно - развивающего логопедического занятия. Старшая группа
Похожие статьи:
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С - Ш»
Конспект подгрупповой НОД по устранению нарушений в звукопроизношении у детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи
Конспект НОД в старшей логопедической группе на тему «Казаки и их традиции»
Логоритмическое занятие для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по теме: «Какой бывает транспорт?»