Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Педагогический проект учителя химии

Педагогический проект по химии «Создание ситуации успеха на уроках химии средствами современных педагогических технологий»
Автор: Басова Ольга Ивановна, учитель химии
Актуальность проекта:
- Основная идея обновления современной школы состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.
- Чем настоятельнее потребность общества в повышении уровня знаний граждан, тем острее необходимость в изучении сущности ситуации успеха и педагогических основ ее создания.
- Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
Новизна проекта:
- изучение теоретических основ создания ситуации успеха в учебной деятельности школьников как средства повышения мотивации к учению;
- классификации и описании практического инструментария, который может использоваться учителем для создания ситуации успеха.
Противоречия:
- между ожиданиями ученического сообщества, индивидуальными возможностями ученика и требованиями учителя;
- между необходимостью выработки единого комплекса методов, приемов и средств обучения, способствующих созданию ситуации успеха в учебной деятельности обучающихся, и недостаточной целостной разработанностью практического инструментария для создания ситуации успеха как одного из средств повышения мотивации к учению.
Ведущая педагогическая проблема:
Создавать для учащихся такие ситуации, которые способствуют достижению и переживанию успеха, и, как результат, повышению мотивации к учебной деятельности.
Проблема:
Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Почему же он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего?
Гипотеза:
Преодоление трудностей в обучении возможно при создании условий:
- создание ситуации успеха;
- учет индивидуальных особенностей.
Цель проекта заключается в том, чтобы теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность влияния организации ситуации успеха на успешное обучение школьников.
Задачи:
- создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников;
- классификация и описание практического инструментария, который может использоваться учителем для создания ситуации успеха.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап
(сентябрь-ноябрь 2017 года)
1. Изучение психолого – педагогической, методической литературы, ресурсов сети Интернет по проблеме;
2. Диагностика мотивации учащихся к учебной деятельности.
2. Внедренческий этап
(декабрь 2017 – апрель 2018)
1. Изучение возможностей современных образовательных технологий для создания ситуации успеха;
2. Корректировка рабочих программ по химии;
3. Разработка и использование мультимедийных ресурсов и дидактических материалов.
3. Обобщающий этап
(май - июнь 2018)
1. Проведение итоговой диагностики результата повышения мотивации к учебной деятельности;
2. Анализ результативности проекта и обобщение опыта работы по теме проекта.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение интереса к предмету.
2. Снижение психологическое напряжение учащихся на уроках химии.
3. Достижение планируемых результатов обучения и, как следствие, повышение качества знаний по химии.

Подготовительный этап
1. Поставленные задачи определили для меня методическую тему: «Личностно – ориентированный подход в обучении и воспитании как средство развития индивидуальности каждого ребенка». Данная тема четко определяет цель педагогической деятельности учителя: развитие личностной и образовательной компетентности обучающихся, их готовности и способности к непрерывному саморазвитию, самообразованию и самореализации, к творческой, созидательной деятельности и умению адаптироваться к быстро меняющимся социально-экономическим условиям жизни.

На личностно – ориентированном уроке создается та учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуется личностные особенности учащихся. На таком уроке господствует эмоционально положительный настрой учащихся на работу.

Учитель не просто создает благожелательную творческую атмосферу, он признает самобытность и уникальность каждого обучаемого.

В своей работе активно использую три основные технологии ЛОО:
- уровневой дифференциации;
- проектной деятельности;
- информационно-коммуникационные технологии.

2. Диагностика мотивации учащихся к учебной деятельности.
1. Результаты анкетирования «Отношение к предмету».
1 – 5% со страхом
2 – 15% с равнодушием
3 – 22% с радостью
4 - 58% с интересом
2. Результативность обучения (1 триместр 2017-2018 уч. год)
8 класс – 55,5%
9 класс – 50%

Внедренческий этап
Технология уровневой дифференциации
Основные направления реализации индивидуально дифференцированного обучения
- При опросе и актуализации знаний.
Учащиеся с низким уровнем знаний выполняют задания, используя алгоритмы или записи в тетради. Правильность выполнения задания проверяется учащимися с высоким уровнем.
- Учащиеся со средней мотивацией не только выполняют задание, но и объясняют свои действия, отвечают на дополнительные вопросы учителя и учащихся. Их ответы также отслеживаются сильными учащимися.
- Учащиеся с высоким уровнем знаний излагают найденный дополнительный материал и выполняют задание творческого характера.
- При изложении нового материала.
Учащиеся с низким уровнем знаний выполняют при этом простые задания – находят готовую информацию в таблицах, схемах, уравнениях реакций и объясняют её.
- Учащиеся со средним уровнем знаний анализируют, сравнивают и систематизируют полученную информацию.
- Учащимся с высоким уровнем знаний предлагаю самостоятельно находить способ решения поставленной задачи и делать выводы.
- При закреплении изученного материала.
- Учащиеся с низким уровнем мотивации получают задания аналогичные предложенным в тексте.
- Учащиеся со средним уровнем мотивации получают задание на применение имеющихся знаний в новой ситуации.
- Учащиеся с высоким уровнем мотивации выполняют задания творческого характера.
- При определении домашнего задания.
Самое простое задание – репродуктивного характера.
- Более сложное – задание, требующее применения знаний в новой ситуации.
- Наиболее сложные – творческие задания.
- Также при подготовке домашнего задания учащиеся могут использовать дополнительный материал, справочные данные, которые часто находят в Интернете. При объяснении домашнего задания ребята могут демонстрировать эти фрагменты для всего класса.
- При выполнении практических работ.
- Учащиеся, имеющие пробелы в знаниях, выполняют работу по инструктивным карточкам, описывают наблюдения, записывают готовые уравнения реакций.
- Учащиеся, имеющие достаточный уровень химических знаний, выполняют работу, записывают наблюдения, самостоятельно объясняют их, пишут уравнения соответствующих реакций, делают выводы.
- На этапе контроля (при проведении проверочных и контрольных работ).
Предоставляю самостоятельный выбор учениками одного из нескольких предложенных вариантов заданий.
- При индивидуальной работе с учащимися.
Виды заданий Группа учащихся в зависимости от уровня обученности
По сложности С высоким уровнем Со средним уровнем С низким
уровнем
III уровень
Проблемные задания II уровень
Репродуктивные задания I уровень
Выполнение заданий на воспроизведение

Технология проектной деятельности
Основные виды урочных занятий для формирования проектной деятельности
Первый вид - проектный урок, который целиком состоит из работы над проектом. Это специально выделенные учебные часы, которых не может быть много ввиду высокой затратности работы над проектом. Оптимально использовать такие уроки 1-2 раза в год по какой-то определенной теме.
Второй вид - урок, на котором могут использоваться проекты, выполненные отдельными учащимися или группами учащихся во внеурочное время по каким-либо темам предметного (химического) содержания, или межпредметные проекты.
На таких уроках учащиеся презентуют свой проект.

Требования, предъявляемые к проектам
- в проекте должна быть решена какая – либо проблема;
- проводится исследовательская работа;
- проект выполняется самостоятельно учащимися;
- учитель выполняет роль консультанта;
- результаты проекта должны иметь практическую значимость;
- в конце проекта необходимо проанализировать, что получилось, а что нет.

Виды проектов
1. Информационные проекты
2. Творческие и практико-ориентированные проекты
3. Исследовательские проекты

Результаты теста среди учащихся «Для чего я участвую в проектах»
1 – 5% интересуют оценки
2 – 13% другое
3 - 14% увеличивает общение
4 – 31% познавательная значимость
5 – 37% возможность раскрытия способностей

Трудности
- работа над проектом - объемная, кропотливая, особенно, если это - поиск информации, чтение научной литературы, написание рефератов, выполнение исследования;
- необходимо помнить, что проекты должны выполняться учащимися самостоятельно
Применение технологии проектной деятельности позволяет:
- учителю - расширить сферу своих профессиональных знаний и умений, не замыкаться в узкопредметном поле, а выходить на меж- и надпредметное содержание педагогической деятельности, выстраивать индивидуальные траектории образования учащихся и собственного профессионального роста;
- ученикам - почувствовать себя включенными в сообщество взрослых профессионалов.
Информационно-коммуникационные технологии
Уроки с применением информационных технологий отличаются от классической системы обучения. Это отличие состоит в изменении роли учителя: он уже не основной источник знаний, его функции сводятся к консультативно-координирующей. Это происходит благодаря применению современных электронных учебников, мультимедийных приложений, Интернета и новых средств обучения.

Формы использования ИКТ на уроках
1. Использование электронных образовательных ресурсов Интернет-ресурсы.dot.
2. Использование ресурсов сети Интернет
Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, обучающиеся приобретают навыки:
- целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам;
- видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении.
3. Использование мультимедийных презентаций.
Основа урока – это изложение материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами и видеороликами.
В моей методической копилке имеются уроки с использованием ИКТ, презентации по различным темам: «Атомы химических элементов», «Серная кислота», «Литье металлов», «Основания», «Кислоты», «Соли», «Оксиды», «Эти удивительные металлы», «Сурьма, химический элемент», «Галогены» и другие.
4. Использование ИКТ в сочетании с методом проектов.
5. Использование готовых электронных продуктов.
6.Коммуникационные технологии: дистанционные олимпиады, дистанционное обучение.
В своей работе я используются готовые контролирующие программы:
- для фронтального контроля знаний после изучение какого-либо раздела;
- для индивидуального контроля знаний обучающихся;
- для подготовки к ГИА и т.д.

Открытые тестовые системы или оболочки дают возможность педагогу самому составлять новые тесты или изменять существующие.

Последовательность выполнения исследовательского проекта и роль учителя на каждом этапе
На первом этапе происходит определение проблемы – выбор темы исследования, уточнение цели, обсуждение задания.
Второй этап предполагает обсуждение и поиск способов решения проблемы.
Третий этап – поэтапное планирование работы над проектом.
На четвертом этапе обучающиеся проводят исследование, работают с информацией. Учитель советует, консультирует.
Пятый этап предполагает обсуждение промежуточных результатов, полученных в ходе работы над проектом.
На шестом этапе обучающиеся оформляют результаты исследования.
На седьмом этапе обучающиеся публично защищают проект, готовят доклады, презентации, объясняют полученные результаты.
Восьмой этап предполагает оценку и самооценку результатов проведенной работы, рефлексию.

Личностно-ориентированное обучение позволяет:
1. Снять страх
Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.
"Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться". "Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения". "Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили".
2. Авансировать успешный результат
Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.
"У вас обязательно получится".
"Я даже не сомневаюсь в успешном результате".
3. Скрыто инструктировать ребенка в способах и формах совершения деятельности. Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания.
"Возможно, лучше всего начать с....."
"Выполняя работу, не забудьте о....."
4. Вносить мотив.
Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается данная деятельность, кому будет хорошо после выполнения.
"Без твоей помощи твоим товарищам не справиться..."
5. Показать персональную исключительность.
Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.
"Только ты и мог бы...."
"Только тебе я и могу доверить..."
"Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой..."
6. Мобилизовать активность или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных действий.
"Нам уже не терпится начать работу.. ." "Так хочется поскорее увидеть..."
7. Высоко оценивать детали.
Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.
"Тебе особенно удалось то объяснение".
"Больше всего мне в твоей работе понравилось..."
"Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы".

Обобщающий этап
Результативность обучения (май 2018 г.)
8 класс – 66,6%
9 класс – 50%
Результаты анкетирования «Отношение к предмету»
1 - 22% с радостью
2 - 73% с интересом
3 - 0,50% с равнодушием
4 - 0,50% со страхом

Результаты участия учащихся в олимпиадах
Год Наименование мероприятия Уровень Число участников Степень участия
2016-2017 Олимпиада по химии Областной 1 Диплом II степени
Школьный 5 2-е место
2 - 3-х места
2017-2018 Муници
пальный 3 Призер
Школьный 6 1-е место
2 - 2-х места
2 – 3-х места

Обобщение опыта работы
Муниципальный уровень
Семинар МО естественнонаучного цикла
«Создание ситуации успеха на уроках химии средствами современных педагогических технологий»
Педагогическая конференция
Доклад «Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках химии как средство реализации личностно-ориентированного подхода в образовании».
Работа в сетевых сообществах
«Дифференцированный подход в обучении химии»
«Создание здоровьесберегающего пространства на уроках химии»
Программа элективного курса "Химия в повседневной жизни»
Технологическая карта занятия «Общие правила работы в химической лаборатории»

Результативность проекта
- повысился интерес к предмету;
- между учителем и учащимися установились партнерские отношения;
- снизилось психологическое напряжение учащихся на уроках;
- повысилось качество знаний и активность слабоуспевающих учащихся;
- исчез страх перед проверкой знаний.

Перспектива
- Продолжить работу над созданием ситуации успеха в учебной деятельности школьников;
- Успешно подготовить детей к олимпиадам и конкурсам, продолжая формировать навыки работы с информацией для решения различных практических задач;
- Подготовить обучающихся к итоговой аттестации за курс основной школы.

В заключении хочется отметить, ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Если ребенок теряет интерес к учебе, в этом нужно винить не только семью, но и школу, и ее методы обучения.
Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!

Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.
В.А.Сухомлинский
Скачать Педагогический проект по химии «Создание ситуации успеха на уроках химии средствами современных педагогических технологий»
Презентация на тему: Эти удивительные металлы

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие по химии для 8 класса Конспект урока химии 9 класс. Кислородные соединения углерода Кроссворд с ответами по анатомии для учащихся 8 класса Создание авторских учебных пособий по химии

Похожие статьи:

Конспект интегрированного урока по ОБЖ и химии в 11 классе

Методическая разработка урока химии 9 класс

Конспект урока химии для 9 класса

Конспект урока химии для 10 класса по теме «Изучение метанола и этанола»

Практические работы по химии 9 класс

Конспект урока химии с презентацией, 8 класс. Кислоты, их состав и названия | Технологическая карта урока биологии с презентацией, 7 класс. Тема «Соцветия»
Опубликовано: 629 дней назад (3 января 2020)
Просмотров: 1215
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!