Формирование орфографической компетенции на уроках русского языка в начальной школе
Опыт работы учителя начальной школы. Формирование орфографической компетенции на уроках русского языка
Данная работа будет полезна для учителей начальных классов, особенно для начинающих. Описанный приём по развитию орфографической зоркости я использую почти 30 лет и всем рекомендую. Цель работы: обосновать эффективные способы
формирования орфографической компетенции на уроках русского языка Задачи:
1. Сформировать совокупность упражнений,
способствующих развитию орфографической компетенции.
2. Провести экспериментальную работу по проверке сформированности орфографической компетентности
Повышение орфографической грамотности учащихся остается одной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в начальной школе. Поэтому перед учителем начальных классов, стоит серьезная задача—научить детей видеть свои ошибки, добиваться самостоятельного орфографического мышления - а это и есть одно из требований к освоению результатов УУД (ФГОС).
Практика показывает, что нередко младшие школьники очень хорошо воспроизводят формулировку того или иного орфографического правила, но не понимают его и не пользуются им при письме, так как отсутствует одно из важнейших условий его применения, то есть отсутствует умение видеть (находить) орфограмму. Поэтому работу по нахождению орфограмм, то есть учить школьников отличать «ошибкоопасное место» при письме от «безопасного», я начинаю в период обучения грамоте, чтобы заложить основы умения обнаруживать орфограммы до начала изучения орфографических правил.
Так в период обучения грамоте учащиеся выясняют, что безударный гласный звук, например, [а] в слове сосна обозначается буквой «о», в слове насос – буквой «а», то есть разными буквами. В результате на доске появляется схема:
Вывод, который сделали учащиеся, звучит так: «Звук один, а на письменную работу за себя посылает две буквы: то «А», то «О»; а значит доверять такому звуку нельзя. Если слышишь безударный гласный звук, то нельзя сразу написать букву, так как есть выбор букв». Аналогичную работу провожу при знакомстве с различными орфограммами (сомнительный согласный, непроизносимый согласный, удвоенные согласные и другие). По мере знакомства и изучения орфограмм дети получают вот такую памятку с целой системой сигналов: Памятка системы сигналов по обозначению орфограмм
L- большая буква
• - безударная гласная
•• - сомнительная согласная
~ - удвоенная согласная
V – непроизносимая согласная
= - мягкий знак
- твердый знак
-гласные после шипящих
¬ - приставка
^ - суффикс
- окончание
Находя орфограммы, отмечаем их и с помощью правила ведем доказательства:
«Если буква гласная вызвала сомнение, ты её немедленно ставь под ударение!»
«Парный сразу проверяй, рядом гласный подставляй».
Примерно это выглядит так:
Скачать Формирование орфографической компетенции на уроках русского языка
Большое спасибо за приглашение. Очень интересная и полезная публикация. Сразу вспомнила, как выполняла домашнее задание по русскому языку с сыном. Мой ребёнок учится по программе "Гармония", именно так распознаёт "опасные" места при письме, и если сомневается в написании той или иной буквы, ставит "окошко". И действительно на уроке, формируя орфографическую зоркость, уходит много времени, но в дальнейшем это отличный результат, при проверке знаний русского языка у ученика.Успехов Вам в работе!
Здравствуйте. Огромное спасибо за ссылку. Какая же вы умница! Обычно требуешь периодически выделять орфограммы,получается очень много обозначений. А тут все зашифровано . Да так коротко и ясно, что нет слов! Уже скачала ваш материал и непременно воспользуюсь. Правда, сначала самой надо привыкнуть . Вы просто УМНИЦА!!! Примите мой голос.
Здравствуйте, Валентина Андреевна! Проблема формирования орфографической компетенции на уроках русского языка одна из острых для меня в моей работе. Из года в год с приходом новых ребят в основную школу придумывают что-то новое! Теперь попробую Вашу методику!!! Огромное спасибо!!!