Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста

Экологическое воспитание дошкольников. Из опыта работы

Вводить малыша в мир природы надо так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое, чтобы он рос исследователем.

В этом разделе раскрывается опыт экологического образования детей в дошкольной организации, отражающий требования ФГОС ДО к освоению содержания образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», основанный на положениях авторских программ А. А. Плешакова, Н. А. Рыжовой «Наш дом - природа», С. Н. Николаевой «Юный эколог» и «Зеленая тропинка», Т. И. Поповой «Мир вокруг нас».

Диагностика, планирование, конспекты занятий, богатый и разнообразный ресурсный материал помогут педагогам по-новому подойти к приобщению ребенка к изобразительному искусству, художественной литературе и фольклору, трудовому воспитанию, к формированию экологического самосознания и гражданской позиции через обогащение привычных видов детской игровой деятельности, с учетом особенностей эмоционально-чувственного восприятия дошкольников и создать условия для формирования экологической культуры у детей.

Материалы предназначены воспитателям, специалистам ДОО, педагогам-экологам, педагогам дополнительного образования.

Введение

Психологи выделяют в развитии человека ряд возрастов, каждый из которых представляет качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющих в совокупности своеобразие структуры личности ребенка на данном этапе его развития. Л. С. Выготский определял возраст как определенную эпоху или ступень развития, как известный, относительно замкнутый период развития, значение которого определяется его местом в общем цикле развития и в котором общие законы развития находят всякий раз качественно своеобразное выражение. Крайне важным моментом является утверждение автора о том, что при переходе от одной возрастной ступени к другой возникают новые образования, не существовавшие в предыдущий период, перестраивается и изменяется самый ход развития.

В ряде работ в качестве первой ступени системы непрерывного экологического образования рассматривается начальная школа. Но экологическое образование в начальной школе не может заменить дошкольную ступень. Они дополняют, но не взаимоисключают друг друга. Дошкольный возраст отличается от других возрастов особенностями условий жизни и требований, которые предъявляются ребенку на данном этапе его развития, особенностями его отношений с окружающим миром, уровнем развития психологической структуры личности ребенка, его знаний и мышления, совокупностью определенных физиологических особенностей.

В настоящее время разные авторы по-разному определяют возраст, с которого следует начинать экологическое образование ребенка. Так, М. А. Шаргаев считает, что «необходимо начинать экологическое обучение и воспитание человека с его утробного развития... детей надо учить, начиная... даже не с грудного возраста, а намного раньше». Р. Левина отмечает, что экологическое образование дошкольников может «начинаться с момента их прихода в дошкольное учреждение», т. е. с 2-3 лет. Программа Ж. Л. Васякиной «Паутинка» рассчитана на детей, начиная с 2-летнего возраста. В принципе при достаточно широкой трактовке термина «экологическое образование» можно говорить о его применении по отношению и к детям раннего возраста.

Однако, на наш взгляд, в содержании и методике экологического образования детей старшего и младшего дошкольного возраста существуют значительные различия, обусловленные прежде всего их психофизиологическими возможностями.

Авторы считают, что формирование экологических представлений может идти на протяжении всего дошкольного возраста, но в младшем дошкольном возрасте дети могут прослеживать только единичные связи, в то время как в старшем - при последовательной работе - понимать связи комплекса признаков. Работы И. А. Хайдуровой и 3. П. Плохий показали, что при специальной организации наблюдений старшие дошкольники могут прослеживать и понимать цепочки биоценологических связей внутри сообщества растений. Е. Ф. Терентьева также указывает, что старшие дошкольники способны устанавливать более сложные (многозвенные) связи, цепочки связей, некоторые биоценотические связи внутри лесного сообщества, луга, водоема, причины отлета птиц, связь комплекса признаков, зависимость жизни растений и животных одновременно от ряда факторов. То есть у них уже формируются достаточно правильные и полные картины окружающей их природы. Как отмечают авторы «Основ дошкольной педагогики», дошкольнику вполне доступно формирование новых способов обобщения, так как оно происходит на основе развернутой предметной деятельности. В этом случае сами понятия вначале выступают в чувственно-предметной форме.

Как показывают опросы, современные дошкольники обладают довольно большим объемом знаний о природе. Однако зачастую эти знания формируются стихийно, под влиянием телепередач, телерекламы, литературы и мультфильмов. Как отмечал Л. С. Выготский, в стихийном опыте дошкольников вначале возникают предпонятийные образования - комплексы, псевдопонятия. Полноценные понятия смогут сформироваться лишь в процессе целенаправленного, организованного обучения.

С точки зрения экологического образования это означает, что дети старшего дошкольного возраста способны осознавать некоторые взаимосвязи в природе, выделять основные понятия, классифицировать определенные объекты, вычленять существенные признаки тех или иных объектов и явлений природы, делать обобщения, выводы. В то же время одним из мотивов, поддерживающих интерес к экологическому образованию, является познавательная активность ребенка и эмоционально окрашенное восприятие окружающей среды. Для дошкольника характерно целостное восприятие окружающего мира. В этом возрасте ребенок еще не выделяет себя из окружающей среды. Он не знает, что принадлежит ему (психическое, субъективное), а что - нет (объекты природы). Это качество с возрастом теряется, поэтому особенно важно использовать его в целях экологического образования на данном этапе (принцип целостности отбора содержания).

Еще одним важным с точки зрения экологического образования качеством ребенка-дошкольника является анимизм (Дерябо, Ясвин), когда неодушевленные предметы и объекты природы наделяются им сознанием и жизнью, психикой и душой, они неравнодушны к людям, подчиняются нашим желаниям (впервые существование анимизма было доказано швейцарским психологом Ж. Пиаже). Отсюда - особые условия для восприятия природы как живых организмов, сопереживания, сочувствия, эмпатии, перевоплощения, что должно быть отражено, в первую очередь, в методике экологического образования. С другой стороны, по представлению ребенка, человек (точнее ребенок) — это центр всего мира (эгоцентризма по Ж. Пиаже). Поэтому де™ считают, что все объекты природы, все явления существуют для человека, создают нам счастливую и удобную жизнь. Однако этот подход не означает, что ребенок не может сочувствовать какому-либо живому существу. Как справедливо отмечает И. Ф. Виноградова, если целенаправленно работать с ребенком в этом направлении, он обнаруживает такую способность. Апробация многих игр-перевоплощений, направленных на возникновение у ребенка эмпатии по отношению к животным, растениям, также подтверждает эту точку зрения. Кроме того, необходимо дополнить представления ребенка о возможности «управлять» предметами, объектами, информацией о том, как именно это нужно делать, чтобы сохранить окружающий мир; научить «влиять» так, чтобы и объекты природы создавали в ответ «хорошую жизнь». Для дошкольников, как и для древних людей, характерно восприятие природных объектов «на равных» - животные, растения могут «думать», «чувствовать», «общаться». Мир природы, объективный мир и мир субъективных, психических явлений для него не разделены непроходимой гранью. Эта особенность ребенка должна быть использована для формирования у него новой системы ценностей (человек, ребенок - часть природы, все виды самоценны и т. п.) и обязательно отражена в выборе методики работы. Так, восприятие ребенком животных «на равных» активно используется в разработанном нами экологическом проекте «Письма животных», а растений - в авторском проекте «Наше дерево». Эта же особенность объясняется необходимостью использования в экологическом образовании дошкольников сказок и других элементов фольклора.

Особенностью дошкольного возраста является эмоционально окрашенное восприятие материала, эмоции играют большую роль в восприятии природы, ее красоты и неповторимости. Преобладает наглядно-образное, наглядно-чувственное восприятие окружающего мира. Как известно, у детей этого возраста преобладает правополушарный тип деятельности, и только к 8-10 годам развивается левополушарный (Пономарева и др.). Ребенок мыслит, прежде всего, образами. Но от отдельных образов постепенно переходит к некоторым общим понятиям. Ощущение и восприятие окружающего у детей развиваются одновременно с мышлением. Крайне важно развивать ощущения и восприятие, которые составляют основу познания.

Все эти особенности должны быть учтены при отборе содержания и методики экологического воспитания. С этих позиций особое значение приобретает регулярный контакт ребенка с природой. В настоящее время такой контакт в условиях города, особенно мегаполисов, крайне ограничен. Проведенные опросы московских дошкольников показали, что большинство из них слово «природа» ассоциируют с чем-то далеким и не обращают внимание на природные объекты ближайшего окружения.

Особенность дошкольной ступени системы непрерывного экологического образования проявляется и в специфике ведущей для этого возраста деятельности ребенка - игре (в отличие от учебной деятельности в начальной школе), что отражается, прежде всего, в методике и организации работы в детском саду. С точки зрения физического развития, старший возраст характеризуется увеличением координационных и двигательных возможностей детей, что значительно расширяет возможности использования различных форм и методов работы (занятия на экологической тропинке, экскурсии, походы).

В старшем дошкольном возрасте происходит становление отношений ребенка с другими детьми, взрослыми, с окружающей природой, т. е. идет процесс его социализации. Формируется внутренняя позиция дошкольника по отношению к другим людям, возрастает осознание своего «я» и значение своих поступков. Особенности социальной ситуации развития дошкольника, в отличие от младшего школьника, выражаются, прежде всего, в характерных для него видах деятельности, в частности, в сюжетно-ролевой игре. У старшего дошкольника появляется круг элементарных обязанностей, он способен уже самостоятельно выполнять ряд указаний взрослых, возникает необходимость почувствовать признание окружающих. С этих позиций крайне важно заложить экологические основы этого процесса, сформировать именно в этом возрасте основы экологической безопасности, экологически грамотного поведения в быту и в природе, умение прогнозировать последствия своих поступков по отношению к природе и людям. Для воспитания экологически грамотного человека важна появляющаяся в старшем дошкольном возрасте способность подчиняться определенным правилам. В то же время ребенок все еще не может сдерживать свои порывы, полностью управлять своими поступками. Именно эти черты могут меняться под влиянием воспитания, в том числе и экологического.

Экологическое образование дошкольников - это, прежде всего, самоценное звено системы непрерывного экологического образования, что соответствует теории А. В. Запорожца об амплификации дошкольного детства как самоценного периода развития личности. Оно способствует не только формированию основ экологического мировоззрения, но и развитию ребенка в целом, готовности (а не подготовки) его к школе.

Дошкольники как ступень системы непрерывного экологического образования отличаются от других ступеней психофизиологическими характеристиками детей, особенностями их восприятия и освоения окружающего мира.

Таким образом, дошкольный возраст и с точки зрения экологического образования является уникальной, самоценной и специфической ступенью системы непрерывного экологического образования и должен рассматриваться (согласно концепции психологического возраста и концепции амплификации дошкольного детства) как особая ступень развития человека и формирования его мировоззрения.

Цель материалов - помочь педагогам дошкольного образования научить детей экологически целесообразному образу жизни и решить следующие задачи:

- формирование системы элементарных научных экологических знаний;

- развитие познавательного интереса к миру природы.

- воспитание гуманного, бережного, эмоционально-положительного отношения к природе, ее эстетического восприятия;

- привитие трудовых природоведческих навыков.

Решение этих задач направлено на достижение основной цели - становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью, для достижения которой можно использовать следующие педагогические средства:

• система развивающих игр: игровые ситуации, дидактические, театрализованные, подвижные спортивные игры;

• тематические беседы, наблюдения, занятия;

• тематическое чтение художественной литературы;

• художественно-музыкальные этюды.

Сценарий экологических мероприятий и конспектов занятий

Сценарий экологического праздника

Сценарий экологического праздника "Вей, ветерок" для младших дошкольников.Автор: Гуляева Татьяна Анатольевна, музыкальный руководитель ГБОУ ООШ №19 СП "Детский сад "Кораблик" г. Новокуйбышевска Самарской области Описание материала: Познавательное и экологическое развитие дошкольников - приоритетные направления работы нашего детского сада. Предлагаю сценарий праздника "Вей, ветерок!" для детей младших и средних групп, в процессе которого дети могут закрепить свои представления о воздухе и его с...

Сценарий экологического праздника

Сценарий экологического праздника "Воздух-невидимка" для старших дошкольников.Автор: Гуляева Татьяна Анатольевна, музыкальный руководитель ГБОУ ООШ №19 СП "Детский сад "Кораблик" г. Новокуйбышевска Самарской области Описание материала: В рамках экологического развития дошкольников воспитатели нашего детского сада создают условия для опытно-экспериментальной и познавательно-исследовательской деятельности по теме "Воздух" - расширяют представления детей о значимости воздуха в жизни человека, зна...

Игры по экологии для старших дошкольниковЭкологическое образование и воспитание дошкольников – основа будущего нашей планеты под названием Земля, нашего общего будущего. Те, кому сегодня от трёх до шести, лет так через 20 станут новой движущей силой нашего общества, и если мы хотим, чтобы экология наших городов, стран, нашей планеты становилась лучше, думать об этом мы должны уже сегодня! И, конечно, нет ничего лучше для формирования экологического мышления дошкольников, чем экологические игры! ...

Сценарная разработка познавательной программы «Звери Республики Беларусь»

Сценарная разработка познавательной программы «Звери Республики Беларусь» для 1 классаОписание: Материал содержит информацию о млекопитающих Республики Беларусь. Автор вместе с учащимися объединения по интересам «Эврика» ГУО «Слуцкий ЭБЦУ» проводила программу в дошкольных учреждениях г.Слуцка с целью информирования ребят о разнообразии зверей. Публикация представляет интерес для педагогов дополнительного образования, учителей начальной школы и воспитателей дошкольных учреждений. Автор: Дани...

Картотека дидактических игр по воспитанию экологической культуры с детьми старшей - подготовительной группы№1 "Вершки-корешки»Дидактическая задача: - учить детей составлять целое из частей. Материалы: два обруча, картинки овощей. Ход игры. Вариант 1. Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки. Ребенок подходит к столу, выбирает овощ...

Методическая разработка «Экологический десант». Праздник для детей старшего дошкольного возрастаАвтор: Комарова Галина Владимировна, музыкальный руководитель МБДОУ Детский сад №15 «Родничок», п. Мишелёвка, Усольский район, Иркутская область. Описание: Праздник в детском саду – важная часть в жизни ребенка, это радость общения, радость творчества и самовыражения. Праздник «Экологический десант» создает масштаб общего видения планеты, ее значение для людей, зарождает любовь к природе родного края...

Сценарий экологического развлечения «Необычное путешествие по Жигулёвскому заповеднику Самарской Луки» (старший дошкольный возраст)Задачи: Образовательные: познакомить детей с Жигулёвским заповедником и его обитателями; формировать представления о природном многообразии нашего края; формировать представление того, что человек является частью природы, что он должен беречь, охранять и защищать её. Развивающие: развивать познавательные интересы. Воспитательные: воспитывать любовь к природе и жел...

Сценарий спортивно-экологического праздника «Вокруг света на космическом корабле» в старшей группе

Спортивный экологический праздник «Вокруг света на космическом корабле». Сценарий с презентацией. Старшая группаАвтор: Парфенова Вероника Геннадьевна, воспитатель МБДОУ д/с №29 город Кстово, Нижегородской области. Данное мероприятие проводилось в сопровождении презентации. Материал будет полезен воспитателям, музыкальным руководителям ДОУ. Цель: способствование позитивному, радостному настроению у детей, доброжелательности и коллективного общения. Задачи: - Создать положительный эмоциональны...

Экологический праздник для детей старшего возраста "Посвящение в Эколята-дошколята - друзья и защитники природы"Цель: формирование экологической культуры детей, правил экологически-грамотного взаимодействия с окружающей средой. Задачи: - Развивать у детей познавательный интерес к окружающему миру; - Продолжать формировать у детей экологическое сознание и культуру природопользования; - Воспитывать нравственные качества личности дошкольника, их ценностную ориентацию в окружающем мире природы;...

Конспект квест-игры по экологии «Поможем Лесовичку спасти наш лес!»

Конспект квест-игры по экологии «Поможем Лесовичку спасти наш лес!»Данная методическая разработка рекомендована воспитателям дошкольных учреждений как итоговое мероприятие по ознакомлению младших дошкольников с объектами живой природы ближайшего окружения. Цель: формирование экологических знаний у детей посредством игровой деятельности. Задачи: Образовательные: - уточнить и обобщить представления детей о значении леса в жизни человека, закрепить полученные знания об обитателях леса, деревьях...

Экологический спектакль "Как синичка волка спасла" (по мотивам одноименной сказки, автор Е.Карганова) для детей старшего дошкольного возраста«Как синичка волка спасла» автор Е. Карганова (экологическая сказка для детей старшего дошкольного возраста)Ход спектакляЗвучит музыка, выбегает Синичка, исполняет танец (на ветку кладет гнездо с птенцами, помогает Белочке собирать грибочки). Все ее благодарят за добрые дела. Синичка: Да разве это большое дело? Так, маленькие делишки. Не стоит благодарност...

Развлекательно - познавательное мероприятие «Пернатые друзья»Цель: прививать любовь к природе, бережное и заботливое отношение к птицам. Задачи: - развивать творческую активность детей - формировать навыки поведения: дружелюбие, уважение друг к другу, взаимопомощь - воспитывать любовь к птицам. Оборудование: шапочки совы, жаворонка, колокольчик, обручи, бумага для изготовления птиц, цветные карандаши, иллюстрации птиц. Ход мероприятияВедущий. Отшумела злая вьюга, стала ночь короче дня Те...

Организованная образовательная деятельность по теме: Квест-игра «Спасательная экологическая экспедиция»Цель: создание педагогических условий для развития познавательной мотивации детей к осознанному и позитивному экологическому, бережному отношению к природе. Задачи: ориентировка в пространстве Обучающие 1. Дать детям представление о том, как люди заботятся о природе: охрана земли, воды, воздуха, животных и растений; 2. Формировать у детей познавательные действия, направленные на охрану п...

Квест – игра «Эколята – защитники природы». Старший дошкольный возрастЦель: повышение экологической культуры детей, воспитание культуры природолюбия. Задачи: Образовательные задачи: Формировать у детей элементарные экологические знания, учить детей правилам поведения в лесу; сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости её оберегать. Развивающие задачи: Развивать познавательный интерес к миру природы, развивать логическое мышление, внимание, умение делат...

Сценарий развлечения для старших дошкольников в рамках проведения экологической недели «Наш общий дом, наш дом родной, Земля, где мы с тобой живем»Описание работы: Данный материал направлен на организацию познавательного досуга с детьми старшего дошкольного возраста в рамках экологического воспитания. Разработка будет полезна воспитателям, методистам дошкольного образования, учителям начальных классов. Цель: формирование экологической культуры у дошкольников. Задачи: Образовательные: ­ расш...

Рекомендуем посмотреть:

Экологические праздники в ДОУ. Конспекты

КВН по экологии в подготовительной группе

Занятие по экологическому воспитанию в старшей группе. Ценность радости и счастья

Игры и упражнения по экологии в старшей – подготовительной группе

Нет комментариев. Ваш будет первым!