Конспект урока по чтению и развитию речи с презентацией в классе коррекции, 4 класс
Конспект урока по чтению и развитию речи в классе коррекции (4 класс).
Автор: Бердник Галина Станиславовна, учитель начальных классов КОУ ХМАО-Югры "Ларьякской школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья". Описание: Данный материал содержит разработку урока по чтению и развитию речи в классе коррекции на тему "Золотой луг " М.Пришвин в разделе "Скоро лето". Урок разработан в соответствии с содержанием программы В.В.Воронковой и учебным планом по математике в 4 классе. Цель публикации: распространение педагогического опыта. Тема урока: "Золотой луг" М.Пришвин. Цель: Знакомство с рассказом «Золотой луг». Раскрытие содержания произведения. Задачи: Образовательная: развивать технику беглого и осмысленного чтения, умения отвечать на вопросы. Развивать коммуникативную (общение, обмен информацией) функцию речи при построении ответов на вопросы. Развивающая: развивать устную речь, образное внимание, воображение, память. Развивать логическое мышление, наблюдательность, умение обобщать и делать выводы. Воспитательная: воспитывать любовь к природе, воспитывать положительную мотивацию к учению. Оборудование: соответствующие картинки на слайдах, карточки с заданиями, перфокарты, видео материал. Ход урока.
1. Организационный момент. Психологический настрой.
- Доброе утро, ребята! Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: - Доброе утро!
Доброе утро - солнцу и птицам.
Доброе утро - улыбчивым лицам.
И каждый становиться добрым, доверчивым…
Доброе утро длиться до вечера.
- А что еще может быть добрым?
+ День, ночь, мама, учитель, сердце, руки, душа, улыбка.
- Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. А значит, с удовольствием будем работать на уроке. Садимся ровно, красиво за парту. Во время урока не забываем следить за своей осанкой.
2. Вводная беседа.
- Хочу начать урок с того, что 2017 год объявлен годом экологии.
- Что такое экология в вашем понимании?
+ Защита или охрана природы.
- Верно, это целая наука о взаимоотношениях между человеком и окружающим миром. Экология изучает как растения, животные и люди живут вместе, влияют друг на друга и на окружающую среду. Ведь, в переводе с греческого языка «эко» означает «дом». Тема урока будет связана с этим понятием.
3. Проверка домашнего задания.
-Но сначала проверим, как вы выполнили домашнее задание.
(Ученик читает выразительно или наизусть стих «Письмо ровеснику»)
- Как понимаете слово "ровесник"?
+ Ровесник, значит ребенок или человек одного со мной возраста. Это мои одноклассники и друзья.
- С кем сравнивает поэт Землю? Почему?
+ Земля сравнивается с мамой, а все люди - это дети Земли. Мама самая дорогая и близкая для нас, также как и наша Земля- планета одна единственная.
- Посмотрите на доску и попробуйте определить что здесь написано.
+ Без хозяина земля круглая сирота.
- Вы прочитали поговорку, объясните ее смысл.
+ Земле нужна забота, нужно беречь и любить ее.
- А как мы можем беречь ее и проявлять заботу. Беречь природу - дело каждого.
Игра «Верно-неверно».
- Я называю предложения, а вы должны определить, верное оно или нет.
Если приносит пользу природе, руки поднимаем вверх.
Если наносит вред окружающему миру, руки скрещиваем. Коля развел костер в лесу (руки скрещиваем)
Маша помогает маме поливать цветы (руки поднимаем)
Мужчины рубят деревья в парке (руки скрещиваем)
Маша сажает цветы (руки поднимаем)
Мальчики выбрасывают мусор на дорогу (руки скрещиваем)
Вова очень громко слушает музыку в лесу (руки скрещиваем) Папа с сыном сажают деревья в саду (руки поднимаем)
Артем ловит бабочек и пчел (руки скрещиваем)
Дети повесили зимой кормушки (руки поднимаем)
Петя рвет цветы (руки скрещиваем)
- Из ваших действий мне понятно, что вы знаете и понимаете, как нужно вести себя по отношению к природе.
4. Сообщение темы и цели урока.
- На уроке мы продолжим говорить об удивительной природе родного края.
- Мы прочитаем рассказ, автор которого (догадайтесь кто?) с дорожной сумкой и охотничьим ружьем уходил в северные дремучие леса. Проводил там время, наблюдал за животными и растениями. Делал интересные заметки об особенностях живой природы. На основе увиденного, писал рассказы для детей. Эго произведения наполнены любовью к природе, помогают читателю лучше узнать ее, почувствовать ее красоту.
+ Михаил Михайлович Пришвин.
-Уже давно нет писателя с нами, а его книги продолжают свою жизнь.
-Ребята, обратите внимание на выставку книг, представленных в нашем классе. Какие произведения М.М. Пришвина вы уже читали?
+ «Ребята и утята», «Лесной доктор», «Гаечки».
- Все представленные книги очень интересны и поучительны. Думаю, вы больше можете узнать о природе, о животных, прочитав эти книги.
5. Изучение нового материала.
- О чем пойдет речь в рассказе, догадайтесь, отгадав загадку. Горел в траве росистой
Цветочек золотистый.
Потом померк, потух,
И превратился в пух. (Одуванчик)
- Что вы знаете об этом растении.
(Просмотр видео "Превращение одуванчика в пушистый шарик. Ускоренное видео")
- Это цветок ярко желтого цвета, похожий на маленькое пушистое солнышко. Когда заканчивается цветение, цветок превращается в пушистый прозрачный шарик, который, при малейшем дуновении ветра, разлетается далеко в разные стороны. Название цветка произошло от слова "дуть, обдуть".Название рассказа, который прочитаем, «Золотой луг». Я прочитаю, а вы подумайте, почему так называется произведение. 1. Первичное восприятие текста. (чтение учителем)
- Почему автор назвал рассказ «Золотой луг»?
+ На лугу росли желтые одуванчики.
- От чьего имени написан рассказ?
+ От имени мальчика.
-Что узнали об этом мальчике?
+У мальчика есть брат. Ребята жили в деревне, они любили рыбачить.
- Каким характером обладает мальчик? 2. Повторное чтение учащимися.
- Самостоятельно прочитайте рассказ, карандашом отметьте непонятные слова.
(чтение учащимися вслух, отметка новых слов карандашом)
- Какие слова отметили, назовите.
6. Физ. минутка.
- Прежде чем разобрать непонятные слова, немного разомнемся.
Встали, стулья задвинули. Посмотрели влево - вправо.
Носом "начертили" треугольник.
Руки к плечам. Круговые вращения вперед, назад.
Руки на пояс. Вращение тазом влево - вправо.
Руки на пояс. "Чертим" вытянутой ногой круг, носочек тянем.
Держась за стул приседаем. 3. Словарная работа. Забава - интересная игра, развлечение, увлечение. Промысел - какое-либо дело, занятие, добывание, ремесло.
- На какой промысел ходили мальчики? (рыбачить) Деловито - серьезно, по делу. Фукнет – дунет. Зазеваешься – заглядишься, не увидишь, не заметишь чего-нибудь.
4. Беседа по содержанию.
- О каком цветке узнали мальчики?
- Почему их так называют?
- Что происходило с лугом, на котором растут одуванчики?
(Просмотр видео про одуванчики на лугу под красивую музыку)
- Когда луг бывает золотым, а когда зеленым?
- Какие цветы служили забавой для мальчиков, цветущие или с семенами? Почему?
- С чем сравнивается цветок одуванчика?
+ С солнышком, с человеческой ладонью (показ).
- Что говорили люди, когда видели луг? Найдите в тексте?
- Как по-другому можно было назвать рассказ?
+ Цветочный луг, Одуванчики, Желтые цветы, Золотое чудо.
5. Коррекционные задания по тексту.
- Найдите, сколько раз в тексте встречается слово одуванчик, с измененным окончанием (7).
- Какой корень в этом слове? (одуванчик)
- Какими другими словами можно заменить это слово?
(Растение, цветок, цветочек, первоцвет).
- Проследите, как изменяется окончание слова "одуванчик", с использованием предлогов.
- Бабочка села на…, летает над…, летает около (у)…, сидит под…, порхает перед…. Игра «Голова и хвост» (загадываю начало предложения, дети находят продолжение в тексте и дочитывают). 6. Дополнительные сведения об одуванчиках.
- Совсем скоро, где раньше сойдет снег, на проталинах, появятся первые цветочки одуванчиков. Я заметила, что одуванчики можно сравнить с маленькими цыплятами. А еще я знаю, что эти цветы обладают целебными свойствами.
- Что это значит? (помогут вылечить некоторые болезни)
- Например, можно вылечить небольшие ранки кожи, улучшить пищеварение, и даже снять головные боли. Из молодых листьев и стеблей одуванчика делают вкусный салат, а из цветков этого растения, оказывается, можно приготовить варенье. 7. Народные приметы. (чтение в учебнике)
Если одуванчик днем закрывает листочки - к дождю.
Низко летают насекомые над цветами - к дождю.
Цветы перед дождем пахнут сильней.
Паук усиленно плетет сети (паутину) – к сухой погоде.
- Есть поверье: если загадать желание и сильно дунув на одуванчик, зонтики разлетятся, то желание сбудется.
7. Заключение.
- Мы познакомились с рассказом Пришвина «Золотой луг». Узнали много интересного про одуванчики.
- Значит будем охапками собирать эти растения … !?
- Делать огромные венки, топтать и ловить бабочек…!?
- Конечно, нет, мы знаем, как нужно относиться к природе, проявлять заботу, наблюдать за ней, познавать что-то новое.
- Как называется наука, изучающая отношения между природой и человеком? (экология)
- Назовите писателя, который пишет о природе. (Пришвин)
- Почему Пришвин назвал рассказ «Золотой луг»?
- Что нового узнали об этом растении?
8. Задание на дом. Оценивание.
Подготовить выразительное чтение. Ответить на вопросы.
Здравствуйте Галина Станиславовна. Урок построен так, что все его составляющие плавно перетекают в следующую фазу. содержание наполнено любовью к природе и чтению. Дети постоянно заняты в общении со взрослым. Спасибо. Голос.
Работа с детьми с особенностями в развитии требует от учителя максимальной самоотдачи, терпения, тщательного отбора форм и методов организации деятельности. Представленный конспект отличается своеобразной приятной "легкостью": вопросы и задания не поверхностны, а дозированны, не перегружены, последовательны, думаю, дети работали на уроке с удовольствием. Желаю автору новых интересных педагогических находок. +1
Здравствуйте, Галина Станиславовна!
Спасибо за приглашение в свой блог.
Конспект урока по чтению и развитию речи в классе коррекции (4 класс)выстроен грамотно, решает поставленные задачи. Работа тщательно продумана и организована, способствует осознанному запоминанию и формированию грамотной речи.
Спасибо за опыт. Примите голос. Успехов!
С уважением!!!