Обобщение опыта учителя начальных классов
В 2011-2012 году я начала обучать первоклассников по ФГОС. Мне как учителю, которому пришлось работать одним из первых в школе по ФГОС, хотелось бы провести параллель между новыми и старыми стандартами. Мне неоднократно задавали вопрос о том, чувствую ли я разницу при переходе на новые условия работы. Да, безусловно. И разница эта не так в содержании образования, как в новых подходах к обучению. Раньше роль учителя сводилась к тому, чтобы начитать учебный материал и проверить, насколько точно дети его усвоили. Теперь учитель - одновременно и играющий тренер, и судья. Он мотивирует школьников к самостоятельному изучению темы, корректирует их действия, участвует в обсуждении и ищет способы включить в работу каждого. Главной целью педагогической деятельности учителя становится формирование саморазвивающейся личности, желающей и умеющей учиться.
Если раньше учитель на уроке давал готовые знания детям, то теперь им необходимо научиться добывать знания самим, самостоятельно формулировать тему и цели урока, планировать пути решения намеченных задач, таким образом активизируя познавательную деятельность и повышая мотивацию к учебе. Учитель здесь выступает в качестве дирижера, помощника.
Дети настоящего времени должны быть готовы к переменам, и в любых ситуациях должны уметь найти достойный выход. Наша задача - развивать в детях умение самостоятельно работать, добывать информацию, и полученные знания применять в повседневной жизни, развивать личность ребенка, чтобы впоследствии он смог хорошо ориентироваться в окружающей действительности, мог быть <<конкурентоспособным человеком в высокотехнологичном мире>>, как сказал Д.А. Медведев.
На развитие этих качеств и направлены новые стандарты, реализация которых осуществляется путем формирования личностных, предметных и метапредметных УУД.
Это такие учебные действия, которые выходят за рамки предмета, например, умение ученика формулировать учебные цели, планировать свою работу, владеть навыками правильного общения, умение нестандартно мыслить и т.д.
Осуществлять контроль за уровнем сформированности УУД мне помогает "Доска успехов", ( ученические дневники где дети раскрашивают клеточки в красный, желтый и зеленые цвета
Ежемесячно количество цветов подсчитывается учителем, фиксируется в виде диаграммы в индивидуальных листах общеучебных умений ученика, которые впоследствии вкладываются в портфолио.
К концу 2 класса все мои учащиеся умеют слушать и вступать в диалог, приобрели первоначальные навыки работы в паре, умеют договариваться, грамотно выстраивают предложения; (К)
могут самостоятельно определить тему и цель дальнейшей работы, дают самооценку и самоанализ своей деятельности на разных этапах урока и т.д; (Р)
без особого труда умеют находить нужную информацию и применять её, устанавливают причинно-следственные связи, умеют самостоятельно работать по алгоритму, находить способы решения проблем творческого и поискового характера; (П)
умеют соотносить поступки людей с общепринятыми этическими нормами, умеют сопереживать, нравственно воспитаны, доброжелательны по отношению к окружающим. (Л)
А по результатам итоговых метапредметных (интегрированных) контрольных работ 83% обучающихся достигли высокого уровня сформированности компетенций(т.е знаний, умений); 17% составили дети группы риска. По сравнению с первым классом, на 32% возрос высокий уровень развития.
Продолжая разговор о разнице между старыми и новыми стандартами, нельзя не отметить тот факт, что уроки стали носить чаще проблемно-поисковый характер, широко используется парная и групповая работа, где дети учатся рассуждать, делать самостоятельные выводы. Итогом каждого урока как обязательное условие создания развивающей среды является этап рефлексии - самоанализ и самооценка своей работы.
Нередко в урок учитель включает методы исследования, либо метод проектов.
Уже начиная с 1 класса ученики, углубляя свои знания по предмету, отрабатывают приобретенные навыки с помощью индивидуальных и групповых учебных проектов.
Так, в рамках учебных предметов и внеурочной деятельности с помощью родителей и учителя моими учениками были выполнены и защищены следующие проектные работы:
-проект «Баба –Яга» , «Мой Компьютр» , «Бабочка» и т.д.
В процессе работы над проектом дети приобретают практические навыки за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни, учатся добывать нужную информацию самостоятельно.
И что немаловажно, в этом им помогает современная техника - компьютеры, видеокамеры, фотоаппараты.
Раньше роль техники сводилась к минимуму. Компьютер использовался только на уроках информатики.
Одним из обязательных компонентов ФГОС является внеурочная деятельность. Ей отведено 5 часов в неделю. Дети сами выбирают, чем хотят заниматься в это время - посещать творческие кружки и спортивные секции или участвовать в научных семинарах и ходить на экскурсии. В моем классе 100% обучающихся заняты во внеурочной деятельности по направлениям: <<Проектная деятельность>>, <<Этика>>, "Азбука здоровья", "Подвижные игры", «Музыкальный калейдоскоп» В прошлом году также имели место быть « Азбука мышления», <<Веселая информатика>>.
Так, для внеурочной работы в своем классе мною была разработана программа <<Я - исследователь>>, где дети учились познавать мир через исследование, расширяя и углубляя свои знания. Занятия по данному курсу показали, что более 70% детей к концу 1 класса стали лучше ориентироваться в информационном пространстве, с легкостью находят необходимый материал, стали более коммуникабельны, у некоторых учащихся возрос интерес к творческой деятельности.
Продолжая проводить параллель между новыми и старыми стандартами, нельзя не сказать о новой форме контроля и оценки достижений учащихся - о портфолио ( своеобразная копилка успехов ученика).
Портфолио способствует повышению самооценки учащихся, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.
На сегодняшний день все ученики, обучающиеся по новым стандартам , имеют личный портфель достижений, где и учителю, и родителю легко отследить динамику развития и успехов ребенка.
О стандартах второго поколения можно говорить много и долго, но, исходя из вышесказанного, хочется отметить, что идеи, прописанные в материалах ФГОС, актуальны и востребованы современной образовательной системой.
Время не стоит на месте: наука, техника, информационное пространство развиваются стремительно быстро, да и сам человек меняется в духе требований современного мира.
Жить в таком современном обществе и учить по устаревшим программам и стандартам мы не имеем права. Образование не может оставаться на вчерашнем уровне.
Критический анализ своей педагогической деятельности, отбор и использование в работе современных методов и приемов обучения, изучение материалов по инновационным технологиям - это тот минимум, без которого не обойтись сегодня учителю. И в завершении хочу напомнить слова Конфуция: "Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем".
Рекомендуем посмотреть:
Рефлексия учебной деятельности как способ формирования адекватной самооценки учебных достижений млад
Из опыта работы учителя начальных классов на тему: ЗОЖ
Работа над словом на уроках русского языка в начальной школе
Опыт работы учителя начальной школы. Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках математ
Похожие статьи:
Школьная адаптация первоклассников
Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения
Формирование исследовательской деятельности младших школьников
Изучение элементов геометрии на уроках математики в начальной школе
Устный счет на уроках математики в начальной школе. Из опыта работы