Шестиклассники - «Зенит любознательности» - так характеризуют возраст 11- 12 лет многие исследователи.
Действительно, шестиклассников отличает необыкновенная познавательная активность, любознательность, широта познавательных интересов: история, философия, астрономия, политика, экология, магия, эзотерика и многое другое, казалось бы совершенно не связанное с повседневной жизнью подростка.
Правда, психологи отмечают, что интересы эти поверхностны, разбросанны, неустойчивы, а главное, зачастую далеки от школьной программы.
Главным и определяющим для подростков становится общение со сверстниками. Интересы и увлечения - лучшее средство для такого общения. Подросток интересуется тем, чем интересуются его друзья. Отсюда и характерная для подростков «мода» на увлечения, когда какое-нибудь хобби внезапно охватывает весь класс или даже всю школу, а потом этот интерес так же внезапно гаснет.
Доктор психологических наук А. Прихожан** отмечает, что подобная «мода» может причудливо соединять в различные комбинации самые разные интересы - от достаточно возвышенных до простых и даже вредных. Например, «мода» нюхать различные бытовые химические препараты приводит к детской токсикомании.
Причем для подростков-шестиклассников характерна безоглядность увлечений, когда любой ситуативный интерес может стать сверхценным, чрезмерным. Подростки становятся активными членами фан-клубов спортивных команд, музыкальных ансамблей, актеров и т. п. Особенно ярко эта безоглядность проявляется в музыкальных пристрастиях.
Вместе с тем у младших подростков встречается и полное отсутствие увлечений. Причин этого много: и отсутствие интересов у окружающих взрослых, и их настойчивость в развитии какого- либо интереса у подростка, и социальные условия. Отсутствие интересов может быть и следствием неуверенности в себе. Трудности и неуспехи в новой сфере могут привести к апатии, разочарованию.
Отсутствие интересов у подростков часто бывает следствием «отказа от усилия», стремления без особого труда преодолеть скуку и найти себе какое-то развлечение.
Такие подростки легко попадают под чужое влияние, становятся членами асоциальных группировок, а значит, требуют особого внимания родителей и педагогов.
Укрепление самооценки подростка, обучение приемам самоанализа, самоорганизации являются важными факторами, способствующими развитию познавательного интереса.
На развитие интересов подростка влияют и общая атмосфера школы, увлеченность педагогов, познавательная активность сверстников.
У шестиклассников проявляются характерные для младших подростков психологические черты:
• самосознание: интересуются своей личностью, формируется самооценка, которая влияет на эмоциональное состояние; формируется относительно независимая от мнения взрослых мораль, появляется склонность к поискам кумира, способность к философским размышлениям; следствие - нужны беседы по душам, нельзя уходить от вопросов на личные темы;
• конформизм: ориентируются на мнение сверстников, стремятся завоевать авторитет в группе (иногда не вполне адекватными способами); следствие - нет смысла критиковать подростковую мораль и тем более заниматься нравоучениями;
• коммуникативная активность: общение со сверстниками имеет первостепенную важность, причем не только разговоры, но и игры, флирт, борьба (возня) и т. д.; следствие - нужно организовывать игры, в том числе флиртовые;
• эмансипация: стремятся жить и действовать, «как взрослые», это касается и вредных привычек, противодействуют диктату, анализируют поведение взрослых, повышенно чувствительны к несправедливости; следствие - поддерживать серьезный, искренний, уважительный тон отношений, избегать «педагогического лицемерия», с пониманием относиться к упрямству;
• эмоциональная неустойчивость: тревожны, повышенно чувствительны к оценкам окружающих, могут проявлять подростковую жестокость; следствие - относиться с пониманием, не реагировать по принципу «сам дурак»;
• активность: чем напряженнее жизнь, тем больше она нравится, интересы становятся избирательными; следствие - загружать, предлагать различные виды деятельности;
• сексуальность: проявляют серьезный интерес к вопросам пола, преимущественно наблюдая, интересуются возможностями собственного организма; следствие - вести тактичный диалог, рассказывать об этой стороне жизни в здоровом и нравственном ключе.
Как же строить воспитательную работу с младшими подростками?
Задача классного руководителя - создать педагогическое пространство для развития личности ребенка, обогащения его внутреннего мира. Эта работа применительно к шестиклассникам может включать в себя такие направления:
• выработка мотивации к учению, к познанию окружающего мира;
• привитие истинных трудовых и человеческих ценностей и развенчание лжеценностей;
• формирование нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений;
• формирование личностных качеств, ориентация на положительный идеал;
• индивидуальная работа с детьми, внимание к внутреннему миру ребенка;
• создание условий для самовыражения и самореализации детей.
Хорошо, если в общении с детьми воспитатель будет руководствоваться своеобразным кодексом, включающим такие правила.
1. НИКОГДА НЕ КРИЧАТЬ НА ДЕТЕЙ.
2. Никогда не использовать откровения детей им во вред.
3. Не изображать из себя безгрешного праведника.
4. Никогда не забывать хвалить детей за дело.
5. Никогда не сравнивать детей.
6. Не иметь любимчиков.
7. Никогда не жаловаться на детей.
8. Уметь прощать.
9. Уметь помочь.
10. Уметь терпеть и ждать.
11. Уметь быть интересным человеком.
12. Уметь требовать, любя, и любить, требуя.
13. Уметь быть лидером и разделять детские интересы.
14. Уметь для каждого найти доброе слово.
15. Уметь найти общий язык с учителями, с родителями.
1 6. Уметь любую работу делать вместе с учениками.
17. Уметь быть добрым, ласковым со всеми детьми.
18. Узнать о каждом как можно больше хорошего.
19. Защищать детей от них самих и от тех опасностей, которые их подстерегают.
20. Искать у каждого ребенка его главные достоинства и стараться развивать их.
21. Искать и находить подход к каждому.
22. Придумывать все с ними, а не за них.
23. Учить детей доброте, ответственности, уважению себя и других.
24. ЛЮБИТЬ ДЕТЕЙ!
Внеклассное мероприятие для подростков «К космическим далям вперёд!», посвящённое Дню космонавтики Описание: Внеклассное мероприятие "К космическим далям вперёд!" составлено для учащихся среднего школьного возраста, в виде познавательной игры. Участников мероприятия совершат самое настоящее космическое путешествие по станциям, где их ожидают незаурядные вопросы о планетах, история созвездий, а также задания с крылатыми выражениями и весёлые ребусы. Цель: формирование познавательного интереса ... |
Конкурс «Лучшая команда школьных служб примирения»Цель конкурса: поддержка и развитие детских объединений, деятельность которых направлена на внедрение восстановительных практик и профилактику правонарушений среди обучающихся общеобразовательных организаций Краснокамского городского округа. Задачи конкурса: 1. поддерживать деятельность сообщества школьных служб примирения (далее ШСП) на территории КГО; 2. развивать профилактическую деятельность школьных служб примирения, как эффективну... |
Сценарий программы по правилам поведения в обществе «Показания к житейскому обхождению» Данный сценарий предлагается к проведению мероприятия в 5-9 классах средней школы. Участники программы: двое Ведущих (девочка и мальчик), учащиеся класса или же школы. Технические средства для постановки программы: проигрывающее устройство для воспроизведения музыки. Декорации, реквизит и костюмы: специальных декораций не требуется, для каждой маленькой сценки нужны только стулья и маленький столик в... |
Кроссворд по математике для учащихся 6 классаПредмет: математика Класс: общеобразовательный Назначение: Данный кроссворд предназначен для использования в учебно-воспитательном процессе. Можно использовать на уроке математики в 6 классе или использовать для домашнего задания. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная Цель урока: обеспечить закрепление терминологии по курсу математики 6 класса. Тренировать спосо... |
Музыкально-игровое шоу «Антиникатин». Мероприятие для 5-9 классов коррекционной школыЦель мероприятия: профилактика табакокурения путём формирования у подростков отрицательного отношения к нему. Форма: музыкально-игровое шоу соревновательного характера. Данное мероприятие проведено в рамках социального проекта на тему «Профилактика табакокурения у подрастающего поколения» для обучающихся воспитанников 5-9 классов. Данное мероприятие помогло обучающимся воспитанникам задуматься о своём отнош... |
Конспект классного часа по профилактике употребления никотиносодержащей продукцииТема: Вейп польза или вред Цель: 1. познакомить ребят с историей возникновения электронной сигареты; 2. рассмотреть химический состав вейпов; 3 заострить внимание на вредности никотиносодержащей продукции на организм; 4. познакомить с законодательством РФ, касающееся употребления электронных сигарет. Оборудование: ноутбук, доска и проектор. Ход классного часа1. Введение. Приветствие. (Слайд №1) Социальн... |
Сценарий игровой программы "Каникулы" в форме «Крестики - нолики» для лагеря досуга и отдыха.Цель: Создать атмосферу праздника. Задачи:Способствовать развитию творческих, интеллектуальных, коммуникативных способностей, формировать коллектив. Сценарий будет полезен вожатым летних площадок и учителей начальных классов при организации досуга детей. Проведение игровой программы возможно как в помещении, так и на улице. Ход игровой программыВедущий: Добрый день девчонки и мальчишки! Лето – это сам... |
Сценарий физкультурно-спортивного праздника «Богатырские забавы» ко Дню защитника Отечества для школьников, 5-9 классы Цель: привитие физической культуры и нравственной сплоченности детского коллектива. Задачи: - развивать интерес к активным физкультурно-оздоровительным формам досуга, к истории и культуре своей Родины; - знакомить с историческим прошлым России, закреплять знания о былинных богатырях; - воспитывать гордость и уважение к защитникам Отечества; - формировать понятия ценности зд... |
Сценарий внеклассного мероприятия ко Дню матери для обучающихся с ОВЗ в 6 классе «Моя мама лучшая на свете»Тематическое направление: духовно-нравственное воспитание. Целевая аудитория воспитательного мероприятия: 6 класс (11-13 лет) с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями – 2 вариант). Данная разработка будет полезна дефектологам, учителям коррекционных школ, студентам педагогических учебных заведений. Цель: воспитывать чувство любви к самому дорогому и родному человеку-маме. Задачи: - форми... |
Сценарий конкурсной развлекательной программы «Новогодний микс» для учащихся 6-9 классовАвтор: Деникеева Ольга Владимировна Место работы: МБОУ «Яйская общеобразовательная школа-интернат психолого-педагогической поддержки»Конкурсная развлекательная программа «Новогодний микс»Цель: создание праздничного настроения у подростков посредством участия в конкурсной развлекательной программе. Формирование культуры массового отдыха подростков. Задачи: - воспитывать уважение к зимним традициям; - совер... |
Конспект классного часа, посвящённого Дню народного Единства "Славься, Отечество", 5-6 классЦель: способствовать воспитанию у учащихся чувств патриотизма, развитию уважения к отечественной истории, культуре, традициям. Задачи. Образовательные: - познакомить с историческими событиями, людьми, принимавшими в них активное участие – Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским; показать неразрывную связь духовенства и народа. Воспитательные: - посредством художественного и музыкального оформления приви... |
Сценарий КВН для учащихся 6-8 класса «Я иду в библиотеку…»Цель: развивать познавательную активность учащихся и умение работать в библиотеке. Задачи 1. Стимулировать познавательные умения учащихся. 2. Развивать библиотечные умения учащихся, интерес к изучению и пониманию слова. Предварительная подготовка 1. Формирование команд участников и болельщиков. 2. Подготовка тем домашних заданий для команд и заданий для болельщиков. 3. Подготовка вопросов для разминки команд. 4. Подготовка медалей... |
Сценарий интерактивной игры «Я дома, я в школе, я среди друзей», 6 классЦели: развивать стремление к осмыслению себя, своих поступков и поведения; формировать нравственные качества личности, ответственность и порядочность. Предполагаемый результат Развитие критического мышления учащихся, навыков самоконтроля и самооценки, умения вести диалог с собой и другими людьми. Предварительная подготовка Все ребята класса отвечают на вопросы анкеты, которую им предлагает классный руководитель. 1. В кл... |
Методическая разработка занятия для учащихся 6-7 классов «Как правильно дружить»Цель: развитие умения работать в парах и малых группах Необходимые материалы: детали тетриса на количество участников, ватман, ручки и листы бумаги. Содержание занятия1. Упражнение «Тетрис» Эта игра требует некоторой домашней подготовки. Вы должны нарисовать на большом листе бумаги детали строительного конструктора (тетриса), причем число этих деталей должно быть равно числу участников игры. Вы вывешиваете этот ... |
Интеллектуальная игра «Самый умный биолог» для учащихся 6-9 классовЦель: выявить самого умного биолога среди учащихся своей параллели, повысить интерес детей к изучению биологии, биогеографии, расширить их кругозор и обогатить интеллект дополнительными новыми знаниями, воспитывать позитивное отношение к окружающей нас природе, развивать творческий потенциал учащихся. Внеклассное мероприятие проводится для учащихся 6–9-х классов. Можно проводить игру как на параллели, так и приглашать детей разн... |
Классный час на тему Россия в 6, 7 классе
Внеклассные мероприятия в 6 классе
Классный час в 6, 7 классе по теме: Тайна имени
Разработка классного часа в 6-7 классе «Воспитание лояльного отношения к беженцам»
Нет комментариев. Ваш будет первым!