Конспект НОД по математике в старшей группе ДОУ
Программное содержание:
- сформировать представление о таблице, строке и столбце, первичный опыт определения и выражения в речи, места фигуры в таблице;
- тренировать счётные умения, умение определять и называть форму, цвет и размер плоских геометрических фигур, пользоваться пространственными отношениями «слева»- «справа», «вверху»- «внизу»;
- сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля;
- тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, классификацию, синтез, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, творческие способности.
Материалы к НОД:
Раздаточный: таблицы; геометрические фигуры: по3 круга, квадрата и треугольника одного размера трёх цветов- красного, жёлтого и зелёного; на группу из 10 человек по 5 одинаковых карточек с ритмичным узором двух видов
На каждую пару детей по 10 квадратов двух цветов.
Ход:
1.Вводная часть.
Игра - приветствие.
Встаньте рядышком друг с другом,
Словно месяц, - полукругом.
Ребята, отгадайте загадку,
Но ответ не говорите, а его мне покажите.
Есть у радости подруга,
В виде полукруга.
На лице она живёт,
То куда-то вдруг уйдёт,
То внезапно возвратится.
Грусть тоска её боится.
Что это?
(улыбка) слайд
Улыбнёмся друг другу.
Введение в игровую ситуацию.
Звучит фонограмма «Новоселье»
-Ребята, случалось ли вам переезжать на новое место жительства?
Переезд - дело не только радостное, но и хлопотное.
Жители страны геометрических фигур получили квартиры в новом доме, и они не могут самостоятельно вселиться в новый дом.
-Хотите ли помочь жителям геометрической страны?
-Сможете это сделать?
2.Актуализация знаний
Игра «Дом».
(перед детьми находится таблица и геометрические фигуры одного размера 3 цветов)
-Ребята, это дом. Дом пока не достроен. Чердак
(воспитатель показывает на полоску, закрывающую первую строку) и подсобное помещение
( полоска, закрывающая первый столбик) пока заколочены.
-Сколько в доме этажей?
(Три)
-Покажите верхний, средний и нижний этаж.
(Дети проводят пальцем по каждой строке)
-Сколько на каждом этаже квартир?
(три). Квартиры, расположенные друг под другом,- это подъезд. Первый подъезд расположен рядом с заколоченным подсобным помещением.
-Покажите все квартиры, расположенные в первом
(втором, третьем) подъезде.
(Дети проводят пальцем по каждому столбцу).
3.Затруднение в игровой ситуации.
Перед домом собрались новые жильцы. Каждый житель получил отдельную квартиру. Заселите новоселов по квартирам.
(Дети раскладывают фигуры в свободные клетки кто как захочет)
-Новые жильцы разложили вещи, и вышли погулять по своему району, посмотреть, где находиться магазин, почта, детский сад. (
Дети сдвигают фигуры с таблицы и перемешивают их)
-Пора возвращаться домой. Каждая фигура должна оказаться именно в той квартире, в которую вселилась вначале.
-Смогли вы помочь жителям найти свои квартиры?
(Нет)
-Почему не смогли?
(Потому что не запомнили, где кто поселился)
-Значит, что нам надо сделать?
(Так расселить жителей, чтобы запомнить, кто где живёт)
Пальчиковая гимнастика «Строители».
Мы строители, мы строим, Ребенок стучит кулачком о кулачок.
Много мы домов построим, Загибает по очереди пальцы на обеих руках.
Много крыш и потолков,
Много окон, стен, полов,
Много комнат и дверей,
Лифтов, лестниц, этажей.
Будет у жильцов веселье – Произносит слова веселым голосом. В новом доме новоселье! Произносит громко слово «новоселье», поднимая руки вверх.
4. Открытие нового знания.
-Попробуем придумать. Предложите, как можно расселить жителей, чтобы каждый мог без труда найти свою квартиру.
-Молодцы! Теперь внимательно посмотрим, чем отличаются жильцы нового дома?
(Цветом и формой).
-По какому признаку можно разделить всех жителей?
(Жителей можно разделить по цвету и по форме)
-Разделите их на группы по цвету.
(Дети образуют группы красных, жёлтых и зелёных фигур)
-Куда вы поселите красные фигуры?
-Предлагаю вам заселить красные фигуры на верхнем «этаже».
(Аналогично раскладываются жёлтые и зелёные фигуры)
-Как теперь можно сказать, где живут красные, жёлтые и зелёные фигуры.
(Они живут на верхнем, среднем, нижнем этаже.)
Ребята, предлагаю вам сдвинуть полоску и открыть подсобное помещение. Как вы думаете, о чём говорит красное, жёлтое и зелёное пятно, стоящее в начале этажа?
(Оно говорит о том, что на верхнем этаже должны жить только красные фигуры, на среднем - жёлтые, а на нижнем- зелёные фигуры.)
- А сейчас откройте чердак. О чём говорят фигуры, нарисованные наверху?
(В квартирах друг под другом, то есть в одном подъезде живут одинаковые по форме фигуры).
(Дети раскладывают фигуры по столбцам самостоятельно.)
-Ребята, такой дом называется таблицей, этажи называются строками
(первая, вторая, третья), а подъезды - столбцами
(первый, второй, третий).
-На какой строке расположены красные, жёлтые и зелёные фигуры?
(на первой, второй, третьей строке)
-В каком столбце расположены круги, квадраты, треугольники?
( В первом, втором, третьем столбце.)
-Смогли вы придумать, как расселить жителей?
(да)
-Молодцы! Таблица помогает нам расположить предметы в определённом порядке.
5.Включение нового знания в систему знаний ребёнка.
-Ребята, как вы думаете, какие чувства испытывают люди, которые вселились в новый дом?
-Предлагаю вам вместе с жителями отпраздновать новоселье.
(Включается музыка, под которую дети танцуют).
На радостное новоселье приглашены, послушайте кто?
Что вы слышите
(пение птиц).
Рефлексия: У вас на столах лежат раскраска с изображением птицы, если вы считаете, что активно и правильно расселили жильцов, то раскрасьте грудку птицы красным карандашом, а если вы допускали ошибки, то жёлтым карандашом.
Игра «Бабушка». слайд
- В гости к внуку приехала бабушка. В каком доме живёт её внук - она помнит, а этаж и квартиру забыла.
-Где живёт её внук красный круг?
(На первой строке, в первом столбце.)
-А где живёт внук зелёный треугольник?
(На третьей строке, в третьем столбце) и т.д.
Рефлексия:- Не будем забывать о нашей птице в раскраске.
Ребята, если вы справились с заданием, раскрасьте клюв и хвост птицы, крылышко чёрным карандашом, если есть ошибки, синим.
Игра «Деление на пары».
-Ребята, после въезда в новую квартиру люди иногда делают ремонт по-своему вкусу. Жителям геометрических фигур понадобилось выложить плиткой пол в ванной комнате. Хотите научиться этому? Я предлагаю вам поработать бригадой по 2 человека
(другими словами – в паре). Для того, чтобы организовать бригаду, выберите себе карточку, на которой изображён определённый рисунок, и найдите человека, у которого рисунок точно такой же.
-Сколько у нас бригад получилось?
Игра «Ремонт».
- Ребята, перед вами карточки, на которых в определенной последовательности задан узор двух цветов. Ваша задача - выложить пол в ванной комнате по такому образцу
(карточки) и один узор на двоих. Ни одной плитки остаться не должно.
(самостоятельная деятельность детей)
- Сколько жёлтых
(зелёных) плиток вам понадобилось?
Где еще применяются квадраты?
-Обращаю ваше внимание на птицу в раскраске, если вы задание выполнили без ошибок, то раскрасьте всё остальное у птички серым цветом, если вы допустили ошибку, то зелёным.
Кто все задания выполнил правильно, то у него получилась птица –
(ответ)
Включается фрагмент фильма про снегиря.
Хотите ли вы расселить своих птиц, поместив их, на веточку рябины.
-Кому и чем смогли помочь?
- Вам удалось сегодня помочь жителям расселиться по своим квартирам. Бабушке найти своего внука, потому что вы научились пользоваться таблицами, а сделать качественно ремонт вам помогло умение договариваться.
Концовка-перспектива на следующее НОД. У педагога на столе схемы анализа «Зимующие птицы» для НОД по развитию речи.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений в старшей группе
Конспект развлечения по математике для детского сада. Старшая - подготовительная группа
Конспект занятия по математике в старшей группе на тему: Зима
Методическое пособие по РЭМП для детей старшего дошкольного возраста
Похожие статьи:
Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада на тему: Загадки
Конспект НОД по математике в детском саду в старшей группе на тему «Вершина, угол, сторона геометрической фигуры»
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе ДОУ. Тема: «Состав числа из единиц (число 7)»
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе. Счет в пределах 7
Конспект занятия по математике «Цифра 6». Старшая группа