Учебный проект «История Незнайки».
Цель работы: исследовать историю появления литературного персонажа Незнайка.
Задачи:
1. Познакомиться с историей рождения Незнайки.
2. Изучить биографию Н.Н.Носова и историю создания трилогии «Приключения Незнайки».
3. Провести опрос среди учеников начальной школы, учителей и родителей.
4. Представить результаты исследования.
I. Введение:
Предмет исследования: литературный персонаж Незнайка.
Объект исследования: трилогия Н.Носова «Приключения Незнайки».
Гипотеза: Незнайка – у него есть прототипы, он не вымышленный литературный персонаж.
Методы:
1. Прочитать трилогию Н.Носова «Приключения Незнайки», поработать с текстом произведения.
2. Сходить в библиотеку и познакомиться с биографией Н.Н. Носова, рассмотреть фотоархив писателя, найти историю создания трилогии.
3. Поработать с научными публикациями, отзывами о трилогии Н.Н.Носова «Приключения Незнайки».
4. Написать мини-сочинение «Мой любимый литературный персонаж».
Вопросы для исследования:
1. Почему Незнайка самый известный персонаж трилогии?
2. Как создавалась трилогия о Незнайке?
3. Как выглядит Незнайка?
4. Кто придумал Незнайке зрительный образ?
5. Прототипы Незнайки.
II. Основная часть.
Почему Незнайка самый известный литературный персонаж трилогии Н.Н.Носова?
Не знать Незнайку невозможно. Незнайка — самый известный коротышка из Цветочного города. И хотя там живёт множество малышей и малышек, среди которых и учёный Знайка, и знаменитый механик Шпунтик, и талантливый музыкант Гусля, именно балбес и непоседа Незнайка известен в городе всем и каждому. Незнайка, разносторонний, любознательный, неунывающий и, главное, невероятно похожий на любого реального мальчишку, такой же проказник и озорник. Незнайка подвижен, любопытен, открыт, общителен и отнюдь не лишён талантов.
Результаты опроса подтвердили его популярность. На вопрос самый известный литературный персонаж Н.Н.Носова были даны следующие ответы:
Ученики ........ Учителя ........Родители
1. Незнайка ........ 1. Незнайка ........ 1. Незнайка
2. Знайка ........ 2. Знайка ........ 2. Авоська и Небоська
3. Пилюлькин ........ 3. Витя Малеев ........ 3. Растеряйка
4. Винтик и Шпунтик ........ 4. доктор Пилюлькин ........ 4. Молчун
5. Пончик ........ 5. Винтик и Шпунтик ........ 5. Пончик
6. Сиропчик ........ 6. Торопыжка ........ 6. Винтик и Шпунтик
7. Растеряйка ........ 7. Ворчун ........ 7. Пилюлькин
2. Как создавалась трилогия о Незнайке?
Знаете ли вы, кто придумал Незнайку? Николай Носов!
Ведь Незнайка – это один из коротышек, живущих в Цветочном городе!
Ошибаетесь. И вот, почему! Потому, что на самом деле его придумал канадский писатель и художник Палмер Кокс еще в середине XIX века, в комиксах которого впервые и появился этот герой.
В конце 19 - начале 20 столетий эти сказки были очень популярны. Их героями были малютки-эльфы (их еще называли «брауни»), лесные человечки с забавными именами Мурзилка, Чумилка-Ведун, Заячья Губа, Дедко-Бородач и другие, которые путешествовали по миру. Сам Мурзилка, по сюжету сказки, постоянно попадал в какие-то смешные истории.
Но после революции 1917 года книжку больше не издавали, и об этом герое все забыли.
А история Незнайки началась, когда русская писательница Анна Хвольсон сделала вольный перевод комиксов канадского писателя Палмера Кокса о жизни так называемых малюток-эльфов «Приключения Мурзилки и лесных человечков». А в 1951 году советский писатель Николай Носов создал первую книгу о приключениях похожих на лесных человечков коротышек. Главного героя Носов наградил именем одного из персонажей Хвольсон - Незнайки и некоторыми чертами характера Мурзилки.
Но вернемся к истории Незнайки.
Рассказывают, что впервые Николай Носов столкнулся с книжками Анны Хвольсон в начале 50-х годов. Писателю захотелось по-своему пересказать эти сказки. Так и родились Цветочная страна, а также и её жители – Незнайка и его друзья.
История создания трилогии о Незнайке чрезвычайно бедна фактами. Истоки ее лежат в дореволюционных сказках А.Хвольсон о маленьких лесных человечках, хорошо известных поколению Носова. Именно в этих незатейливых познавательных историях об эльфах, путешествующих по миру, мы впервые встречаем персонажа по имени Незнайка. Однако от него герою Н.Н.Носова досталось лишь имя, а вот характером Незнайка напоминает другого героя Хвольсон – хвастуна, вруна и франта Мурзилку. Только если у Носова Незнайка «носил яркую голубую шляпу, желтые, канареечные, брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком», то Мурзилка был щеголем – «носил длинное пальто или фрак, высокую черную шляпу, сапоги с узкими носками, тросточку и стеклышко в глазу». В результате все окончательно запуталось – Незнайка стал похож на Мурзилку, а Мурзилка с течением времени превратился в положительного героя детского журнала, сохранив от первоисточника только имя.
Наверное, мало кто знает, что истории о коротышках Цветочного города впервые начали печататься в украинском детском журнале «Барвинок» в 1953 году, после знакомства Носова с редактором Богданом Чалым.
3. Как выглядит Незнайка?
Внешний вид и характер
Незнайка — коротышка среднего роста с большой головой и маленьким носом. Он носит широкополую голубую шляпу, канареечные брюки, оранжевую рубашку и зелёный галстук. Любит яркие цвета. Основными чертами Незнайки являются хвастливость, невежество, смелость и сообразительность.
Какого же роста был Незнайка?
В первых же строках первой книги трилогии мы читаем: «В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец».
Но «огурец» всё-таки слишком расплывчатое определение. За конкретными размерами мы обратимся к третьему роману-сказке Н.Н.Носова «Незнайка на Луне». И в девятой главе романа мы обнаружим исчерпывающие сведения.
«Ваш рост, выраженный в стандартных измерительных единицах, равняется семидесяти двум. Значит, вы коротышка среднего роста… (заметим в скобках, что обмер Незнайки происходит в полицейском отделении, куда тот попал почти сразу же по прибытии в государство лунных коротышек) Измеряем окружность вашей головы… Вот так…
Тридцать единиц. Видим, таким образом, что у вас голова большая… Измеряем ваш нос и видим, что он длиной лишь две с половиной единицы, то есть коротенький».
Исходя из «стандартности» лунных единиц, читатели, следовательно, могут узнать, что рост Незнайки — 72 мм (как у небольшого, но и не маленького огурчика), нос — всего 2,5 мм, зато окружность головы — аж 30 мм!»
4. Кто придумал Незнайке зрительный образ?
А теперь от общих измерительных параметров перейдём к внешнему виду нашего героя.
Если вот так прямо поставить вопрос «. Кто придумал Незнайке зрительный образ?», можно получить столь же прямой ответ — Алексей Михайлович Лаптев (1905-1965). Это ему Незнайка впервые позволил себя нарисовать. И портрет получился настолько схож с оригиналом, что все последующие «портретисты» лишь повторяли и обыгрывали созданный А.М.Лаптевым образ. Рисунки А.М.Лаптева были выполненные пером и акварелью.
Третью, последнюю часть носовской трилогии иллюстрировал уже Генрих Оскарович Вальк (1918-1998). Генрих Вальк сохранил лаптевский образ Незнайки и окончательно его канонизировал.
5. Был ли у Незнайки прототип?
Был! Вернее, были. От вполне реальных до вполне сказочных.
Библиографы Н.Н.Носова считают, что Незнайка буквально срисован с сына Н.Н.Носова — Петра. И волосы у него были вьющиеся, непослушные. И по характеру он — непоседа. При своём небольшом росте Пётр в детстве прекрасно играл в волейбол и баскетбол, потому что был прыгучий как мячик. Так что кое-что Незнайка мог позаимствовать и у Петра Николаевича. Хотя от своего создателя, самого Н.Н.Носова, герой тоже унаследовал некоторые черты. Вот, к примеру, коротышки не раз говорили, что Незнайка — мастер присочинить.
Этот дар у него, несомненно, от Николая Николаевича. Или, скажем, пристрастие к шляпам с широкими полями. Куда же Незнайка без своей шляпы?
Однако, по словам писателя, жизненный прототип Незнайки — это просто «ребёнок, но не такой, которого можно назвать по имени и фамилии, а ребёнок вообще, с присущей его возрасту неугомонной жаждой знания и в то же время с неусидчивостью, неспособностью удержать своё внимание на одном предмете сколь-нибудь долгое время, — в общем, со всеми хорошими задатками… и недостатками…» (Н.Н.Носов. О себе и своём творчестве).
Но есть у Незнайки и его друзей коротышек ещё одна весьма многочисленная родня — «маленькие человечки»: Мальчик-с-пальчик Ш.Перро, Дюймовочка Х.К.Андерсена, Пиноккио К.Коллоди и его брат-близнец Буратино А.Н.Толстого… В принципе, этот ряд можно продолжать и продолжать.
III. Заключение.
Выводы:
Книги о Незнайке переведены и издаются в более 100 странах мира.
Внук Н.Н. Носова Игорь Носов продолжил творчество деда и создал новые истории о Незнайке и его друзьях. Незнайка - собирательный литературный персонаж, совместный продукт работы авторов Н.Н.Носова и А.Хвольсон, художника А.М.Лаптева. У Незнайки есть сказочные и жизненные прототипы: Мурзилка, «маленькие человечки», Н.Н.Носов, П.Н.Носов.
Приложение:
Произведения Н. Носова о Незнайке
Приключения Незнайки и его друзей
Незнайка в Солнечном городе
Незнайка на Луне (роман)
Экранизации
1959: Мультфильм «Ровно в три пятнадцать»
1960: Мультфильм «Винтик и Шпунтик — весёлые мастера»
1961: Мультфильм «Незнайка учится»
1965: Мультфильм «Где я его видел?»
1972: Мультфильм «Приключения Незнайки и его друзей» (мини-сериал из 10 фильмов)
Широко известна песня из мультфильма (слова Н. Носова, музыка В. Шаинского, в исполнении Клары Румяновой):
В траве сидел кузнечик, в траве сидел кузнечик,
Совсем как огуречик, зелёненький он был.
Представьте себе, представьте себе,
Совсем как огуречик
и т. д.
1977: Мультфильм «Незнайка в Солнечном городе» (мини-сериал)
1983: Фильм «Незнайка с нашего двора»
1997—1999: Мультфильм «Незнайка на Луне»
Интересные факты
Образ Незнайки активно использовался в оформлении российского павильона на международной выставке ЭКСПО-2010 в Шанхае. При этом комиксы для детей с участием Незнайки были известны и популярны в Китае в 90-х годах прошлого века. Имя Незнайки на китайский было переведено, как «Xiao Wuzhi», что означает «Маленький невежда»
IV. Список использованных источников литературы
Бегак Б. Город Солнца и город Луны // Бегак Б. Дети смеются. — М.: Дет. лит., 1979. — С. 140-153.
Бегак Б. Странствия продолжаются // Бегак Б. Правда сказки. — М.: Дет. лит., 1989. — С. 77-88.
Жизнь и творчество Николая Носова: Сб. — М.: Дет. лит., 1985. — 256 с.: ил.
Очень хороший сборник, отлично составленный и весьма разнообразный. Здесь представлены статьи Ю.Олеши, В.Катаева, Л.Кассиля (какие имена!), посвящённые Н.Н.Носову. Воспоминания о писателе близких и друзей. Заметки самого Николая Николаевича о своём творчестве. Солидная библиография. Нас особенно порадовали два материала: статья Л.Кудрявцевой «Этот ребёнок — я сам» (об иллюстраторах книг Н.Н.Носова) и воспоминания Генриха Валька.
Карлов Б. «Я знаю только то, что ничего не знаю», — сказал Сократ, но он не знал Незнайку: Всё о Незнайке // Пять углов. — 1996. — № 19. — С. 8-9.
Эта статья Бориса Карлова подарила множество фактов, идей и ассоциаций, отталкиваясь от которых мы выстроили наш материал о носовском герое.
Лавров А. Художник А.Лаптев // Детская литература. — 1969. — № 1. — С. 39-45.
Медведева Н. Кто первый познакомил наших детей с Мурзилкой? // Детская литература. — 1993. — № 7. — С. 42-43.
Первик А. Мир фантастических существ в советской детской литературе // Детская литература 1984: Сб. — М.: Дет. лит., 1984. — С. 181-190.
Приходько В. Сверкающая флейта Николая Носова // Детская литература. — 1999. — № 2-3. — С. 4-7.
Рассадин Ст. Николай Носов: Крит.-биогр. очерк.— М.: Дет. лит., 1961. — 79 с.: ил. — (Дом дет. кн.)
Репьева И. Носов, отец Незнайки // Учительская газета. — 2002. — № 1. — С. 24.
Самоделова С. Полувечный Незнайка // Московский комсомолец. — 2003. — 24 ноября. — С. 10.
Червонный С. Мурзилка, старший брат Незнайки // Книжное обозрение. — 1995. — № 20. — С. 24-25.
Рекомендуем посмотреть:
Проект для 3-4 класса с презентацией на тему: Цветы
Применение метода проектов во внеурочной деятельности в 4-6 классах
Проект учащихся 4 класса
Проект с презентацией, 4 класс
Похожие статьи:
Этапы работы над проектом в начальной школе, 3-4 класс
Проекты в начальной школе по математике, 3-4 класс
Проекты в начальной школе, 3-4 класс. Окружающий мир
Методика работы над проектом для одарённых школьников в 4 классе
Мероприятие в школе на формирование ответственности и гражданственности