Родительское собрание - основная форма взаимодействия родителей и педагогов школы. При подготовке к таким встречам классный руководитель направляет деятельность мам и пап, являясь рядовым участником этого процесса. Родительский комитет или инициативная группа обсуждают повестку и ход собрания, выбирают вопросы для вынесения на общее обсуждение, ведут протокол собрания и предлагают вариант проекта решения. Такой алгоритм поможет учителю избежать многих проблем и конфликтных ситуаций в работе с родителями. Собрание принимает решения, касающиеся организации учебно-воспитательной работы класса, материального обеспечения, координирует взаимоотношения родителей класса с органами управления школой.
Таким образом, общая цель родительских собраний - установление, а в дальнейшем совершенствование правильных взаимных отношений родителей учащихся класса, педагогов и администрации школы для решения учебно-воспитательных задач общеобразовательного учреждения.
Задачи родительского собрания:
• обсуждать и решать вопросы участия родителей в жизни класса, в проведении внеклассных мероприятий;
• обсуждать проекты школьных документов (Положений и локальных актов, договоров об услугах, внесении изменений в уставные документы и т. п.) и высказывать по ним свои соображения;
• выдвигать кандидатуры в школьный орган самоуправления, попечительский совет;
• обсуждать предложения родителей по совершенствованию образовательного процесса;
• вносить предложения и принимать решения об организации платных дополнительных образовательных услуг;
• определять действующий орган самоуправления в классе - родительский комитет или инициативную группу.
Требования к проведению родительского собрания
1. Плановое родительское собрание следует проводить 1 раз в учебную четверть.
2. Тематику родительского собрания подбирать в соответствии с общими целями и задачами школы, особенностями классного коллектива, заказом родителей.
3. Осуществлять предварительную подготовку к родительскому собранию.
4. Осуществлять анализ итогов каждого родительского собрания и контроль за исполнением решений.
5. Знакомить органы управления общеобразовательным учреждением с решениями классного родительского собрания.
6. Знакомить родительский коллектив с нормативно-правовой базой организации учебно-воспитательного процесса.
1. Подготовительный этап.
Задачи этапа:
• проведение диагностических исследований, педагогического наблюдения за учащимися класса, фиксирование результатов исследований;
• подготовка наглядного материала: индивидуальные листы качества знаний учащихся или текущих оценок по предметам, обработанные результаты анкетирования или тестирования учащихся; текст анкеты для родителей учащихся по теме собрания; наглядное оформление кабинета; видео- и аудиозаписи необходимых на собрании фрагментов школьной жизни, отрывков из фильмов; технические средства (магнитофон, видеоплейер, телевизор и т. п.);
• подготовка текста для этапа педагогического всеобуча;
• разработка сценария проведения родительского собрания.
2. Организационный этап.
Задачи этапа:
• сообщить цель предстоящего родительского собрания, обозначить задачи и вопросы для обсуждения;
• принять повестку;
• сообщить регламент проведения собрания;
• представить гостей, присутствующих на собрании;
• выбрать ответственного за ведение протокола родительского собрания.
3. Этап ознакомления родителей с учебными достижениями их детей.
Задачи этапа:
• информировать родителей в целом об учебных достижениях класса (о достижениях своего ребенка родители узнают с помощью индивидуальной карты, оформленной отдельно на каждого ученика);
• предоставить слово педагогам-предметникам или педагогам дополнительного образования (если они приглашены на собрание);
• дать по просьбе родителей краткую консультацию по вопросам изучения наиболее трудных тем или предметов;
• составить график индивидуальных консультаций и бесед с родителями, чьи дети испытывают трудности в освоении школьной программы.
4. Проведение педагогического всеобуча для родителей.
Задачи этапа:
• знакомить родителей с проблемами воспитания и обучения по определенной теме;
• рассказать о психолого-педагогическом опыте в решении данных проблем;
• дать рекомендации по решению проблем с учетом особенностей возраста и объективных обстоятельств;
• провести практическую работу (тренинг, составление памятки, решение проблемных ситуаций и т. п.).
5. Социологический опрос.
Задачи этапа:
• провести исследование по опыту решения проблем в семье;
• проанализировать результаты и в дальнейшем организовать психолого-педагогическую поддержку родителям;
• навести родителей на размышление и вызвать у них желание проанализировать и скорректировать свое поведение по отношению к детям.
6. Выступления представителей родительского комитета или инициативной группы родителей.
Задачи этапа:
• познакомить с итогами деятельности групп родителей за определенный промежуток времени в решении вопросов организации учебно-воспитательного процесса в классе;
• запланировать мероприятия для решения каких-либо задач в жизни класса и школы;
• вынести на обсуждение вопросы, касающиеся темы собрания, связанные со сложившейся в классе ситуацией.
7. Освещение состояния воспитательного процесса.
Задачи этапа:
• проанализировать уровень воспитанности учащихся в классе;
• предложить конкретные действия для реализации определенной задачи;
• запланировать очередные внеклассные мероприятия;
• объявить благодарности родителям учащихся, вносящих большой вклад в организацию воспитательного процесса.
8. Подведение итогов родительского собрания.
Задачи этапа:
• выяснить результативность проведенного собрания (в форме блиц-опроса, беседы и т. д.);
• сформулировать и принять проект решения родительского собрания.
9. Анализ итогов родительского собрания.
Задачи этапа:
• проанализировать результаты социологического опроса, ход проведенного собрания, характер вопросов, заданных родителями;
• предложить для обсуждения результаты собрания на малом педагогическом совете класса;
• определить наиболее важные этапы и вопросы для проведения следующего родительского собрания;
• скорректировать план проведения следующего собрания;
• разработать план подготовки к следующему собранию.
Этот учебный год для родителей и классного руководителя является на первый взгляд одним из самых спокойных, стабильных в школьной жизни. Сформировался прочный родительский и детский коллектив. Учащиеся стали самостоятельнее, все психические процессы интеллектуализируются, становятся произвольными. Сформировалась внутренняя мотивация к обучению, формируется адекватная самооценка ребенка, он осознает свои изменения в результате учебной деятельности.
Решено много проблем в обучении и воспитании детей и со стороны взрослых. Ребенок становится все более независимым от родителей. Мир взрослых для него уже не является таким идеальным, он начинает оценивать его положительные и отрицательные стороны. Поэтому ребенок все более уходит от опеки взрослых, более привлекательным для него становится общение с друзьями, одноклассниками.
В этом возрасте происходит осознание ребенком своего личного отношения к миру, изменение содержания внутренней позиции. Оно в большой степени связано с взаимоотношениями с другими людьми, особенно со сверстниками. На эмоциональное состояние школьника оказывают влияние не только успехи в учебе или отношения с учителями, но и его место в системе деловых и личностных взаимоотношений класса, степень реализации его способностей в коллективе сверстников.
Все эти явления говорят о том, что прежние отношения с окружающим миром младших подростков уже не устраивают. Начинается зарождение новых социальных отношений - дети оценивают мир взрослых и переносят его правила в мир общения со сверстниками. В этот период взрослому важно не потерять духовных связей с детьми, стать им старшим другом, наставником.
Начинают происходить физиологические изменения в организме ребенка, что тоже сказывается на его восприятии мира и самого себя.
Ждут серьезные изменения ребят и при переходе в среднее звено: увеличится учебная нагрузка, на смену одному учителю придет много новых, у каждого из которых будут свои требования, свой характер, свой стиль педагогического воздействия.
В этот период определяются склонности и способности ребенка. Поэтому перед родителями встает задача выбора направления, специфики учебного заведения, профиля класса, в котором он будет обучаться.
Эти особенности возраста и являются определяющими в выборе тематики родительских собраний и форм их проведения.
I вариант
Стили семейного воспитания.
Роль самооценки в формировании личности.
Необходимость дополнительного образования.
Кризисы взросления младшего школьника.
Трудности адаптационного периода в 5 классе и пути их преодоления.
II вариант
Организационное собрание.
Мой ребенок меня обманывает.
Детская агрессивность и ее причины.
Дети и деньги.
Поощрения и наказания.
Стили семейного воспитания.
Роль семьи в воспитании нравственных ценностей.
Трудности адаптационного периода в 5 классе и пути их преодоления.
III вариант
Организационное собрание.
Друзья моего ребенка.
Почему ребенок не любит читать.
Поощрения и наказания.
О физиологических особенностях детей 9-12 лет.
Необходимость дополнительного образования.
Роль самооценки в формировании личности.
Трудности адаптационного периода в 5 классе и пути их преодоления.
Родительское собрание в 4 классе. Воспитание доброты
Родительские собрания в начальной школе. Разработки
Родительское собрание «Авторитет родителей в семье», 4 класс
Родительское собрание в 4 классе. О воспитании правдивости
Родительское собрание в 4 классе. Девочки и мальчики — два разных мира?
Нет комментариев. Ваш будет первым!