Конспект занятия по формированию гражданско-патриотической позиции у детей подготовительной группы детского сада
Конспект занятия по формированию гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста.
Тема: «Богатыри земли Русской» Автор: Потапова Анна Витальевна, воспитатель ГБОУ " Школа №2093", ДО №2, г. Москва Описание материала: познавательное занятие для детей подготовительной группы. Материал может быть полезен педагогам дошкольных учреждений для работы с детьми старших и подготовительных групп. Цель: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской. Задачи: 1. Обогащать духовный мир детей через обращение к героическому прошлому нашей страны. 2. Расширять знания о русских богатырях, формировать представление о русских богатырях-защитниках Земли русской: Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче. 3.Продолжать воспитывать у детей патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к родине. Материалы к занятию: Мультимедийный комплекс, презентация « Богатыри земли русской», звукозапись песни из мультфильма « Три богатыря – Кто первый богатырь на Руси». Предварительная работа: Рассматривание панно «Русские богатыри» с художественным материалом о былинных героях. Чтение былин (отрывки) о богатырях. Слушание в грамзаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Ход занятия: Педагог: Давным-давно, около 1000 лет тому назад, на месте наших городов простирались широкие поля, густые леса, топкие болота. На просторах нашей Родины жили славяне. Славяне основали государство Русь. (слайд №1) Они трудились на полях, разводили скот, занимались домашними делами, растили детей. (слайд №2) В те далекие времена очень часто на Русь нападали соседи: назары и монголо-татары. (слайд №3) Враги разоряли города, опустошали землю, уводили в плен жителей. (слайды № 4,№ 5) Русичи вставали на защиту своего Отечества. Не жалея своих жизней, они давали отпор врагу. (слайд №6) Это были сильные и мужественные воины. (слайд №7) На Руси среди храбрых и сильных воинов жили богатыри. (слайд №8) Педагог: Ребята, как Вы думаете, какие были богатыри? Дети: Сильные, смелые, храбрые, умелые, мужественные, отважные. Педагог: Правильно. О подвигах и о могучей силе богатырей слагали песни. О безграничной храбрости, мужестве богатырей говорится в былинах. Богатыри защищали нашу Родину от врагов. Педагог: Сегодня и мы на минуточку станем богатырями. Физкультминутка «Богатыри»
Богатыри сильные, смелые (Показывают силача)
Из лука метко стреляют,
Далеко булаву бросают. (Имитируют движения)
Зорко – зорко наблюдают,
Границу Руси охраняют. (Ходьба по кругу)
Подрастем и мы.
Станем, как богатыри! ( Поднимают руки высоко вверх)
Педагог: Посмотрите на картину В. М. Васнецова « Три богатыря». (слайд №9) Кто изображен на картине? Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. Педагог: Рассмотрим более внимательно каждого богатыря. Кто изображен в центре картины? Дети: Илья Муромец. Педагог: Правильно. Посмотрим на Илью Муромца поближе. ( слайд № 10) Педагог: Илья-Муромец - крестьянский сын, родился под городом Муромом. Илья Муромец - смелый богатырь, уверенный в себе. Он самоотверженно любил Родину и ненавидел врагов. Педагог: А кто изображен на картине справа? Дети: Алеша Попович. Педагог: Правильно. Вот и Алеша Попович. ( Слайд № 11) Алеша Попович - сын священника из города Ростова. Богатырь полон отваги, смелости, певец и гусляр. Алеша Попович - отваженный и храбрый, а главное, смекалистый и хитрый. Эти качества на Руси ценились очень высоко. Не раз с помощью этих качеств удавалось победить врагов. Педагог: Кто же третий богатырь на картине? Дети: Добрыня Никитич. Педагог: Верно. Это Добрыня Никитич. (слайд № 12) Добрыня Никитич из рода князей, родился в Рязани. Это величественный богатырь, способный выполнять самые трудные поручения. Добрыня Никитич был метким в стрельбе из лука, любил петь и играть на гуслях. Он мужественный, силен физически, вежлив, учтив и дипломатичен. Народ очень любил своего героя. Педагог: На картине В. М. Васнецова богатырей мы видим всех вместе. Это олицетворяет народную силу и говорит о надежности этих защитников Русской земли. Педагог: Вернемся к картине В. М. Васнецова. ( слайд № 9) Чем вооружены богатыри? Дети: У Алеши Поповича в руках меч, у Ильи Муромца на руке весит булава, У Добрыни Никитича лук. Педагог: Отгадайте загадки.
1. Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. ( слад № 13)
2. Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… . Вы догадались? Конечно же… ( слайд №14)
3. Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… . ( слайд № 15) Педагог: Молодцы, ребята! О ком Мы сегодня говорили? Ответы детей.
Педагог: Чтобы стать такими же защитниками своей Родины, необходимо стремиться к знаниям, заниматься спортом и любить свою страну. Звучит песня из мультфильма « Три богатыря – Кто первый богатырь на Руси»
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее острых. Поэтому прокомментировать этот конспект хочется цитатой великого педагога.
Если человека учат добру - учат умело, умно,
настойчиво, требовательно, в результате будет добро.
Учат злу (очень редко, но бывает и так),
в результате будет зло.
Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло,
потому, что и человеком его надо воспитать».
В.А. Сухомлинский
Спасибо, интересно, познавательно и очень актуально.
Анна Витальевна, здравствуйте! Никогда не прохожу мимо мероприятий с патриотической направленностью. Помимо того, что публикация оформлена грамотно, хочу отметить содержание конспекта. Конспект написан языком, доступным для восприятии информации детьми старшего дошкольного возраста. Я бы рекомендовала этот конспект и для детей старшей группы, например, приурочила бы его к 23 февраля или 9 мая.
Мне очень понравилось, что при рассматривании картины "Три богатыря", детям ненавязчиво была дана характеристика каждого из героев, изображённых на картине.
Вы молодец, что использовали именно эту картину. Ведь герои картины, как никогда, популярны в среде детей дошкольного возраста, а соответственно это является мощнейшей мотивацией для активного участия в данной образовательной деятельности.
Также хочу отметить презентацию и проделанную предварительную работу.
Желаю вам творческих успехов!
С уважением, Евгения Владимировна.