Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Из опыта работы музыкального руководителя детского сада

Музыкально-творческий подход в развитии интеллекта и мышления дошкольников. Из опыта работы музыкального руководителя детского сада
Автор: Валитова Лариса Владимировна
Описание: данный материал может быть полезен педагогам дошкольного образования, работающим над развитием детского творческого потенциала, над интеллектуальным развитием ребенка.
Цель: выявление связи между музыкальными и интеллектуальными способностями дошкольников.
Задачи:
- установить связь музыкально-творческого подхода в воспитании и развитии дошкольника с его интеллектуальным развитием;
- выявить роль педагога в формировании музыкальных и интеллектуальных способностей детей.

Одна из проблем, интересующая педагогов – это взаимосвязь музыкального и интеллектуального (умственного) развития детей.
Современные исследования показали, что развитие мозга происходит с огромной скоростью. У девятимесячного ребенка мозг весит 50% от веса мозга взрослого, в два года – 75%, в шесть лет – 90%, а оставшиеся 10% прибавляются в следующие десять лет.

Традиции исследования интеллекта и интеллектуального развития личности достаточно богаты. Так, теоретические основы данной проблемы были раскрыты в фундаментальных трудах зарубежных исследователей: А. Бине, Ч. Спирмена, Дж. Гилфорда, Ж. Годфруа, Ж. Пиаже и др..

Проблема онтогенеза интеллекта нашла отражение в работах известных отечественных ученых, считавших, что интеллектуальное развитие представляет собой динамическую систему качественных и количественных изменений, которые происходят в психической деятельности в связи с возрастом и обогащением жизненного опыта.

Интеллектуальное развитие ребенка «опосредовано его воспитанием и обучением, в ходе которого происходит интериоризация ребенком социального опыта человечества и детерминируется не только извне, но и изнутри, т. е. зависит от уже достигнутого им уровня развития, от его возрастных и индивидуально-психологических особенностей и возможностей, а также интеллектуальных способностей» (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, П. П.Блонский, А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, Б. М. Теплов, Н. А. Менчинская, В. Н. Дружинин, М. А. Холодная, Н. С. Пантина, Н. И. Чуприкова, И. А. Бурлакова, Л. Н. Галигузова, Е. А. Тупичкина и др.).

Под понятием интеллектуальные способности М. А. Холодная понимает свойства интеллекта, характеризующие успешность интеллектуальной деятельности в тех или иных конкретных ситуациях с точки зрения скорости и правильности переработки информации в условиях задач, разнообразия и оригинальности идей, темпа и качества обучаемости, выраженности индивидуализированных способов познания.

Под интеллектуальной компетентностью ребенка, как одной из базовой характеристик личности ребенка, понимается сформированность умения выбирать соответствующую информацию, которая помогает строить новое действие, выполнять действия для достижения цели, пользоваться знаниями, извлеченными из успехов и неудач.

Для интеллектуального развития ребенка В. А. Сластениным был выделен алгоритм педагогической деятельности. А именно: анализ - диагноз - прогноз - планирование - реализация - регулирование - корригирование - оценка деятельности. Соблюдение последовательности этого алгоритма будет способствовать системной, продуктивной и, соответственно, достаточно качественной актуализации интеллектуальных способностей дошкольников, к которым относятся логические операции, гибкость мыслительных действий, наглядное моделирование, оперативная память, вербальная гибкость, креативность, пространственное восприятие и т.д..

Состоятельной и эффективной будет считаться деятельность того педагога, который в правильной последовательности реализует и координирует все вышеуказанные конструкторы. В этом заключается инвариантная составляющая педагогической технологии проектирования интеллектуального развития дошкольников. Вместе с тем возможность проявления творчества, фантазии и компетентности педагога может быть реализована в вариативной составляющей - организации развивающего процесса через регулирование и своевременную корректировку педагогического воздействия.

Появление новых авторских программ и технологий в теории и практике музыкального воспитания детей говорит о большом интересе к музыке, как виду искусства и ее роли в воспитании и развитии дошкольников. На взаимосвязь музыки и интеллекта указывали еще в древности. Не случайно занятия арифметикой в пифагорской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность.
Творческая активность детей во многом зависит от их интеллектуального развития. В работе Е. Сеги "Изучение музыкальности" автор подчеркивает значение в музыкальной деятельности интеллекта. В этих исследованиях явно выражена тенденция к выделению интеллектуальной, познавательной стороны музыкальности в качестве специальной, а иногда и ведущей.

Тенденцией к "интеллектуализации музыкальности" объясняется интерес к выявлению связи между музыкальными и умственными способностями на примере самовыражения ребенка через творчество.
Ребенок должен научиться слушать и слышать музыку, а это возможно только при соединении эмоционального и интеллектуального компонента в восприятии музыкального произведения. Недаром выдающиеся педагоги-просветители Б. В. Асафьев и Б. Л Яворский рассматривали слушание музыки как метод формирования музыкального мышления. Именно в процессе овладения языком музыки формируется конструктивный тип музыкального мышления, оперирующий внутримузыкальными элементами и подчиняющийся образно - художественному его началу. Уровень развития художественно- образного мышления определяется общим психическим развитием ребенка и связан с накоплением и обобщением его жизненных впечатлений.

Эмоции, которыми заражают нас со страниц книги или с экрана ТВ художественные фантастические образы, совершенно реальны, и переживаются нами по-настоящему серьезно и глубоко. Часто простая комбинация внешних впечатлений, как, например, музыкальное произведение, вызывает в человеке, который слушает музыку, целый сложный мир переживаний и чувств. Это расширение и углубление чувства, творческая его перестройка и составляет психологическую основу искусства музыки.

Сенсорные акты, на которых основываются музыкальные переживания, делятся на простые (ощущение и различение свойств звуков в их простейших сочетаниях) и сложные (эстетически окрашенные музыкальные переживания, т. е. восприятие музыкальных образов). И в том и в другом случае происходит сложная работа сознания, что напрямую связано с умственным воспитанием. Дети вслушиваются в звучание музыки, сравнивают звуки, сходные и различные по высоте, продолжительности звучания, тембровой окраске. Усвоение детьми способом сенсорных действий активизирует умственные способности, формирует интеллектуальную компетентность ребенка.

Искусство музыки по своей природе чрезвычайно благоприятно для становления творческих способностей - творческого мышления и воображения (цитата Л. Выготского о психологической основе искусства музыки).
По словам Л. С. Выготского, воображение, как основа всякой творческой деятельности, одинаково проявляется во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. В этом смысле все, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы - все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.

Воображение является крайне сложным по своему составу процессом. Именно эта сложность составляет главную трудность в изучении процесса творчества. В самом начале этого процесса стоят всегда восприятия внешние и внутренние, составляющие основу нашего опыта. Ребенок накапливает материал, из которого впоследствии будет строить его фантазия. Далее - сложный процесс переработки этого материала. Педагогический вывод, который можно отсюда сделать, заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности.

Творчество на деле существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданием гениев.
Творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключается хоть нота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека.

Один из важных вопросов детской психологии и педагогики - это вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка.В основе творчества всегда лежит неприспособленность, из которой возникают потребности, стремления и желания.
"Каждая потребность, - говорит Рибо, - стремление или желание отдельно или же вместе с несколькими другими может поэтому служить импульсом к творчеству. Всякое изобретение имеет поэтому двигательное происхождение; основная сущность творческого изобретения оказывается во всех случаях двигательной. потребности и желания сами по себе ничего создать не могут. Они являются только стимулами и движущими пружинами".

Наличие потребностей или стремлений приводит в движение процесс воображения, оживание следов нервных возбуждений, дает материал для его работы. Эти два условия необходимы и достаточны для того, чтобы понять деятельность воображения и всех входящих в его состав процессов.
Деятельность воображения зависит от технического умения и от традиций, т. е. от тех образов творчества, которые влияют на человека. Гораздо менее заметно и поэтому гораздо более важно действие другого фактора, именно окружающей среды. Всякий изобретатель, даже гений, является всегда "растением" своего времени и своей среды.
Его творчество исходит от тех потребностей, которые созданы до него и опираются на те возможности, которые существуют вне его.

"Как бы ни было индивидуально всякое творение, оно всегда заключает в себе социальный коэффициент."
Нельзя не согласиться с доводами Л. С. Выготского о том, что в каждый период детского развития творческое воображение работает особенным образом, свойственным именно данной ступени развития, на которой стоит ребенок. Воображение зависит от опыта, а опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого.

Существует мнение, что у ребенка воображение богаче, чем у взрослого человека. Нет. В процессе развития ребенка развивается и воображение, достигая своей зрелости только у взрослого.
Существует очень распространенное мнение, что творчество является уделом избранных и что только тот, кто одарен особым талантом, должен его развивать в себе и может считаться призванным к творчеству. Это положение не является правильным. Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития.

Типичные особенности детского творчества выявляются лучше всего не на вундеркиндах, а на обычных нормальных детях.
Л. С. Выготский убеждает нас в том, что творчество ребенка напоминает игру. Первичной формой детского творчества является творчество синкретическое, т. е. такое, в котором отдельные виды искусства еще не расчленены и не специализированы.

Общим корнем является игра ребенка, которая служит подготовительной ступенью его художественного творчества, но даже и тогда, когда из этой общей синкретической игры выделяются отдельные, более или менее самостоятельные виды детского творчества, рисование, игра на детских музыкальных инструментах, танцевальные и песенные импровизации и т. д., даже и тогда каждый вид не является строго отделенным от другого и охотно впитывает в себя и вбирает элементы других видов.

Основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, но в самом процессе. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении.
"Художественное воспитание, - говорит Пистрак, - дает не познания и не столько навыки, сколько именно тон жизни или, может быть, правильнее сказать, - фон жизнедеятельности".

Наш мозг и наши нервы, обладающие огромной пластичностью, легко изменяют свое тончайшее строение под влиянием тех или иных воздействий и сохраняют след от этих изменений, если эти возбуждения были достаточно сильны или достаточно часто повторялись.
Мозг наш оказывается органом, сохраняющим наш прежний опыт и облегчающим воспроизведение этого опыта.
Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть орган также комбинирующий, творчески перерабатывающий и созидающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение.
Для акта творчества в равной мере необходимы два фактора - интеллектуальный и эмоциональный.

Какая же психологическая концепция может лечь в основу программы развития детского творчества? Современные психологи представляют понимание творчества, как диалектическое мышление, которое является базовой характеристикой каждого человека, реализуется с помощью системы диалектических мыслительных действий, которые можно развивать.
Диалектическое мышление, во-первых, является творческим мышлением, во-вторых, способом выстраивания психического здоровья человека.

Опираясь на положение С. Л. Рубинштейна о том, что развитие способностей совершается в деятельности, я на практике реализовываю это через следующие виды деятельности при проведении НОД, как слушание музыки, пение, музыкально- ритмические движения, музыкальные развивающие и дидактические игры, игра на музыкальных инструментах. Формы деятельности НОД - тематическая, динамическая ( опора на один вид деятельности), интегрированная (синтез поэзии, живописи и музыки).

Наряду с развитием музыкальных способностей детей, я ставлю перед собой и следующие другие задачи, а именно:
- постановка интеллектуального развития детей в центр образовательного процесса;
- обеспечение комфортабельных психолого - педагогических условий и эффективных путей развития интеллектуальных способностей на основе организации личностно - ориентированной модели взаимодействия с детьми.

В процессе музыкально - педагогической деятельности я придерживаюсь некоторых принципов педагогической технологии интеллектуального развития дошкольников, а именно:
- многогранность - внедрение интеллектуального направления во все формы и виды музыкальной деятельности;
- вариативность - использование различных вариантов, методов и приемов интеллектуального взаимодействия с детьми в зависимости от их интересов и возможностей, а также конкретной ситуации;
- адаптивность - приспособление содержания образования к индивидуальным особенностям и возможностям каждого ребенка;
- гибкость - оптимальный и плавный перевод ребенка с одного уровня сформированности интеллектуальных способностей на другой в целях обеспечения поступенности процесса интеллектуального развития.

Таким образом, в своей музыкально-педагогической деятельности я работаю над интеллектуальным и музыкальным развитием детей в совокупности. Все виды музыкальной деятельности требуют к себе творческого отношения, "будят" в детях артистические чувства. Каждый ребенок индивидуально раскрывается при исполнении песен, танцев, оркестровых пьес. Одни дети - больше, другие - меньше. Но, главное, что каждый ребенок чего-то достигает для себя, у каждого получается нечто новое - это процесс творчества.

Каких принципов должен придерживаться педагог для успешной работы с детьми? Во-первых, уважение к идеям и мыслям ребенка, недопущение отрицательной оценки интеллектуальной деятельности детей, обеспечение терпеливой эмоциональной поддержки и внимания. во-вторых, создание мотивации благополучия через ситуации успеха в целях самоутверждения ребенка в собственных глазах, глазах сверстников и взрослых, привитие "вкуса успеха". В-третьих, вовлечение детей в коллективный, групповой и индивидуальный поиск нестандартных подходов к решению задач, оригинальных приемов и способов действий через игровую интеллектуально-творческую деятельность.

Методы, используемые мною в организации творческой деятельности, такие, как: проблемные, частично-поисковые, креативные, эвристические, информационные, исследовательские.
На музыкальных занятиях я, как педагог, также способствую формированию мыслительной деятельности дошкольника, таких свойств ума, как гибкость, широта, быстрота, креативность.

Начиная работу по изучению репертуара с детьми, происходит постоянная активизация умственных процессов. Например, в процессе работы над разучиванием песни, широко использую прием"задержки" или паузы, когда происходит остановка в любом месте при исполнении с тем, чтобы дети вспомнили текст далее сами. Сначала это задание выполняется педагогом в начале куплетов, припева, строк, но постепенно усложняется. Остановки могут происходить где угодно и когда угодно. Память и внимание детей прекрасно тренируются. Можно использовать и мнемотаблицы. Но их я рекомендую использовать воспитателям при разучивании песен в группе.

Также "поисковые" ситуации возникают и при разучивании танцев, оркестровых пьес. Вопрос: - Что дальше?, - очень распространен в моей педагогической практике. Для педагога важно уметь задавать настрой, темпоритм, стимулирующие интеллектуальную деятельность.

Особенно интересным и результативным в ходе развития творческих, а, значит, и мыслительных процессов ребенка, является активное слушание музыки. Почему активное? Педагог, обращаясь к эмоциям и чувствам детей, через прослушивание музыкальных произведений, просит их выполнить те или иные задания, а именно: показать в движении то, о чем "рассказывает" музыка. Или с помощью музыкальных инструментов сыграть эту музыку. Например, "Осенняя песня" П. И. Чайковского. Задание: показать, как опадают листья, дует ветер с помощью пантомимы или с атрибутами (в данном случае с листочками). Также можно выполнить это задание под музыку "Вальс снежных хлопьев" П. И. Чайковского или "Вальс цветов" Д. Д. Шостаковича. Мыслительные и творческие процессы объединяются в импровизациях детей. Конечно, одни дети более эмоциональны, другие менее. Но, повторю, для одних и других - это процесс создания нового. Для педагога важно умение определять и направлять ход детских мыслей, а также умение предопределять ход выполнения действий, помогать в развитии творческой фантазии. Пьесы для слушания музыки включаются в разминку, где дети показывают, как скачут охотники на лошадях, трубят в охотничьи рожки ("Охота. Сентябрь" П. И. Чайковский); как могут маршировать кузнечики, солдатики ( С. С. Прокофьев "Шествие кузнечиков", П. И. Чайковский "Марш деревянных солдатиков"). Также мною используются для разминки и стихи о животных. Тогда дети изображают животных, о которых идет речь.

Особое место в развитии дошкольников отводится интегрированным занятиям, построенных на синтезе искусств. Их я провожу систематически один раз в месяц ("В мире музыки", Под напев метелей", "Осенняя печаль", "Весенняя радость" и др.) Задания, которые я предлагаю выполнить детям, продумываю так, чтобы они были необычными. Например, покажите, как могут вести себя тролли (Э. Григ "В пещере горного короля"), что делает Гном (М. Мусоргский "Гном"), что могло произойти с ребенком (Гречанинов "Необычайное происшествие"). При этом немаловажную роль играет и педагог, который будит фантазию ребенка интересными выдуманными рассказами, помогает детям изображать рассказами-импровизациями. Например, при слушании пьесы М. Мусоргского "Избушка на курьих ножках", я использую Бабу-Ягу из кукольного театра, создавая особенный сказочный эффект. Умение ориентироваться на спонтанность - немаловажная функция педагогического мастерства. Дети ведь учатся и на примере взрослого фантазировать, сочинять, тем самым развивая в себе творчество мысли. Мыслить образами, конечно же, помогает музыка с ее неповторимым эмоциональным воздействием.

Импровизированные танцы на интегрированных занятиях очень нравятся детям, а для меня это способ для развития творчества у детей. Например, мальчики с палками показывают, как шагает с работы крестьянин (Р Шуман "Веселый крестьянин, возвращающийся с работы"). Палка превращается то в лопату, то в грабли и т.д.. Девочки с платками изображают танец листьев. Дети с удовольствием танцуют именно с предметами, атрибутами - разноцветными платками, палками, листочками, цветами, игрушками, мячами, музыкальными инструментами и т.д..

По словам специалистов, обеспечение средств для продуктивных видов деятельности детского экспериментирования является одним из обязательных условий интеллектуального развития дошкольников. А также предоставление детям свободы выбора и способов действий, обеспечение права на ошибку при самостоятельном поиске необходимого решения. Детям необходимо предоставлять возможность привносить добытые ими знания и суждения в процесс изучения нового материала.

В процессе проведения интегрированных занятий дети знакомятся с произведениями живописи, поэзии, которые дополняют друг друга. Дети рассматривают слайды с репродукциями картин, слушая музыкальные произведения. Нередко такие занятия заканчиваются выполнением коллективных работ: "Листопад", "Подарок мамочке", "Весенний букет". Это может быть аппликация, рисунок или композиция из готовых деталей.

Во время выполнения различных заданий, рассматривания картин, происходит непрерывное общение с детьми, задается много вопросов. Дети находятся в постоянном поиске ответов. И поэтому занятия музыкой превращаются в сложный мир исследования связей музыкальных звуков с окружающей действительностью.
Во второй младшей и средней группах я провожу адаптированные занятия с использованием конспектов М. Ю. Картушиной "Интегрированные занятия".

Интересный и увлекательный вид деятельности - игра-драматизация. Стараюсь вовлекать в процесс детей всей группы, так как маленькие роли (например, грибы, цветы, бабочки и т.д..) могут исполнять и очень стеснительные дети и дети с ОВЗ. Поэтому процесс творчества охватывает весь коллектив: от ролей второго плана до главных. Дети с удовольствием и рвением учат слова, стараясь выполнять все наставления педагога, который поддерживает, хвалит и мотивирует их. Замечаю, что дети стремятся быть артистами и выступать пред родителями и другими детьми. Каждый ребенок показывает свое индивидуально-творческое задание, выполнение которого включает в себя , как интеллектуальный компонент (запомнить последовательность слов и действий), так и творческий (изобразить, показать нужный образ).

В ходе работы над инсценировкой создаю проблемные, поисковые ситуации. Решение этих ситуаций заставляет ребенка думать, искать, создавать то, чего он раньше не делал. Это процесс творчества. Например, предлагаю ребенку додумать какую-либо сцену, окончание диалога, на свое усмотрение выполнить какое-либо действие в сказке. В процессе работы над постановкой игры-драматизации между "режиссером" (взрослым) и "актерами" (дети) происходит диалектическое общение, беседы.

Не менее интересный вид деятельности дошкольников - музыкально-дидактические и развивающие игры. Игровые задания, присутствующие в них, содержат все необходимые условия для реализации задач по музыкально-творческому и интеллектуальному развитию и воспитанию дошкольников. Музыкально-дидактическим и дидактическим играм я посвящаю отдельные занятия, т.к. они требуют особенных усилий со стороны умственной деятельности детей. Задания игр заставляют думать, сравнивать, анализировать. Получается это не у всех. Но на примере "лучших" учатся все. Такие игры, как "Ритмическое лото", "Узнай песенку по двум звукам" дети любят за наглядность, за возможность проверить себя, испробовать и исследовать собственные способности. проигравших в играх нет. Каждый ребенок будет услышан и отмечен. Это индивидуальные обращения также ценятся детьми, происходит процесс сближения обучаемого и обучающего. Дети раскрываются, работают, стараются. В ходе игр появляются вопросы причинно-следственного характера и вопросы, предполагающие рассуждение. Происходит как бы "разминка для ума", тренинги мышления. Особенно хочу обратить внимание педагогов на сборник Анисимовой " 100 развивающих музыкальных игр", которые развивают память, внимание и мышление. Я использую не все игры, выборочно. Многие воспринимаются детьми "на ура", т.к. предложены в игровой форме, эмоционально окрашены, подвижные и смысловые. Игры построены на коллективном размышлении и интеллектуальном сотрудничестве.

В заключение хочу отметить: Л. С. Выготский говорит о том, что следует указать на особую важность культивирования творчества в дошкольном возрасте. Все будущее человек постигает при помощи творческого воображения; ориентировка в будущем, поведение, опирающееся на будущее и исходящее из этого будущего, есть главнейшая функция воображения, и поскольку основная воспитательная установка педагогической работы заключается в направлении поведения ребенка по линии подготовки его к будущему, постольку развитие и упражнение его воображения является одной из основных сил в процессе осуществления этой цели. Создание творческой личности, устремленной в будущее, подготавливается творческим воображением, воплощающимся в настоящем.

Подводя итоги, считаю, что педагог дошкольного образования, независимо от специфики своей деятельности, должен быть заинтересован в интеллектуальном развитии детей и понимать значение интеллектуального развития ребенка в формировании его интеллектуальной компетентности, осознавать важность механизма актуальных интеллектуальных способностей каждого ребенка. Педагог должен уметь определять пути рациональной организации собственной профессионально-дидактической деятельности и деятельности детей. Создавать психолого-педагогические условия и вырабатывать эффективные пути интеллектуального развития детей. Признавать детей субъектами процесса интеллектуального развития, ориентироваться на их возможности, способности и интересы, инициирование индивидуального опыта каждого ребенка.

Учет динамики успехов и развития каждого ребенка (диагностика) позволяет делать выводы, что интеллектуальное развитие детей происходит интенсивно, прямо пропорционально творческому развитию.

Заключение (выводы).
Музыкально-творческий подход в воспитании и развитии дошкольника способствует формированию интеллектуальной компетентности через инициирование естественного наращивания каждым ребенком своего "ментального" (По М. А. Холодной) опыта, т. е. системы индивидуальных интеллектуальных ресурсов.
В связи с этим усиливается роль педагога в организации поисковой деятельности детей через умелое построение творческо-игровой развивающей среды, которая способствует раскрытию интеллектуально-творческого потенциала детей и формированию отдельных предпосылок интеллектуальной деятельности: мотивации, целеполаганию, рефлексии, осознания ценности и самоанализа своей мыслительной деятельности.

Приложение:
https://ped-kopilka.ru/blogs/larisa-vladimirovna-valitova-5735/puteshestvie-s-dozhdikom.html
https://ped-kopilka.ru/blogs/larisa-vladimirovna-valitova-5735/integrirovanoe-zanjatie-kruglyi-god.html
https://ped-kopilka.ru/blogs/larisa-vladimirovna-valitova-5735/igrovoi-tvorcheskii-proekt-muzykalno-ozdorovitelnye-dosugi.html
https://ped-kopilka.ru/blogs/larisa-vladimirovna-valitova-5735/integrirovanoe-muzykalnoe-zanjatie-zimushka-zima.html
https://ped-kopilka.ru/blogs/larisa-vladimirovna-valitova-5735/integrirovanoe-muzykalnoe-zanjatie-istorija-o-snegovikah.html
https://ped-kopilka.ru/blogs/larisa-vladimirovna-valitova-5735/muzykalnoe-zanjatie-osene-nastroenie-dlja-starshih-doshkolnikov.html
https://ped-kopilka.ru/blogs/larisa-vladimirovna-valitova-5735/statja-o-roli-muzykalno-didakticheskih-igr-iz-opyta-raboty.htm
https://ped-kopilka.ru/blogs/larisa-vladimirovna-valitova-5735/statja-integrativnyi-podhod-v-muzykalnom-vospitani-doshkolnika.html
https://ped-kopilka.ru/blogs/larisa-vladimirovna-valitova-5735/scenarii-zanjatija-strana-chudes-dlja-doshkolnikov.html
https://ped-kopilka.ru/blogs/larisa-vladimirovna-valitova-5735/muzykalnaja-nod-vo-vtoroi-mladshei-grupe-kukla-tanja.html
https://ped-kopilka.ru/blogs/larisa-vladimirovna-valitova-5735/muzykalnaja-integrirovanaja-nod-zimnie-zabavy.html
https://ped-kopilka.ru/blogs/larisa-vladimirovna-valitova-5735/muzykalnaja-nod-magazin-igrushek-v-starshei-grupe.html
https://ped-kopilka.ru/blogs/larisa-vladimirovna-valitova-5735/konspekt-muzykalnoi-nod-v-podgotovitelnoi-grupe.html

Библиография.
1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1967
2. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. 2-е изд., перераб. и доп. СПб: Питер, 2002
3. Тарасова К. В. Музыкальное мышление. Музыкальный руководитель № 7 2011 // Изд. дом "Воспитание дошкольника"
4. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников //Под ред. Л. Т. Нисканен. - М., 2002
5. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. - М., 1947
6. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. - Ярославль, 1997
7. Берулава М. И. Гуманизация образования: Направления и проблемы // Педагогика, 2000, №4
8. Крашенинников Е. Е. Творчество и диалектическое мышление. Современное дошкольное образование №4 2008
9. Крючкова А. А. Интеллектуализация музыкальности дошкольников. Дошкольная педагогика / февраль / 2009, СПб: Детство-пресс, 2009
10. Яфаева В. Педагогическая технология проектирования интеллектуального развития дошкольников. Дошкольное воспитание № 6 2009 // Изд. дом "Воспитание дошкольников"
11. Арисменди А. Л де Дошкольное музыкальное воспитание: Пер. с исп. / Общ. ред. М. Шуаре. - М.: Прогресс, 1989. - 176 с..

Рекомендуем посмотреть:

Картотека музыкального руководителя детского сада Развитие вокально-хоровых на выков на музыкальных занятиях в детском саду Особенности слуха и голоса дошкольников Кластерное пение
Логоритмическое занятие в старшей группе. Непослушная коза | Музыкальное занятие с элементами конструирования в детском саду в старшей группе. Конспект
Опубликовано: 874 дня назад (6 ноября 2021)
Просмотров: 655
Рубрика: статьи
+3
Голосов: 3

Нет комментариев. Ваш будет первым!