Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Сюжетно-ролевые игры для детей старшего дошкольного возраста ДОУ

Методические рекомендации по проведению сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В.А. Сухомлинский.

Игра - является ведущим видом деятельности в дошкольном учреждении. Любимой игрой дошкольников является сюжетно-ролевая игра, в которой отражается содержание окружающего ребенка социального мира, существующих в нем нравственных норм и правил. Во всех возрастных группах созданы условия для развёртывания разнообразных сюжетно-ролевых игр: «Библиотека», «Магазин», «Парикмахерская», «Семья», «Автосервис», «Пароход», «Больница», «Путешествие на автобусе» и многие другие. Дети с удовольствием играют в сюжетные игры, где учатся отражать трудовые действия взрослого, общаться друг с другом.

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.

Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.

Особенностью игровой деятельности детей, является то, что дети воспроизводят те или иные явления, действия, отношения своеобразно. Своеобразие заключается в особенностях восприятия детей, понимание и осмысление ими тех или иных факторов, явлений, наличием или отсутствием опыта и непосредственностью чувств. В игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает, моделирует через призму своего сознания окружающий его мир.

Одной из характерных черт сюжетно-ролевой игры, является самостоятельный характер деятельности детей. Игра - продукт, который создают сами дети. Самостоятельно выбирают тему, время, место, линию ее развития, решают, как станут раскрывать роли и тому подобное. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. Используя воображение и фантазию, ребенок реализует свой замысел, это позволяет ему самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следует за их выполнением, регулируют взаимоотношения.

Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребенок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что, веря в правду игры, создает особую игровую жизнь и искренне радуется или огорчается по ходу игры. В развитии и обогащении игровой деятельности детей, творческого воплощения и отражения факторов и явлений окружающей жизни, огромная роль принадлежит воображению. По средствам воображения создается ситуация игры, образы, осуществляемые в ней, возможность сочетать реальное, обычное с вымышленным. Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием в ней замысла, реализация которого связана с активной работой воображения, с развитием у ребенка способности отображать свои впечатления об окружающем мире.

При разыгрывании роли творчество ребенка принимает характер перевоплощения. Успешность его непосредственно связана с личным опытом играющего, степенью развития его чувств, фантазии, интересов. Дети проявляют большую изобретательность, подбирая игрушки, предметы, необходимые для игры, старшие дошкольники сами мастерят игрушки, помогающие полностью реализовывать замысел, лучше справиться с ролью.

Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.

Таким образом, основой сюжетно-ролевой игры является мнимая, или воображаемая, ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Игра реально вводит ребенка в такой притягательный для него мир взрослых людей, систему отношений, существующую в этом мире.

Предлагаем подборку сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста.
Игра «Детский сад»
Цель:
• Закрепление знаний детей о работе медсестры и врача, прачки, повара, дворника и других работниках детского сада.
• Воспитание интереса и уважения к их труду.
• Развитие у детей чувства благодарности за труд взрослых для них, желания оказать им посильную помощь.
• Развитие умения применять полученные знания в коллективной творческой игре.
Игровой материал: куклы, игрушечная посуда, набор «Доктор», игрушечный телефон, предметы-заместители.
Подготовка к игре: Экскурсия в кабинет врача. Внесение атрибутов для организации игры в «детского врача». Чтение рассказа А. Кардашовой «Наш доктор». Наблюдение труда прачки. Организация труда детей - стирка кукольного белья. Экскурсия на кухню. Занятие «Испечем для себя и малышей булочки». Лепка продуктов для игры в «повара». Беседа «Кто и как работает в нашем детском саду». Рисование на эту тему. Внесение атрибутов для организации коллективной игры в «детский сад».
Игровые роли: врач, медицинская сестра, воспитатель, заведующая, музыкальный работник, няня, повар.
Ход игры.
Перед началом игры воспитатель проводит предварительную работу. Вместе с ребятами посещают медицинский кабинет, кухню, прачечную, зал ритмики, кабинет заведующей и беседуют с медицинской сестрой и врачом, поваром, прачкой, заведующей об их работе.
После этого в группе воспитатель проводит беседу «Кто и как работает в нашем детском саду», обобщает знания, полученные на экскурсии.
Также с детьми можно прочитать рассказу и стихи о детском саде и приготовить необходимые атрибуты к игре: инструменты для доктора, кукольную посуду и т. д.
Далее воспитатель может предложить детям поиграть самостоятельно, если же у детей еще не возникло должного интереса к игре, педагог может выступить в игре как равноправный партнер, выполняя главную или второстепенную роль, косвенно влияя на изменение игровой среды, он может вести коррекцию игровых отношений.
К примеру, он может предложить детям следующие роли: «врач», «медицинская сестра», «воспитатель», «заведующая», «музыкальный работник», «няня», «повар». Когда все роли будут распределены, педагог побуждает детей к игре: «Сейчас нужно провести зарядку с куклами, потом посадить их завтракать». «Няне нужно быстро сходить на кухню и принести завтрак». «После завтрака надо идти на осмотр к врачу».
После завтрака «врач» и «медицинская сестра» внимательно осматривают «детей», каждому дают рекомендации. Один ребенок заболел и «воспитательнице» нужно позвонить по телефону родителям: «Ваша дочка заболела, ее надо забрать из детского сада». После медицинского осмотра «детям» нужно идти на «музыкальное занятие» и т. д.
По ходу игры воспитатель следит за правильным развитием сюжета, сглаживает возникающие конфликты, советует, что можно придумать еще, при желании детей вводит новью роли. Данную сюжетно-ролевую игру можно проводить с детьми утром или вечером.
Игра «Семья»
Цель:
• Побуждение детей творчески воспроизводить в играх быт семьи.
• Совершенствование умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.
• Формирование ценных нравственных чувств (гуманности, любви, сочувствия и др.).
Игровой материал: куклы, игрушечная посуда, мебель, игровые атрибуты (передники, косынки), музыкальные инструменты, предметы-заместители.
Подготовка к игре: Игры-занятия «Как будто дома у нас младенец», «Как будто дома папа и дедушка, а мамы нет дома», «Мамин праздник», «Праздник в семье», «День рождения куклы». Беседы о взаимоотношениях в семье. Совместные игры с детьми подготовительной и младшей групп.
Игровые роли: Дедушка, бабушка, внук, внучка, мама, папа, брат, сестра.
Ход игры .
С целью развития игры воспитатель может сначала побеседовать с детьми на тему «Где работают родители». Раскрыть нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.
Далее педагог побуждает детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Предлагает ребятам соорудить постройку дома по представлению, используя строительный материал. Во время постройки дома учит детей договариваться о совместных действиях, составлять предварительный план конструкции, доводить работу до конца. Затем вносит игрушки (куклы, мебель, посуду и др.), игровые атрибуты (передники, косынки).
После этого педагог совместно с детьми разбирает следующие игровые ситуации: «Когда мамы нет дома», «К нам пришли гости», «Я помогаю маме», «Семейный праздник» и т. д.
Игра «К нам пришли гости» должна научить детей, как правильно приглашать в гости, встречать гостей, вручать подарок, вести себя за столом.
В игре «Я помогаю маме» воспитателю необходимо вносить в нее элементы труда: стирка кукольного белья, починка одежды, ремонт книг, уборка помещения. По ходу игры педагог должен подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать игровую обстановку с помощью разнообразного подсобного материала, использовать собственные самоделки, применять природный материал.
В сюжеты любимых детских игр педагог должен вносить новое содержание. Например, игра «Семейный праздник» предполагает показ в детском саду концерта, используя детские музыкальные инструменты: рояль, металлофон, бубен, трещотки, дудки, треугольники и др. «Члены семьи» исполняют песни и пляски, читают стихи, шутят, загадывают загадки. Эта игра требует предварительной работы, воспитатель заранее совместно с детьми по их желанию может распределить, кто и что будет делать на празднике.
Также педагог может объединять игры, близкие по тематике, создавая возможность длительных коллективных игр, например: «Семья» и «Школа».
Игра «Школа»
Цель:
• Формирование умения творчески развивать сюжет игры.
• Обучение детей справедливо распределять роли в играх.
• Побуждение детей воспроизводить в играх бытовой и общественно полезный труд взрослых.
Игровой материал: куклы, мебель, строительный материал, игровые атрибуты (журнал, тетради, ручки, карандаши), предметы-заместители.
Подготовка к игре: Экскурсия в школу. Беседа с учителем 1-го класса. Чтение произведений Л. Воронковой «Подружки идут в школу» или Э. Мошковской «Мы играем в школу» и др.
Игровые роли: учитель, ученики.

Ход игры .
Перед тем как начать игру, воспитатель организует экскурсию в школу. Там ребята знакомятся с учителями, ребятами-школьниками, беседуют с ними. Также необходимо провести ребят по всей школе: показать классы, столовую, мастерские, раздевалку и т. д. Затем в группе обсудить свои впечатления о школе.
Потом для дальнейшего обогащения знаний о школе воспитатель читает детям произведение Л. Воронковой «Подружки идут в школу» (или Э. Мошковской «Мы играем в школу» и др.). После этого следует беседа о том, что значит быть школьником, кто преподает урок, какие принадлежности есть у школьника, и т. д. Также педагог помогает детям в овладении выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты).
Совместно с детьми педагог может изготовить атрибуты для игры: журнал для учителя, повязки для дежурных и т. д.
В процессе игры при постройке здания школы или класса педагог развивает конструкторское творчество и сообразительность детей, поощряет сооружение взаимосвязанных построек (улица, школа, парк культуры, мост, подземный переход); предлагает использовать в постройках вспомогательный материал (шнуры, колышки, дощечки, шишки, проволоку и др.). Приемы руководства данной игрой различны: исполнение воспитателем роли «учителя», беседы с детьми о том, как они будут играть, совместная постройка школы, класса. Использование таких приемов способствует самостоятельной организации детьми игр, где они действуют в соответствии со своими избирательными интересами (проводят уроки чтения, физкультуры, математики).
Выступая как равноправный партнер, или выполняя главную (второстепенную) роль, педагог должен косвенно влиять на изменение игровой среды, вести коррекцию игровых отношений.
Воспитатель также должен способствовать воспроизведению в играх бытового и общественно полезного труда взрослых. Закреплять знания Правил дорожного движения (дорога из дома в школу и обратно).
Игра «Парикмахерская»
Цель:
• Раскрытие смысла деятельности парикмахера.
• Формирование умения творчески развивать сюжет игры.
• Воспитание уважения к профессии парикмахера.
Игровой материал: самоделки, предметы-заменители, некоторые реальные предметы (простынка, зеркало, кисточка, флаконы, расческа), набор специальных игрушек «Детский парикмахер».
Подготовка к игре: Экскурсия в парикмахерскую. Беседа с работниками парикмахерской. Чтение произведений о работе парикмахера. Изготовление альбома «Модели причесок». Рассматривание иллюстративного материала по теме. Изготовление атрибутов для игры.
Игровые роли: парикмахер (мастер), клиенты, кассир, уборщица.
Ход игры .
Предварительную работу по развитию сюжетно-ролевой игры воспитатель может начать с экскурсии в парикмахерскую. Подойдя к парикмахерской, педагог должен обратить внимание детей на вывеску. В парикмахерской нужно показать ребятам инструменты, которыми работают мастера, познакомить детей с их названиями, назначением, способом действия с ними. При этом воспитателю следует обратить внимание детей на отношения, в которые вступают мастер, кассир, клиенты, уборщица.
В группе педагог систематизирует полученные знания и впечатления посредством беседы и показа иллюстративного материала, изображающего парикмахерскую и работу парикмахера. При этом воспитатель должен ставить детям вопросы так, чтобы они, отвечая на них, могли привлечь и собственный опыт, приобретенный во время экскурсии.
Также воспитатель совместно с детьми и родителями может изготовить альбом «Модели причесок», используя рисунки детей, вырезки из журналов и т. д.
После этого педагог совместно с детьми может изготовить предметы, необходимые для игры в «парикмахерскую»: вырезать из картона по нарисованным контурам расческу, бритву, кисточку, машинку, ножницы, флаконы, пульверизатор, зеркало. Зеркало можно с одной стороны обклеить целлофановой бумагой, а с другой стороны подклеить к нему подставку. К пульверизатору в качестве резиновой трубки приклеить одним концом ленточку, а другой ее конец приклеить к флакону, на котором изображен уровень находящегося в нем одеколона. Ножницы, машинку и бритву делает воспитатель. Каждый из этих предметов состоит из двух частей, скрепленных ниткой, благодаря чему эти части подвижны. Нижнюю часть флаконов для устойчивости отгибают под прямым углом. Когда поделки готовы, педагог должен обыграть их, показать детям способы игрового использования каждой. В процессе изготовления и обыгрывания поделок ребята усваивают их названия.
Обучая детей данной игре, целесообразно придерживаться такой последовательности при введении игровых предметов:
1) самоделки;
2) предметы-заменители (разные детали из строительного набора в условной роли: брусок — в качестве расчески, цилиндры — в качестве флаконов, плоская пластинка, прислоненная к призме, - вместо зеркала, призма - в качестве машинки, узкий брусок - вместо бритвы);
3) некоторые реальные предметы (простынка, зеркало, кисточка, флаконы, расческа);
4) набор специальных игрушек «Детский парикмахер».
Целесообразнее всего вводить в игру самодельные предметы:
• во-первых, ребята при изготовлении этих поделок знакомились и со способом их употребления;
• во-вторых, если дети научатся играть, используя самодельные предметы, для них уже не трудно будет развернуть игру с готовыми игрушками.
• В-третьих, яркие и занятные готовые игрушки с радостью будут приняты детьми после самодельных и условных, тогда как само­дельные предметы, введенные после готовых игрушек, не вызовут интереса, не будут стимулировать детей к обновлению игры.
• В-четвертых, готовые игрушки, введенные в начале обучения игровой теме, могут отвлечь детей от смысла выполняемых игровых действий.
Педагогу не нужно злоупотреблять одновременным введением в игру большого количества реальных предметов. Некоторые из них, например чистую простынку (которой покрывают клиента во время стрижки), педагог может давать всегда, когда бы дети ни играли в «парикмахерскую», другие же, например зеркало, кисточку, расческу, - избирательно.
При первом проведении игры роль парикмахера педагог берет на себя. Он своими действиями, вопросами, репликами направляет ход игры.
Если ребенок не знает, как вести себя во время игры, воспитатель спрашивает у него: «Вам подстричь волосы?», «Ножницами или машинкой?», «Нужно побрызгать одеколоном?» и др. После этого просит клиента нагнуть голову, закрыть глаза и т. д.
Уже на следующий день роль парикмахера педагог может поручить кому-нибудь из детей, а воспитатель, став клиентом, опять руководит игрой.
Со временем должно происходить видоизменение игры за счет замены игровых предметов, которыми дети оперируют. Потом надо помочь детям развить и обогатить замысел и сюжет игры.
Способы выхода из игры.
«Какие все сегодня у нас стали красивые. Славно поработали наши парикмахеры. Но на сегодня рабочий день закончен. Завтра наша парикмахерская вновь откроет для вас свои двери».
Если игра не затухает, а уже по времени ее следует завершить, то предупреждение делается заранее. «Внимание! Парикмахерская обслуживает последнего клиента. Не успевшие сделать себе прическу могут рассмотреть журнал и выбрать ту прическу, которую будут делать завтра». Таким образом, не поигравшие дети еще как бы участвуют в игре и выходят из нее безболезненно.
Воспитатель может выполнить роль директора-проверяющего: «Что-то у вас, Мариночка, шампунь совсем закончился и лака для волос совсем нет. Придется закончить работу. Завтра непременно закупите все новое и лучшее».
Игра «Поликлиника»
Цель:
• учить отбирать необходимые для игры костюмы, атрибуты;
• учить формулировать замысел игры, планировать игру;
• учить действовать с воображаемыми объектами, использовать предметы заместители;
• учить распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли (по-подражанию);
• учить отражать в игре труд взрослых, передавать отношения между людьми.
Игровой материал: куклы, медицинский халат и шапочка, фоноскоп, коробки для таблеток и витамины, игрушечные шприцы и градусники, вата, бинты, шпатели.
Подготовка к игре: Чтение сказки К.И. Чуковского «Айболит», Рассматривание иллюстративного материала по теме. Изготовление атрибутов для игры.
Игровые роли: врач, медсестра, работников регистратуры, больные.
Ход игры
Ребята, недавно мы с вами читали интересную сказку К. И. Чуковского «Айболит». Вспомните, кого лечил доктор? Что болело у зверей? Как их лечил добрый доктор Айболит? Вы хотите поиграть в игру «Доктор»? Вспомните, какие врачи лечат детей. (Под руководством педагога дети рассказывают о работе разных врачей, медсестры, работников регистратуры.) Посмотрите внимательно на игровой уголок: кто у нас будет вместо детей? Правильно, куклы.
Посмотрите, какие они грустные. Наверное, они заболели. Нужно отвести их в поликлинику. Кто будет их родителями? Кто поведет их к врачам, в поликлинику? Кто будет играть роль врачей? Кто будет медсестрой? Кто будет работать в регистратуре? Я буду главным врачом. (Педагог распределяет роли.)
Хорошо. Если там (жест в сторону игрового уголка) у нас - дом для кукол, то где будет поликлиника? Почему вы так думаете? Тут будут работать врачи. Как называется врач, который лечит грипп и простуду? Глазки? Ушки? Зубки? Давайте отберем предметы, принадлежащие людям этих профессий. Вам нужно обустроить медицинские кабинеты. (Дети, играющие роль врачей, надевают белые халаты, берут соответствующие медицинские инструменты, садятся за столы.)
Нужно знать, к какому врачу необходимо обратиться. Спросите, что болит у куклы. (Дети, играющие роль родителей, определяют, к какому врачу они поведут своих детей.)
В поликлинике начинается прием. Пациенты, возьмите карты в регистратуре. Займите очередь к врачу. Прежде, чем войти в кабинет, нужно постучать. Войдя в кабинет, поздоровайтесь и расскажите, что болит у вашей дочки. (Дети с куклами берут в регистратуре карту и идут на прием к врачу.)
Врачи, займите свои рабочие места. Вам нужно внимательно выслушивать пациентов, вежливо отвечать на их вопросы, осматривать, давать рекомендации, выписывать рецепты, больничные листы, направления на анализ крови.
Педагог внимательно наблюдает за игрой. Выполняя роль главного врача, развивает сюжет и следит за соблюдением правил игры в соответствии с принятой ролью, показывает каждому ребенку действия врачей-специалистов.
Поликлиника закрывается: уже поздно. Врачи, снимите халаты и расставьте по местам медицинское оборудование. Родители, возьмите рецепты и зайдите в поликлинику за таблетками и витаминами. Потом нужно отвести детей домой и уложить в кроватки. Вот теперь у нас в группе полный порядок, никто даже не догадается, во что мы играли. Скажите, во что мы играли?
Игра «Зоопарк»
Цель:
• Закрепление и обогащение знаний о животных, об их внешнем виде и о повадках.
• Формирование умения творчески развивать сюжет игры.
• Воспитание доброго отношения к животным.

Игровой материал: самоделки, предметы-заменители, игрушки животных, набор «Зоопарк», куклы, проволока для изготовления клеток, природный материал и др.
Подготовка к игре: Чтение стихотворений С. Я. Маршака «Детки в клетке» и «Где обедал воробей?», В. Маяковского «Что ни страница, то слон, то львица». Изготовление альбома «Зоопарк». Просмотр мультфильмов и фильмов о животных. Рисование и лепка животных. Рассматривание иллюстративного материала по теме. Изготовление атрибутов для игры.
Игровые роли: воспитатель, кассир, контролер, уборщица, ветеринар и др.
Ход игры .
Подготовку детей к этой игре педагог должен начать с рассматривания ярких, цветных картинок, открыток с изображениями различных животных. Это необходимо для того, чтобы вызвать у детей интерес к животным.
С этой же целью взрослый может дать детям книги с иллюстрациями, на которых изображены звери. Рассматривая рисунки, обязательно нужно обращать внимание детей на внешний вид животных, рассказывать о них то, чего дети раньше не знали, задавать им вопросы по содержанию изображенного, отвечать на их вопросы.
После этого педагог может дать детям игрушки, изображающие животных, которых они видели в зоопарке, когда ходили туда с родителями. Каждую игрушку обязательно нужно рассмотреть с детьми, сопоставить ее по памяти с живым объектом, найти картинки с изображением этого животного, вспомнить все, что дети о нем знают. При знакомстве детей с игрушкой педагог должен показать, как ее можно использовать в игре, научить производить с ней разные действия, например: «Обезьяна хочет пить. Света, привнеси в миске воды и дай обезьяне попить» или «Звери хотят есть. Сережа, дай зайке морковку (из пластилина). Оля, дай белочке орехов» и т. д. Таким образом, ребята знакомятся с игровыми возможностями каждой игрушки.
На занятиях изобразительной деятельностью воспитатель может предложить детям нарисовать то, что им запомнилось из увиденного на экскурсии, вылепить из пластилина какое-нибудь животное, которое они видели в зоопарке, раскрасить рисунки, изображающие животных, в книжке-раскраске, изготовить самодельные игрушки для игры в «зоопарк».
При изготовлении самодельных игрушек надо закреплять у детей правильные представления об относительной величине животных.
Также воспитатель вместе с детьми и родителями может изготовить альбом «Зоопарк».
Следующим этапом при подготовке к игре будет устройство зоопарка. Педагог готовит табличку с написанным крупными буквами словом «Зоопарк». Ребята на стол выставляют фигурки животных, которые сами сделали, называют каждое из них. Воспитатель объясняет, что животные не могут жить вместе: лиса съест зайца, лев съест оленя, и предлагает построить клетки, посадить в них зверей и устроить зоопарк. Вместе с детьми педагог начинает строить клетки, а потом лишь руководит строительством: он советует, например, клетку для тигра сделать большой, а для зайцев маленькой, для белого медведя устроить бассейн, как расположить клетки, где сделать дорожку, чтобы к клеткам могли подойти дети. Когда все клетки будут готовы, педагог советует детям обнести всю территорию забором, сделать ворота, место для кассы. На воротах нужно прикрепить табличку со словом «Зоопарк», а в клетках разместить животных.
После этого воспитатель предлагает детям собираться на экскурсию в зоопарк. В первый раз во время проведения игры педагог берет на себя главную роль воспитателя. Ребята строятся, прощаются с остающимися (с няней, с другим воспитателем) и выходят из групповой комнаты. Пройдя по коридору, они возвращаются опять в группу, где у противоположной зоопарку стены стоят выстроенные в ряд стульчики - автобус. Одного из детей воспитатель делает кондуктором, дети покупают билеты и едут в зоопарк. По дороге взрослый может рассказывать им о том, что они проезжают. Услышав остановку «Зоопарк», ребята выходят из автобуса, покупают входные билеты в зоопарк и, предъявив их контролеру, входят на территорию. Педагог подводит их к каждой клетке, рассказывает им о ее обитателе, дети рассматривают его, задают воспитателю вопросы и переходят к следующей клетке, пока не осмотрят всю территорию зоопарка. Потом взрослый может предложить детям поиграть в какую-нибудь подвижную игру: «Хитрая лиса», «Зайцы и волк», «Белые медведи» и др.
На следующий день воспитатель продолжает игру, он говорит детям, что они должны ухаживать за животными, что животные голодны, надо их накормить, напоить, подмести и убрать в клетках. По ходу того, как дети выполняют игровые действия, воспитатель вносит в них коррективы, направляет их, сообщает детям новые знания. Когда дети начинают кормить животных, он рассказывает им, кто, чем питается. Например, надо сказать детям, что тигра кормят мясом, а зайца - капустой и морковью и т. д.
Через некоторое время воспитатель для видоизменения игры может предложить детям наряду с самодельными использовать готовые игрушки, изображающие животных (пластмассовые, резиновые, деревянные, матерчатые), или играть с фигурками животных, вылепленными из пластилина, и т. д. Также педагог может посоветовать открыть на территории зоопарка кафе или киоск, где продаются вода, конфеты, печенье, булочки.
При последующем проведении игры воспитатель предлагает детям, взяв на себя роли кассира, контролера, воспитателя, провести экскурсию с куклами - привезти их на каком-нибудь транспорте в зоопарк, купить им билеты, показать им всех животных и рассказать о каждом из них, купить им конфеты, напоить их, если они захотят пить, а по окончании экскурсии отвезти их в детский сад.
Игра «Магазин бытовой техники «Эксперт»
Цель:
• Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры.
• Закрепление знаний о функционировании магазина.
• Формирование навыков культурного поведения в общественных местах.
Игровой материал: плакат «Магазин», прилавки, кассы, бумага, карандаши, предметы-заместители, одежда для продавцов, сумки, кошельки.
Подготовка к игре. Этическая беседа о поведении ребят в общественных местах, в том числе в магазине. Экскурсия в магазин. Беседа с администрацией магазина. Сооружение прилавков и касс. Изготовление атрибутов для игры.
Игровые роли: директор магазина, продавцы, кассиры, покупатели, рабочие фабрики, шоферы.
Ход игры .
Педагог сообщает, что ребята идут на экскурсию в магазин, после этого проводит этическую беседу о правилах поведения в магазине и в общественных местах. На экскурсии ребята встречаются и беседуют с администрацией магазина.
Возвратившись в группу и обсудив экскурсию, воспитатель организует работу несколько фабрик — швейной, игрушечной, Бытовой техники. Дети под руководством педагога вырезают из бумаги и раскрашивают одежду для кукол, шьют маленькие тетрадочки.
Перед началом игры, после распределения ролей и обсуждения плана игры, воспитатель еще раз напоминает, как должен покупатель разговаривать с продавцом, а продавец — с покупателем, и предлагает одно из главных условий игры: без слов «будьте добры», «пожалуйста», «спасибо» товары отпускаться не будут. Дальше начинается игра. Директор объявляет об открытии нового магазина и приветливо встречает покупателей. Идет оживленная торговля. Все товары имеют цены, но округленные, чтобы дошкольникам было легче считать, в рамках изучаемого в детском саду программного материала. Примерно через полчаса педагог может предложить ребятам поменяться ролями.

Используемая литература:
1. Виноградова Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников Айрис-пресс, 2009.
2. Краснощекова Л.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В. Краснощекова. - Ростов н/Д.: Феникс.
3. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия Развития, 1996.
4. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. — М.Издательство «ГНОМ и Д», 2001.
5. Романов А.А. Направленная игротерапия нарушений поведения и эмоциональных расстройств у детей. Альбом диагностических и коррекционных методик. М.: «Принт», 2000.
6. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. -Ярославль: Академия Развития, 1996

Рекомендуем посмотреть:

Сюжетно - ролевая игра в старшей группе детского сада Картотека сюжетно-ролевых игр для старшей группы Консультация для родителей ДОУ. Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей Руководство сюжетно-ролевой игрой в разных возрастных группах

Похожие статьи:

Сюжетно – ролевая игра «Больница» для старших дошкольников

Сюжетно-ролевая игра «Сапожная мастерская» для старшей группы

Сюжетно-ролевая игра для дошкольников 5-7 лет

Сюжетно – дидактическая игра для старших дошкольников «Мы едем в поезде»

Сюжетно - ролевые игры с транспортом в средней группе по ФГОС

Конспект занятия по математике в старшей группе. Цифра 1 и 2
Опубликовано: 852 дня назад (26 июля 2022)
Просмотров: 3232
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!