Из опыта организации исследовательской деятельности с младшими школьниками в туристско-краеведческом направлении.
В статье приведен один пример, как с помощью игры привить младшим школьникам элементы научного познания. Данная игра проводится в теплое время года на природе или в пришкольном дворе.
Горелова Елена Валерьевна педагог дополнительного образования ВКК, работаю по авторской экспериментальной программе «Путешествуем, играя, по Хабаровскому краю» в туристско-краеведческом направлении и являюсь руководителем объединения «Малая Родина». С учащимися мы изучаем нашу Малую Родину в процессе краеведческих занятий, мини походов, экскурсий. Участвуем в эколого-краеведческих конкурсах, олимпиадах, конференциях, где ребята под моим руководством пишут исследовательские работы и успешно их защищают. В основном наши исследования касаются растительного мира, когда ребята изучают виды растений, их плоды и семена, учатся собирать и монтировать гербарий – «Травы у нас под ногами», «Противоречивый ильм», «Древесные виды растений пришкольного участка школы №1» и другие. В процессе написания исследовательской работы младшие школьники осваивают методы научного познания, и я делаю все возможное, чтобы дети получали от этого удовольствие и радость.
Научное познание отличается от обыденного познания целью, конечным результатом, методами и средствами своего получения, предметом познавательного интереса и спецификой субъектов, которые занимаются наукой. Целью научного познания является получение объективных знаний о реальности. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью, они с живым любопытством воспринимают окружающую среду, которая с каждым днём раскрывает перед ним всё новые и новые стороны. Поэтому элементы научного познания младшим школьником необходимо прививать в игровой и ненавязчивой форме. Я предлагаю вам одну из таких форм – игра «Воронья охота» (автор Джозеф Корнелл):
- о
борудование: «охотничьи листы», пакет на каждую группу, белый лист бумаги на каждую группу, ручки, карандаши;
- каждый участник вытягивает цифру, распределение на группы;
- группа получает охотничий лист и пакет, время работы 7-10 минут;
- анализ собранных предметов, 5 минут;
- работа в группах – обсуждение ответов на вопрос: «Какие основы научного познания (методы, приемы, средства) закладываются в ребенке при выполнении данного задания?» (участники групп записывают предполагаемые ответы на чистом листе бумаги) – 5-7 минут;
- выступление групп с ответами и обсуждение – 10 минут;
- показ слайдов и подведение итогов– 5 минут.
Предполагаемые ответы:
Методы научного познания.
Эмпирические методы – наблюдение, сравнение, эксперимент. Эти методы содействуют открытию новых фактов, позволяют наглядно показать изменение свойств объекта, могут подсказать путь их логических обоснований.
• Наблюдение - это чувственное восприятие фактов действительности с целью получения знания о внешних сторонах, свойствах и признаках рассматриваемого объекта.
Пример: Семечко растения, принесенного ветром. Животное или насекомое с защитной окраской. Жеваный листок (но не тобой!).
• Эксперимент - это активный, целенаправленный метод познания, заключающийся в многократно воспроизводимом наблюдении объекта в специально созданных и контролируемых условиях.
Пример: Что-то, что может шуметь.
• Сравнение – установление сходства и различия явлений действительности.
Пример: Колючка. Что-нибудь острое.
Теоретические методы:
• Анализ - логический прием, состоящий в том, что изучаемый предмет мысленно расчленяется на составные элементы, каждый из которых затем исследуется в отдельности;
Пример: Семечко любого растения. Семечко растения, принесенного ветром. Перышко.
• Синтез - мысленное соединение частей предмета, расчлененного в процессе анализа, установление взаимодействия и связей частей и познание этого предмета как единого целого;
Пример: Что-нибудь важное для природы. Что-нибудь совершенно бесполезное в природе
• Метод аналогии - это логический прием, с помощью которого, на основе сходства объектов по одним признакам делается вывод об их сходстве и по другим признакам.
Пример: Три предмета, относящиеся к мусору (валяются на земле). Косточка. Солнечная ловушка (это все, что ловит солнечное тепло).
• Обобщение как форма перехода от частного к общему. Имеет целью выделение общих существенных свойств, принадлежащих данному классу объектов;
Пример: Что-нибудь ворсистое или пушистое. Что-нибудь мягкое.
• Метод восхождения от абстрактного к конкретному – движение теоретической мысли ко всё более полному, всестороннему и целостному воспроизведению предмета.
Пример: Что-нибудь совершенно прямое. Что-нибудь красивое
Заключение. В основе любого общества лежит образование. На протяжении многих лет учащиеся были пассивными потребителями готовой информации, но общество постоянно развивается, и ему нужен гражданин нового типа, умеющий думать, анализировать, рассуждать. Образовательные учреждения всех типов должны работать на перспективу, на будущее и создавать самые благоприятные условия для формирования такой личности. Поэтому назрела необходимость найти новые пути для воспитания самостоятельной личности. Развитие такой личности возможно через исследовательскую деятельность. Формирование умения вести исследовательскую деятельность – это сложный, комплексный процесс. Поэтому уже в младшем школьном возрасте нужно начинать обучение исследовательской деятельности, опираясь на такие психологофизиологические особенности этого возраста, как целостное мировосприятие, врождённая любознательность и эмоциональная восприимчивость. Исследовательская деятельность младших школьников - это путь знакомства учащихся школы с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развитие мышления и познавательной самостоятельности, собственный творческий, исследовательский поиск учащихся.
Охотничий лист
1. Перышко. 2. Семечко любого растения. 3. Семечко растения, принесенного ветром. 4. Колючка. 5. Животное или насекомое с защитной окраской. 6. Что-нибудь круглое. 7. Что-нибудь ворсистое или пушистое. 8. Что-нибудь острое. 9. Три предмета, относящиеся к мусору. 10. Что-нибудь совершенно прямое. 11. Что-нибудь красивое. 12. Что-нибудь совершенно бесполезное в природе. 13. Жеваный листок (но не тобой!). 14. Что-то, что может шуметь. 15. Что-нибудь важное для природы. 16. Солнечная ловушка (это все, что ловит солнечное тепло – камни, ветки и др.). 17. Что-нибудь мягкое. 18. Косточка. 19. Большая улыбка.
Рекомендуем посмотреть:
Исследовательская деятельность во 2 классе
Конспект исследовательского проекта для 1 класса
Исследовательская работа о родном крае в начальной школе
Из опыта организации исследовательской деятельности с младшими школьниками
Похожие статьи:
Организация исследовательской деятельности младших школьников
Организация исследовательской деятельности в начальной школе на уроках окружающего мира
Формы исследовательской деятельности младших школьников
Исследовательская деятельность в дополнительном образовании детей и подростков