КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФФНР В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Автор: Юрьева Юлия Николаевна, учитель-логопед первой квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №68 «Яблонька», г. Тамбов.
Данный конспект может быть использован учителями-логопедами, воспитателями групп компенсирующей направленности в работе с детьми 5-6 лет с ФФНР по обучению грамоте. Тема: «Звуки [П] и [П’]»
Цель: знакомство со звуками [п], [п’].
Задачи:
- Научить детей четко произносить звуки [п], [п’];
- Научить детей дифференцировать звуки [п], [п’];
- Развивать у детей фонематические представления;
- Познакомить с характеристикой звуков;
- Учить согласовывать числительные с существительными;
- Развивать связную речь.
Оборудование: зеркала, предметные картинки, коврограф «Ларчик» В.В. Воскобовича, звуковые деревья, Звуковички, светофорчики.
ХОД НОД
1. Оргомомент (проведение дыхательной гимнастики)
2. Повторение пройденного (3-5 минут)
- Ребята, давайте с вами вспомним – с какими звуками мы познакомились на прошлых занятиях. Песенка волка в лесу:
у-у-у; колыбельная песенка:
а-а-а; песенка Оли, у которой болели зубки:
о-о-о; песенка гудка парохода:
ы-ы-ы; песенка лошадки:
и-и-и; песенка эхо:
э-э-э.
- Какие это звуки? Что мы знаем о них?(
ответы детей: «Это гласные звуки. Они обозначаются красным цветом, живут в красном домике и приносит нам их Звуковичок в красной шубке. Мы можем их петь и растягивать»).
3. Постановка цели
- Я вам хочу сейчас рассказать одну сказку о веселых звуках.
- Однажды на веточке сидели веселые звуки и пели песенки:
А-А-А,
У-У-У,
И-И-И,
Э-Э-Э. И вдруг они услышали, что кто-то плачет.
П-П-П – пыхтел звук [п],
Пь-Пь-Пь – пищал звук [п’]. Что случилось? Почему вы плачете? А звуки отвечали: «Мы так хотим спеть песенку, но у нас ничего не получается».
- Не расстраивайтесь, садитесь с нами рядышком, и песенка получится. Вы согласны?
- Согласны, согласны, согласны!
- Звук
[п] сел рядышком со звуком
[а] и получилась песенка – какая?
(ПА).
- Звук
[п’] сел рядышком со звуком
[и] и получилась песенка – какая?
(ПИ).
- Вот с тех пор эти звуки и стили согласными звуками. Согласные звуки нельзя петь и растягивать, воздух при произношении этих звуков встречает препятствие и преграду.
- Вы догадались, с какими звуками мы сегодня познакомимся?
(ответы детей: «Мы сегодня познакомимся со звуками [п] и [п’]»).
4. Артикуляция звуков [п] - [п’]
-
Звук [п] — губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха. Кончик языка немного отходит от нижних зубов. Язык плоский. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).
-
Звук [п’] — губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).
(дети четко произносят данные звуки, пользуясь зеркалами, рассматривают артикуляцию).
5. Характеристика [п] - [п’]
-
Звук [п] – согласный, твердый, обозначается синим цветом, живет в синем домике и приносит нам его Звуковичок в синей шубке.
-
Звук [п’] – согласный, мягкий, обозначается зеленым цветом, живет в зеленом домике и приносит нам его Звуковичок в зеленой шубке.
(звуки вывешиваются на звуковых деревьях).
6. Речевая зарядка - упражнение «Эхо» (повторение за логопедом слоговых рядов)
-
ПА-ПО-ПУ-ПЫ;
-
ПЯ-ПИ-ПЮ-ПЕ.
7. Физкультминутка
Звуки П – Пь
Пилим бревна,
Пилим доски, 1
Пилим их пилою плоской.
Очень острая пила –
Хорошо идут дела: 2
Толстых чурок две горы!
Дружно взяли топоры, 3
Размахнулись – раз и два,
Получаются дрова. 4
Движения
1.И.п. – о.с. Наклоны в стороны. Скольжение ладонями по ногам.
2.Полуприседания с хлопком впереди.
3.И.п. – руки на поясе, ноги на ширине плеч. Наклоны в стороны – правая, левая рука над головой поочередно.
4.Руки сложены ладонями вместе над головой. Наклоны вперед с опусканием рук вниз.
8. Игра «Светофоры»
- Ребята, сейчас я вам раздам светофорчики, но наши светофорчики не простые, а звуковые. Синий сигнал мы поднимаем, если слышим твердый звук [п], а если слышим мягкий звук [п’] – поднимаем зеленый светофор.
-
Пуговица, пеленка, перчатки, паук, павлин, пион, паровоз, цепь (логопед произносит слова, а дети поднимают соответствующие сигналы светофора).
9. Игра «Помоги Звуковичкам собрать картинки»
- Подул сильный ветерок и все картинки, которые нам принесли Звуковички – перемешались.
- Давайте поможем Звуковичкам собрать их картинки. А как нам определить какие картинки принадлежат Звуковичку в синей шубке, а какие – Звуковичку в зеленой шубке?
(ответы детей: «Картинки, в названии которых твердый звук, принадлежат Звуковичку в синей шубке, а картинки с мягким звуком – Звуковичку в зеленой шубке»).
10. Игра «Посчитай со Звуковичками предметы» (согласование числительных с существительными)
- Ребята, давайте поможем Звуковичкам посчитать предметы на картинках:
- 1 панама - 2 панамы - 5 панам;
- 1 пион - 2 пиона - 5 пионов.
11. Игра «Договори словечко» (с демонстрацией предметных картинок)
- Весной цветут красивые …
(пионы).
- В уголке ткет паутину …
(паук).
- Бананы растут на …
(пальме).
12. Подведение итогов
- С какими звуками мы сегодня познакомились?
- Что мы узнали о них? Какие они?
- В каком домике они живут? Кто нам их принес?
- Давайте придумаем слова с этими звуками
(ответы детей).
- Что вам больше всего понравилось на нашем занятии
(опрос детей поименно).
(В конце НОД дети получают красные звездочки из картона – поощрения за активную деятельность).
Рекомендуем посмотреть:
Конспект индивидуальной НОД с воспитанником 5-6 лет по коррекции звукопроизношения
Конспект НОД в старшей логопедической группе
Конспект занятия в старшей логопедической группе
Конспект индивидуального коррекционно - развивающего логопедического занятия. Старшая группа
Похожие статьи:
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С - Ш»
Конспект подгрупповой НОД по устранению нарушений в звукопроизношении у детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи
Конспект НОД в старшей логопедической группе на тему «Казаки и их традиции»
Логоритмическое занятие для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по теме: «Какой бывает транспорт?»