Опыт работы педагога дополнительного образование. Воспитание детей в дополнительном образовании
Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Горелова Елена Валерьевна, я являюсь педагогом дополнительного образования детского технопарка «Кванториум» города Комсомольск-на-Амуре. В статье хочу поделиться опытом воспитательной системы в объединении «Малая Родина» через реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Азбука города».
Содержание программы «Азбука города» основано на простом алгоритме – на каждую букву алфавита изучается объект или несколько объектов города. Эта структура понятна и доступна для учащихся. Программа, в основном, ориентирована на выполнение учащимися творческих, краеведческих и патриотических проектов и исследований, что легко выполнимо, так как каждый изучаемый по программе городской объект имеет ценностно-смысловое, историческое, природное, культурное, краеведческое значение. Положительным моментом является то, что любой изучаемый городской объект доступен учащимся для исследования и реализации проектной деятельности.
Воспитательная работа в объединении строится по нескольким направлениям:
- экологическое воспитание;
- гражданско-патриотическое воспитание;
- социализация;
- развитие проектно-исследовательских навыков;
- профориентация.
Каждое из этих направлений реализуется через систему определенных видов деятельности в объединении. Приведу примеры.
Начнем с экологического воспитания. Как толкует экологический словарь экологическое воспитание – это формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе.
«Одним из важных направлений в развитии и воспитании гражданского сознания у молодежи должно стать экологическое образование, формирование ответственности за чистоту родного края, нетерпимости к проявлениям невежества и бескультурья по отношению к природе», – отметила министр образования и науки Российской Федерации О. Ю. Васильева на конференции, посвященной Году экологии в 2017 году.
Современные школьники – это дети, у которых есть свободный доступ в Интернет, сотовые телефоны, множество телевизионных программ, планшеты, компьютерные игры, но у которых нет свободного доступа в природу, возможности смотреть на множество звезд в небе, слушать пение птиц, искать следы животных, играть в экологические игры и наблюдать за изменениями природы. Эту «оплошность» современности я стараюсь исправить, организовывая для обучающихся летние экологические профильные отряды, где мы две-три недели имеем свободный доступ в природу и возможность изучать, наблюдать, играть и отдыхать.
Город Комсомольск-на-Амуре – это очень зеленый город, в нем есть множество природных объектов – реки Амур и Силинка, Силинский лес – памятник природы краевого значения, озера Лесное, Мылки, Силинское; пять городских парка, древесные насаждения аллей и улиц, скверы и, конечно же, пришкольные участки школ, где учатся ребята, экологическая тропа Детского технопарка «Кванториум». Именно, эти природные зоны становятся объектами для изучения. Экологический профильный отряд называется «Разнообразие природных объектов города Комсомольска-на-Амуре» и предполагает экологическую деятельность, поэтому правила поведения на природе (не рвать, не мять, не ломать, не топтать) должны работать четко и всегда. К концу работы профильного отряда у детей формируется привычка просто так не рвать листья с деревьев, цветы с газонов, ходить не по тротуару. Основной аргумент для детей младшего школьного возраста против подобных действий – пример отношения к природным объектам коренных народов, нанайцев, которые ничего лишнего не брали у природы, просили прощения перед вылавливаемой рыбой, срубленным деревом, без которых не могли просуществовать.
Гражданско-патриотическое воспитание, как и экологическое, проходит красной нитью через всю деятельность в объединении, связано с реализацией программы «Азбука города». Родной город для учащихся – это окружающее пространство, освоенное с детства, прочувствованное и принятое ими. Коменский Я.А. рассматривал окружающий человека мир, как начальный способ обучения и развития думающего и действующего человека. На основе заложенных в нем задатков, советовал приучать учащихся «подобно молодым деревьям, распускаться из собственных корней». Изучая городские объекты, особое внимание учащихся обращается на их уникальность, особенность, историческую, культурную ценность, развитию гражданской позиции учащихся по отношению к каждому историческому событию, современному состоянию объектов.
Каждое занятие по программе «Азбука города» выстраивается таким образом, что в нем учащиеся приобщаются к участию и проведению творческих, познавательных, обучающих игр, в том числе русских народных, разных народов мира, коренных народов Дальнего Востока, что также позволяет повышать уровень гражданского самосознания, патриотизма.
Ежегодно учащиеся принимают участие в городском образовательном туристско-краеведческом проекте «Малая Родина», где в доступных их возрасту и опыту формах происходит приобщение к исследовательской деятельности; отработка навыков работы в группе, повышение социальной компетентности учащихся и базовых навыков безопасности жизнедеятельности; расширение кругозора школьников и предоставление им возможности проявить интеллектуальную одаренность. Проект состоит из трех этапов: первый этап – мини-экспедиция в Силинском лесу, связанная с эколого-краеведческой тематикой, второй этап – краеведческая викторина. Здесь ребята исследуют жизнь и творчество известных исследователей, первостроителей, писателей, художников Хабаровского края, Дальнего Востока. Третий этап – квест-игра «Улицы города рассказывают» где ребята изучают прошлое и настоящее объектов города по специально заданному маршруту.
Благодаря участию в проекте происходит социализация обучающихся, получение детьми опыта в различных сферах жизнедеятельности.
Социализация - это процесс адаптации индивида к окружающему миру. Помимо летнего экологического профильного отряда, с учащимися объединения «Малая Родина» проводятся профильные отряды на осенних, зимних и весенних каникулах. Экскурсии, мини-экспедиции, походы, встречи с интересными людьми, общение со специалистами, выполнение и защита исследовательских работ и проектов способствуют социализации обучающихся. Кроме того, совместная деятельность в поездках и путешествиях способствует адаптации учащихся в новых условиях, налаживанию взаимоотношений, диалога, нахождению компромиссов, и этот процесс социализации происходит постоянно, непрерывно.
Учащиеся объединения принимают активное участие в краевых, городских экологических акциях и операциях: «Чистый парк», «Помоги зимующей птице», «Чистый город», «Первоцветы», «Встречай пернатых друзей», участвуют в акциях движения «Эколята – друзья и защитники природы», в рамках которых у них воспитывается ответственное отношение не только к природе, обществу, другим людям, но и к самому себе. У школьника происходит формирование правильной гражданской позиции, когда он начинает придерживаться правил и норм, принятых в окружающем обществе, учится ориентироваться и действовать в соответствии со своей гражданской позицией и взглядами.
Проектно-исследовательская деятельность. Важно отметить, что в младшем школьном возрасте закладываются основы знаний и умений, необходимых для реализации проектно-исследовательской деятельности. Это достигается путем внедрения простых, доступных и жизненноориентированных проектов и исследований, выполнение которых является стимулом, вдохновляющим учащихся на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов. Практически итогом каждого занятия по программе «Азбука города» является выполнение какого-либо мини-проекта.
Что касается деятельности профильных отрядов, то это хороший ресурс для сбора полевых исследований, материала для написания исследовательских работ и выполнения проектов. Например, ребята выбрали, с удовольствием провели исследования, написали и успешно защитили следующие темы исследовательских работ: «Противоречивый ильм», «Древесные аллеи города», «Разнообразие древесной растительности пришкольного участка», «Лишайник, как индикатор», «Травы у нас под ногами» и др. Помимо исследовательских работ, которые являются, в основном, итогом деятельности профильного отряда, ребята выполняют проекты. Например, «Книга о Комсомольске-на-Амуре в технике «pop up», видеоролики социальной и краеведческой направленности, создание аккаунта «Azbuka_goroda_kms в социальной сети Instagram/.
Профориентация - это одно из основных направлений деятельности в объединении «Малая Родина». В рамках экскурсий в различные учреждения города – музеи, театры, библиотеки, лаборатории, спортивные клубы, происходит знакомство ребят с различными профессиями и их особенностями. Кроме того, встречи с людьми различных профессий, позволяют «примерить» эти профессии ребятам на себя. Например, встреча со скульптором Ивлевой Надеждой Семеновной познакомила ребят с профессией скульптора – её задачами, необходимыми знаниями и навыками, инструментами. Посещая художественную мастерскую художника, краеведа Фефилова Павла Лукича, ребята с удивлением узнали, что художник – это не только интересная, но и сложная профессия. Таким образом, происходит знакомство ребят с различными профессиями, формируется широкая картина мира профессий, а не только «модных» профессий, например, юрист или менеджер по продажам.
В итоге отмечу, что система воспитательной работы в объединении «Малая Родина» - это совокупность различных видов деятельности, направленных на воспитание у учащихся основ экологической грамотности, гражданско-патриотической осознанности, социальной активности, развития навыков проектно-исследовательской деятельности и ориентации в мире профессий.
Знакомство с профессией художник-реставратор
Знакомство с профессией пожарный, спасатель
Приложения
Приложение 1
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Азбука города"