Формы работы по экологическому образованию младших школьников с ТМНР во внеурочной деятельности
Под
формами следует понимать способы организации образования, которые пребывают в тесной связи с порядком его осуществления, временем и местом проведения, количеством обучающихся.
В процессе экологического образования младших школьников с ТМНР во внеурочной деятельности могут быть использованы такие формы обучения как занятия, экскурсии в природу, прогулки, труд в природе, экологические праздники и развлечения.
Занятия - основная форма организации экологического образования младших школьников с ТМНР во внеурочной деятельности.
Современная педагогика придает большое значение занятиям. Они оказывают положительное воздействие на обучающихся, способствуют их интеллектуальному и личностному развитию. В настоящее время продолжается совершенствование занятий в различных аспектах: расширяется и усложняется содержание обучения, осуществляется поиск форм интеграции разных видов деятельности, способов привнесения игры в процесс обучения, поиск новых (нетрадиционных) форм организации обучающихся. Возможен переход от фронтальных занятий со всей группой обучающихся к занятиям с подгруппами, малыми группами. Данная тенденция обеспечивает качество обучения: индивидуальный подход к обучающимся, учет особенностей их продвижения в усвоении знаний и практических навыков.
Выделяют основные
типы экологических занятий, которые принципиально отличаются друг от друга дидактическими задачами, логикой построения, ходом организации и проведения - занятия первично-ознакомительного, углубленно-познавательного, обобщающего и комплексного типов.
Занятия первично-ознакомительного типа
Чаще всего эти занятия посвящаются ознакомлению обучающихся с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения. Главным компонентом таких занятий становятся различные демонстрационные и учебные пособия, позволяющие формировать у обучающихся отчетливые и правильные представления. Темами занятий могут быть домашние и дикие животные, обитатели леса и севера, тундры и жарких стран, пруда и моря, а также деятельность людей на сельскохозяйственной ферме, в лесничестве, в области природопользования и охраны природы. На занятиях этого типа обучающиеся знакомятся с внешним видом животных и растений, учатся их распознавать, узнают о среде их обитания, приспособленности к ней, о сезонной жизни, о различных особенностях поведения.
Обучение обучающихся на таких занятиях осуществляется через рассматривание картин и беседу. Нередко их компонентами становятся также чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр фильма или слайдов, рассказ воспитателя.
Занятия первично-ознакомительного типа имеют место во всех возрастных группах.
Неоценимую пользу картины, слайды, видеофильмы могут оказать в ознакомлении детей с экосистемами, недоступными для непосредственного их восприятия - морем, пустыней, Арктикой. Наглядность в сочетании с эмоциональными пояснениями воспитателя расширяют кругозор обучающихся, формируют новые образы о природе.
На занятиях первично-ознакомительного типа с обучающимися можно рассматривать живые объекты природы, но только в том случае, если они оказались в школе случайно, поселились ненадолго.
Занятия углубленно-познавательного типа
Содержание данных занятий направлено на выявление и показ обучающимся связи между растениями, животными и внешней средой, в которой они нуждаются. Тематика таких занятий определяется рядом конкретных зависимостей, которые доступны пониманию и усвоению обучающихся. Это занятия, посвященные ознакомлению обучающихся с зависимостями жизни и роста растений от факторов внешней среды. Это занятия по ознакомлению обучающихся с приспособленностью животных к среде обитания.
Занятия углубленно-познавательного типа активно способствуют умственному развитию обучающихся. Они обучаются умению устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать. Все это обеспечивает развитие их мышления.
Занятия обобщающего типа
На занятии обобщающего типа воспитатель ставит цель выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов и на их основе формирует обобщенное представление.
Обобщения должны строиться на различных конкретных знаниях, систематически приобретаемых обучающимися, а также получаемых в процессе многократных наблюдений за объектами в природе. К ним относятся знания о многообразии растительного и животного мира, сезонных явлениях в природе.
С раннего возраста обучающиеся знакомятся с отдельными растениями и животными, учатся различать их по окраске, форме и другим внешним признакам. Позднее знания могут быть суммированы, обобщены.
Фундамент конкретных знаний о растениях у обучающихся позволяет сформировать обобщенные представления например, об овощах, фруктах. Во всех случаях основой обобщения должен быть ряд значимо-характерных признаков. Например, обобщенные представления «овощи», «фрукты» формируются на основе следующих признаков: растут на огороде (в саду), используются в пищу, специально выращиваются человеком.
Другим содержанием обобщенных представлений могут быть закономерно меняющиеся явления: рост и развитие растений, сезонные изменения в природе. На протяжении ряда лет обучающиеся наблюдают, как растут комнатные растения. Накапливается большое количество ярких, разнообразных представлений. На их основе можно сформировать обобщенное представление о том, что растение развивается из семени, оно растет, цветет, образует новые семена. Для его роста нужны определенные условия: свет, тепло, влага, хорошая почва.
Аналогичным образом формируются обобщенные представления о временах года (сезонах). Например, у обучающихся можно сформировать представление об осени на основе трех групп признаков: изменений в неживой природе (день укорачивается, становится холоднее, чаще идут дожди, дуют холодные ветры); изменений в растительном мире (листва на деревьях меняет окраску и опадает, травы желтеют и вянут); изменений в животном мире (насекомые исчезают, перелетные птицы улетают на юг, звери готовятся к зиме). На протяжении ряда лет обучающиеся накапливали конкретные знания о том, что происходит с природой осенью.
Именно поэтому обобщенное представление об осени у обучающихся формировалось не только на основе ее характерных признаков, но и на их изменчивости.
Возможно формирование у обучающихся обобщенных представлений о живых существах, проживающих в одинаковых условиях и имеющих сходные приспособительные особенности. Например, хищники (волк, кошка, собака, щука, ястреб, стрекоза и др.) имеют крепкие, острые зубы и челюсти, могут выследить жертву, догнать ее и расправиться с ней - они сильные и ловкие. Растительноядные - это совсем другие животные (лось, заяц, белка, гусеница, клест, снегирь, жук-древоточец и пр.), у них иные формы приспособленности.
Занятия комплексного типа
Комплексные занятия в рамках одной темы решают разные задачи развития обучающихся и строятся на разных видах деятельности.
В области экологического образования комплексные занятия могут быть использованы в разных возрастных группах. Например, в конце осени обычно проводится итоговое занятие, на котором формируется представление об осеннем сезоне. Комплексное занятие на эту тему может состоять из нескольких частей и включать разную деятельность.
Первая часть занятия решает познавательные задачи и развивает интеллектуальные способности обучающихся. Воспитатель уточняет и обобщает представления обучающихся об осени, выделяя характерные ее особенности.
Вторая часть занятия предполагает иные программные задачи и другой вид деятельности. К занятию организуется специальная небольшая выставка на тему осени: несколько репродукций знаменитых художников, художественная фотография, на которой могут быть изображены картины природы, дары осени, 1-2 современных пейзажа, натюрморта в живописи или графике. Осмотр выставки, переживание красоты - это другой вид деятельности, который несет в себе решение эстетических задач (хотя задачи умственного воспитания остаются - обучающиеся знакомятся с произведениями искусства).
Третья часть занятия - это художественное творчество обучающихся, ручная деятельность, в которой они сами становятся художниками и выполняют работу по своему усмотрению и желанию. Это может быть и рисование пейзажа, букета осенних цветов в вазе, и аппликация грибов в траве или корзине или фруктов на блюде. Это могут быть поделки из природного материала. Педагогические задачи опять иные - развитие творческих способностей обучающихся, их художественно-ручных умений.
Такое комплексное занятие, если оно правильно организовано, по времени может незначительно выходить за рамки обычного занятия - смена деятельности не вызовет усталости и скуки. Тем более что по своему усмотрению воспитатель может в подходящий момент использовать музыку в записи, сделать веселую физкультминутку.
Комплексные занятия — это творческое дело воспитателя, их можно организовать по-разному, интересно. Они эффективно и всесторонне развивают личность обучающегося, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию отношения к содержанию занятия.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект внеклассного мероприятия по экологии для младших школьников
Экологический КВН в начальной школе
Экологическая викторина для начальной школы. Сценарий
Экологические сказки для младших школьников
Похожие статьи:
Внеклассное мероприятие по экологии в 4 классе
Сценарий внеклассного мероприятия для 3 класса. Защита природы
Сценарий экологического праздника в начальной школе
Внеклассное занятие по экологии, 1-2 класс
Внеклассные занятия по экологии для младших школьников