Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

НОД в старшей группе. Экскурсия в музей народной игрушки

НОД в старшей группе
Конспект занятия в старшей группе: Экскурсия в музей «Русской народной игрушки»
Цель: Формировать у детей «образ музея», как храма искусства, в котором хранятся художественные коллекции. Уточнить и расширить представление детей о русских народных игрушках, формирование знаний о народном творчестве.
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить с популярной русской народной деревянной игрушкой – матрешка
• Познакомить с историей Богородского промысла
• Закреплять знания детей о дымковских игрушках
Воспитательные:
• Продолжать воспитывать детей на русских народных традициях, углублять их знания о народном творчестве
Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров.
Материалы для занятия
• Выставка игрушек – дымковских, филимоновских, богородских; матрешек – сергиево-посадских, полхов – майдановских, семеновских. (картинки использованные в конспекте взяты из интернета, к сожалению нет фото с занятия)
Предварительная работа: беседы, рассматривание русских народных игрушек, разучивание подвижных игр.
Словарная работа: матрешка, народный промысел, филимоновские игрушки, богородские игрушки, орнамент.
Ход занятия
-Сегодня я приглашаю вас совершить виртуальную экскурсию в музей «Русской народной игрушки»,
-кто знает, что такое музей? (ответы детей)
Музей – это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.
-скажите, люди, каких профессий работают в музее? (ответе детей)
-в музее трудится очень много людей. Давайте их перечислим.

Экскурсовод – это тот, кто проводит экскурсии.
Научный сотрудник - собирает материал по выставке ( в архиве, библиотеке, в интернете, документах)
Смотритель – смотрит за порядком и поведением, проверяет билеты у посетителей.
Реставратор – человек, который ремонтирует изделия старины.
-но, прежде чем мы начнем нашу экскурсию, надо решить, кто будем экскурсоводом.
-Ребята, а вы мне разрешите быть экскурсоводом? Тогда начнем нашу экскурсию.
-Только сначала давайте вспомним правила поведения в музее.
Правила: Не кричать и не шуметь, не трогать экспонаты руками.
Не перебивать экскурсовода, вопросы задавать с поднятой рукой. По залам музея следует передвигаться бесшумно. Громко разговаривать недопустимо. В конце мероприятия необходимо поблагодарить экскурсовода за экскурсию.
-ну, вот правила, мы повторили, теперь можно начать экскурсию.
Дети останавливаются около выставки игрушек.
Воспитатель-экскурсовод: Здравствуйте, ребята. Как я рада, что вы ко мне в гости зашли. Знаю я великое множество сказок и могу вам рассказать. Только сегодня я хочу вам сказки не рассказать, а показать. Вот здесь они у меня все и стоят.
Дети рассматривают игрушки. Воспитатель обращает внимание детей на дымковские игрушки

Вот здесь живут сказки из Дымково.
Рассказ воспитателя-экскурсовода: «Дымковская игрушка – самая известная глиняная игрушка. Родом она из Дымковской слободы под Вяткой – ныне в городе Кирове. Технология изготовления этих глиняных сувениров зародилась в Вятской губернии (сейчас Кировская область), в гончарной слободе под названием Дымково, порядка 400 лет назад. Лепили игрушки из красной глины, затем просушивали (в течение 20-25 дней), а после в печи обжигали. Готовые фигурки покрывали мелом, разведенным коровьим молоком, расписывали яичными красками, дополняли ромбиками из потали (имитация золота). Традиционные цвета: ярко-красный, желтый, синий, зеленый. Рисунок - геометрический (круги, ромбы, полоски, клетки) с добавлением цветочных мотивов. Чтобы цвета были ярче, разрисованную игрушку смазывали взбитым яйцом.
Самыми популярными были - козлик, петух, баран, баба в ярком сарафане, женщины и животные . Позже сюжеты расширились, появились мужские фигурки и детские, карусели и целые скульптурные группы. Технология изготовления передавалась по наследству. Поначалу промысел этот был семейным делом, а позже им стали заниматься исключительно женщины».
Воспитатель: Кого вы узнали? Здесь и барышня-водоноска, и олень золотые рога, и петушок-золотой гребешок. Вот их сколько, и про каждого сказочка своя есть.
Дети рассматривают дымковские игрушки, и переходят к следующему столу.

Воспитатель-экскурсовод: «А рядышком поселились филимоновские игрушки – тоже яркие, веселые, добрые и шумные. Уж как они свистеть-свиристеть умеют! А вы спросите, зачем эти игрушки? Да видно, такая уж душа у нашего народа, что не только работать он горазд, а и веселиться умеет. А что за веселье без игрушек, без забав?
Филимоновская игрушка — старейший народный художественный промысел России. Ро¬дина промысла - деревня Филимоново. Лепить игрушки считалось делом легким, занимались им женщины, а обучать начинали девочек уже с семи лет. Для игрушки использовали нежирную, но пластичную глину «синику», которая после обжига приобретала белый цвет. Все игрушки можно разделить на несколько групп:
люди – солдат, барыня, гармонист, мальчик на петухе, всадник, солдат с гусем.
животные – олень, корова, конь, баран, козел, собака, кот, лиса.
птицы - петух, наседка, павлин, утка.
многофигурные композиции – чаепитие, тройка, карусель, древо, на лавочке. (Рассказ сопровождается показом игрушек, картинок с изображением русских народных игрушек)
Русский народ богат любовью своей – к родной земле, к детям своим. Вот для них, для детишек, и придумывали народные мастера всякие игрушки да забавы. И делали их из разных материалов: и из глины, и из дерева, и из ткани женщины куколок мастерили для своих доченек, и из соломы игрушки делали. Больше всего любили делать забавные фигурки животных и птиц .
А вот на этом столе собрались игрушки из села Богородское московской области.

А вот эти игрушки сделаны из липы. Берет мастер липовую чурку, приглядывается к ней внимательно, словно прикидывает что-то. А потом вырезает острым ножом круглые ушки и короткий нос, в середине – мохнатый живот, внизу – толстые медвежьи лапы. И вот уже готов Михаил Потапыч – людям на забаву. Медведей особенно любят делать богородские мастера. И каких только медведей у них нет – вот мишка медом лакомиться, вот дрова рубит. А здесь, посмотрите-ка, мужик и медведь делят вершки и корешки. Помните эту сказку? А вот тут мишка с мужиком вместе дрова пилят.
Такую хитрость придумали богородские мастера, что игрушки их двигаться умеют: потянешь за две планочки – и вот уже медведь дрова рубит. А на этой дощечке куры быстро-быстро зерно клюют. А здесь медведь с мужиком в кузнице работают, молотами стучат. Чудные игрушки, правда? Много радости они людям приносят, и те большое спасибо мастерам богородским говорят.
Дальше дети подходят к столу накрытым платком.
Воспитатель: А что здесь под платком накрыто вы узнаете, если отгадаете загадку?
Словно репка, она крутобока,
А под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой черных смородинок-глаз.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская… .(матрешка)
Воспитатель открывает платок. Под платком стоят матрешки
Воспитатель: Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки. Вот еще, какая загадка про матрешек есть, послушайте.
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они живут друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Воспитатель: Вот сколько есть интересных игрушек. Но сначала давайте отдохнем, прежде, чем познакомимся этими игрушками.
Физминутка:
«Матрешечка-Матрешка»
Ну, ребятки не зевайте
А в кружочек все вставайте.
Хотите поиграть немножно?
Нарядитесь, тогда матрешкой.
Из детей выбирают 3-х матрешек. Им на голову завязывают платочки. Они приседают в центре круга, который образуют другие дети. Дети идут по кругу и поют песню «Матрешка» на мотив русской народной песни «Колпачок»:
Ах, матрешечка, матрешка
Аленький платочек
Сарафан в цветочек.
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили.
На ноги поставили
Танцевать заставили.
Танцуй сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь
После игры дети садятся на стульчики. Воспитатель продолжает рассказ о матрешках, сопровождая показом матрешек.

Воспитатель: Фигурки матрешки вырезана из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна фигурка, и так до 10-12 куколок. Вначале делается самая маленькая, неразъемная фигурка. Затем фигурки обрабатываются шкуркой и расписывают, иногда покрывают лаком.
Наиболее известны Семеновские и Загорские матрешки, а также Полхов-Майданские. Все они отличаются элементами росписи, но каждая была одета в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник.
Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах на столе у нас живут,
Всех матрешками зовут!
Кукла первая толста, а внутри она пуста.
Разнимается она на две половинки,
В ней живет еще одна кукла в серединке.
Эту куколку открой – будет третья во второй!
Половинку отвинти плотную, притертую –
И сумеешь ты найти куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри, кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая куколка пузатая.
А внутри пустая, в ней куколка шестая.
А в шестой – седьмая, а седьмой – восьмая.
Это куколка меньше всех, чуть побольше, чем орех.
Вот поставленные в ряд сестры – куколки стоят.
– Сколько вас? – у них мы спросим.
И ответят куклы – восемь!
Воспитатель: Кажется, что матрешка пришла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности. На самом деле ей всего немногим больше ста лет. Много есть версий, как и когда то она родилась. Но доподлинно известно, что ее прообразом послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. Эти яйца были полыми внутри, в большое вкладывалось малое. Отсюда и пошла матрешка – присмотритесь, даже ее форма в чем-то напоминает яйцо.

Воспитатель: Ну что, понравились вам в нашем музее игрушки? А что вам особенно понравилось и запомнилось, вы можете нарисовать. Спасибо за внимание.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект открытого урока по предмету «Партерная гимнастика» для детей 5-6 лет Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Конспект занятия в старшей группе детского сада

Похожие статьи:

Занятие в старшей группе. Тема: «Настроения и чувства»

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в старшей группе по ФГОС. Тема: «Родственники»

Конспект занятия по трудовому воспитанию по ФГОС в старшей группе

Конспект занятия в старшей группе на тему «История развития человека»

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию для детей старшей группы. Подворье

Занятия со старшими дошкольниками 5 - 7 лет. Коллаж-поздравление к 23 февраля | Занятие по ИЗО в средней группе. Зимний пейзаж
Опубликовано: 3610 дней назад (3 января 2015)
Просмотров: 11067
+14
Голосов: 14
Елена Викторовна Масалова # 4 января 2015 в 09:07 +3
Наталья! В целом занятие мне понравилось. Интересна форма проведения - интерактивная экскурсия. Закрепили ранее изученные виды игрушек. Презентация, судя по фото яркая и запоминающаяся. Но вы немного не правильно оформили свою работу, не выделили автора конспекта, не определили назначение работы. Ставя перед собой задачи забыли о развивающий. В самом занятии давая понятие "музей" слишком много непонятных слов, требующих объяснения. В остальном язык экскурсовода был простым и доступным. Примите мой голос с пожеланиями удачи.
Наталья Зюркалова # 4 января 2015 в 09:49 +3
спасибо за первый комментарий, Елена! zst
Светлана Олеговна Часовских # 4 января 2015 в 16:31 +2
Замечательная экскурсия!Очень познавательная,много интересной информации. Беру себе на заметку.Вам мой голос.
Наталья Зюркалова # 4 января 2015 в 22:24 +3
Спасибо, Светлана!
Иванова Ирина # 4 января 2015 в 17:00 +2
В наше время очень мало уделяют истории, тем более как создавались игрушки.Очень познавательно, доступно и интересно. Вам мой голос!
Наталья Зюркалова # 4 января 2015 в 22:24 +2
Спасибо Ирина!
Наталья Сергеевна Катаева # 4 января 2015 в 20:34 +3
Наталья! Очень познавательное интересное мероприятие! Вы не просто познакомили с историей, рассказали о многообразном мире игрушек, но и воспитывали уважительное отношение к труду народных умельцев. В Вашей работе используется многообразие методов: беседа, словарная работа, подвижные игры! Удачи в дальнейшем творчестве!
Наталья Зюркалова # 4 января 2015 в 22:24 +3
спасибо за комментарий, Наталья.
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 5 января 2015 в 18:58 +3
Наталья, мне очень понравилось у вас в гостях, мероприятие интересное, фотоматериал заслуживает отдельных слов восхищения. Похвально, что вы знакомите детей с популярной русской народной деревянной игрушкой – матрешкой, а также с историей Богородского промысла. Солидарна с пожеланиями коллег по поводу оформления публикации, уверена, что всё на будущее учтёте. Желаю вам успехов и поздравляю с наступающим Рождеством! Примите мой голос!
С уважением, Т.Н.
Наталья Зюркалова # 7 января 2015 в 20:22 +2
спасибо за комментарий, Татьяна.
Надежда Леонидовна Макарова # 10 января 2015 в 16:16 +4
Наталья. добрый день! С удовльствием посетила музей "Русской народной игрушки". Молодец, что Вы знакомите детей с народным творчеством, обогащаете их знания и опыт, а также активизируете словарь детей и объясняте значение слов: экскурсовод. смотритель, реставратор; знакомите с правилами поведения в музее. Голос!
Наталья Зюркалова # 18 января 2015 в 11:24 +1
Спасибо Надежда!
Ольга Третьякова # 25 января 2015 в 16:59 +3
Наталья, очень у вас интересно))) Я в свое время делала в группе музей народной игрушки))) Ваше занятие мне бы очень подошло как вступительная беседа для других деток, которые посещали наш мини - музей))
Наталья Зюркалова # 25 января 2015 в 20:31 +1
Спасибо!
Светлана Григорьевна Милюхина # 17 февраля 2015 в 13:17 +1
очень интересная экскурсия.Вы знакомите детей с народным творчеством, обогащаете их знания и опыт, а также активизируете словарь детей и объясняете значение непонятных слов.спасибо!
Ирина Ивановна Гончарова # 25 октября 2015 в 16:06 0
Здравствуйте, Наталья! Ваша экскурсия по музею мне понравилась. Вы уделяете в своей работе большое внимание народным промыслам. А это, в свою очередь, расширяет кругозор детей, обогащает их словарный запас, формирует эстетическое восприятие. Примите голос.